Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 14:48, контрольная работа
Целью данного исследования является определить, что включает в себя профилактика правонарушений несовершеннолетних и какова роль деятельности педагогов в ней.
Основные задачи исследования:
1. Определить, что в наше время является правонарушением и кого считать несовершеннолетним правонарушителем.
2. Изучение нравственно-психологических особенностей несовер-шеннолетних правонарушителей.
3. Изучение и анализ причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Что такое правонарушение несовершеннолетних и кого считать несовер-шеннолетним правонарушителем? 4
2 Нравственно-психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей 4
3 Причины и условия совершения несовершеннолетними правонарушений 7
4 Организация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в учреждениях образования 10
5 Роль педагогов в проведении профилактики правонарушений среди несовершеннолетних 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
Важная роль в воспитании принадлежит самому человеку. Человек рождается со способностью к развитию, но он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества. Человек сам способен этот опыт приобретать в процессе планирования, самоконтроля, саморегуляции, самонаблюдения, самоанализа, самоубеждения и т.д. Осуществляя самовоспитание, у человека возникают механизмы, помогающие ему приобретать знания, навыки, умения, отношения и совершать творческую деятельность сознательно и самостоятельно.
Благодаря самовоспитанию, человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое социальное существо, несмотря на интегрированность, слитность его с обществом [1, с. 92].
5 Роль педагогов в проведении профилактики
правонарушений среди несовершеннолетних
Практически в 90-х годах, специалистами, призванными заниматься вопросами профилактики правонарушений среди подростков, стали психологи. Однако профилактическая работа с позиции психологии в массовой практике в течение всех 90-х годов проявлялись крайне противоречиво, поэтому была введена должность и ставка социального педагога в штаты образовательных учреждений [4, с. 15].
Рассмотрим деятельность социального педагога в образовательном учреждении в аспекте профилактики, в структуре педагогического консилиума, ориентированного на работу с детьми, имеющими либо неадекватное требованиям учреждения поведение, либо предрасположенных к противоправным действиям. Педагогический консилиум – совещание, консультация педагогов с целью более глубокого изучения успеваемости и поведения школьников и выработки правильного пути дальнейшей работы с ними по устранению обнаруженных недостатков в их обучении, развитии и воспитании [6, с. 67].
Состав специалистов, реализующих программу профилактики в рамках консилиума, должен быть сформирован таким образом, чтобы каждый из ее членов обладал определенными полномочиями в решении вопросов по оказанию помощи подросткам и их семьям. В обязательном порядке в консилиум входят социальный педагог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, но сил нескольких человек недостаточно, поэтому строится такая система работы по профилактике правонарушений среди подростков, в осуществлении которой принимают участие и учителя-предметники, и специалисты дополнительного образования, и родительская общественность. Социальный педагог в деятельности по профилактике правонарушений выполняет в предлагаемой модели преимущественно функцию социального представительства интересов ребенка. Он объективно не может осуществлять непосредственное консультирование по вопросам, требующим особой компетентности и подготовки, но с другой стороны, специфика проблем правонарушений, заключается в том, что контактным лицом по отношению к ребенку, переживающему подобную проблему, может стать далеко не каждый педагог. Поэтому социальный педагог служит ключевой фигурой в профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями, осуществляющей представительскую и посредническую функции [4, с. 16].
Осуществляя профилактическую деятельность, педагог должен, прежде всего, опираться на потребности и мотивы подростка, определять, что является для него главным. В процессе воспитания подростков, склонных к совершению правонарушений, необходимо формировать глубину знаний о нравственных ценностях, моральных идеалах и нормах поведения; стремление к идеалу, правдивость; сознательное отношение к своим обязанностям; чувства жалости, сопереживания, благодарности, стыда, любви к себе и другим; смелость. Также немаловажно развитие принципиальности в отставании нравственных идеалов, психическая устойчивость; самокритичность, умения осуществлять самооценку, самоконтроль, рефлексию; сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию [1, с. 86 – 87].
Отметим приоритетные направления профилактической деятельности социального педагога и психолога в учреждениях образования. Это и помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка и подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления, и привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий. Кроме того к ним относится изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций;
помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов [4, с. 18].
Двигаясь по данным направлениям, педагоги руководствуются следующими принципами ведения профилактической деятельности среди несовершеннолетних:
1) принцип ориентации на позитив в поведении и характере подростка. Педагог должен видеть в воспитаннике, прежде всего, лучшее, что будет являться основой для формирования позитивных качеств личности. При этом важно постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам подростка.
2) принцип социальной адекватности воспитания. Важно учитывать особенности социального окружения подростка, координировать взаимодействие социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка, корректировать воспринимаемую подростком разнообразную информацию.
3) принцип индивидуализации. Важно выявление причин противоправного поведения, раскрытие потенциала личности как в учебной, так и во внеучебной работе.
4) принцип социального закаливания подростка. Необходимо учитывать следующие правила: проблемы отношений подростков надо решать с ними, а не за них; не только радость, но и страдания и переживания воспитывают человека; волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня [1, с. 87 – 88].
А сейчас рассмотрим, какую воспитательную профилактическую работу педагоги осуществляют среди несовершеннолетних, а главное при помощи каких методик. В первую очередь педагог простраивает с опережением воспитательную работу, чтоб не допустить, когда груз неразрешённых проблем приведет ребёнка к серьёзному правонарушению или преступлению. Во втором случае речь идёт о ребёнке, находящемся в социально опасном положении и профилактика здесь носит вторичный характер, т.е. направлена на предупреждение рецидивов правонарушений.
Для выявления детей, имеющих риск совершения правонарушений, социальными педагогами используются разного рода «Анкеты для подростков» (см. Приложение А). Для получения общей картины и анализа ситуации по правонарушениям в учреждении используются разные методики, например, методика, представленная в Приложении Б. Эти методики помогают отслеживать и фиксировать правонарушения, проявляющие себя в различных формах девиантного и криминального поведения и выявлять степень дезадаптации подростка. Кроме этого они позволяют определить факторы защиты, имеющие положительное значение для подростка (любимые занятия, люди, которым он доверяет, его видение выхода из создавшейся ситуации) [4, с. 19 – 20].
Таким образом, педагоги, сопровождающие подростка, опираясь на результаты методик, дают обратную связь своему подопечному в отношении существующих проблем и, оперируя к сильным сторонам его личности, побуждают воспитанника принять решение относительно изменения своего отношения и поведения по определённым направлениям развития.
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача учреждений образования в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой данной профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
Профилактическая деятельность среди подростков в Республике Беларусь осуществляется на различных уровнях и направлениях. Комиссия по делам несовершеннолетних как специальный субъект профилактики относится к органам исполнительной власти, инспекция по делам несовершеннолетних – к органам Министерства внутренних дел, специальные школы и специальные училища – к Министерству образования. Взаимодействие всех субъектов профилактики, их скоординированность в действиях достигается путём разработки совместных планов работы [1, с. 90].
Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними педагогов-профессионалов. Поэтому на педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией, формирование у учащихся понятия «свобода слова», умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому. Сотрудничество в процессе профилактической работы позволяет строить субъект-субъектные отношения между педагогом (воспитателем) и подростком, что в свою очередь очень важно в такой работе.
В конце хочется отметить, что только своевременная и эффективная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних - залог снижения уровня общей преступности в стране, а так же благоприятного развития общества в целом.
Шестаков, Д. А.
Семья как объект криминологического
исследования / Д. А. Шестаков. // Правоведение.
– 1982. – № 4. – С. 60 – 66.
Приложение А
Анкета для подростков
Отвечая на вопросы анкеты, выбирайте те варианты, которые совпадают с вашим личным мнением, и обводите их порядковые номера или записывайте свой ответ. Заранее благодарим за искренние ответы!
Ваше имя и фамилию___________
2.1. Состояние здоровья
2.1.1. Болею очень часто,
из-за этого не усваиваю
2.1.2. Болею часто, из-за
этого пропускаю школьные
2.1.3. Здоровье не хуже и не лучше, чем у большинства сверстников
2.1.4. Практически здоров
2.2. Активность
2.2.1. Общие школьные и
классные дела меня не
2.2.2. В общих делах иногда участвую, но без особого желания
2.2.3. Меня привлекают отдельные мероприятия, и я в них принимаю участие
2.2.4. Часто бываю организатором
и активным участником
2.3.1. Не вижу смысла во всей этой учёбе
2.3.2. Какие-то предметы мне нравятся, какие-то нет
2.3.3. Учусь не хуже других по многим предметам
2.3.4. Учусь с интересом и желанием хорошо закончить школу
2.4. Семья
2.4.1. Родители пьют, не считают нужным работать
2.4.2. Родители считают, что власть и деньги – это главное в жизни
2.4.3. Родители часто ссорятся, при этом достаётся и мне
2.4.4. Иногда возникают проблемы, и мы сообща их решаем
2.5. В моей семье
2.5.1. Отношения напряжены так, что я готов(а) уйти из дома
2.5.2. Отношения не совсем меня устраивают из-за частых ссор и конфликтов
2.5.3. Отношения спокойные, но иногда я чувствую себя лишним
2.5.4. Хорошие, все неплохо
друг друга понимают и
2.6. Планы на будущее
2.6.1. Попробую устроиться в жизни так, чтобы, не работая иметь много денег
2.6.2. Я об этом не думаю, придёт время и всё само собой сложиться
2.6.3. Когда окончу школу, тогда буду думать, куда поступать или пойти работать
2.6.4. Я уже выбрал (а) профессию и готовлюсь к ней
Информация о работе Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних