Психическое развитие детей с проблемами слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:48, отчет по практике

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать проблему развитие познавательного интереса детей с проблемами слуха, смоделировать программу деятельности социального педагога по развитию познавательного интереса детей.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психологической, педагогической, методической литературы по проблеме развития познавательного интереса детей выделить ключевые понятия и структурировать их.
2. Рассмотреть особенности развития познавательного интереса детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА
§ 1. Психическое развитие детей с проблемами слуха………………………....5
§ 2. Особенности развития познавательной сферы подростков с проблемами слуха..............…………………………………………………………………......13
§ 3. Клубные формы работы в развитии познавательного интереса детей с проблемами слуха………………………………………………………………..33
Глава II. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА
§ 1. Характеристика выборки и диагностических методик……………............
§ 2. Система социально-педагогической деятельности познавательного интереса детей с проблемами слуха средствами клубных форм работы……………...................................................................................................
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованных источников..………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Курсовая тюлюкина.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)

Система общения глухих имеет сложную структуру, поскольку  помимо других видов речи включает в себя и две разновидности  жестовой речи: русскую и калькирующую. Использование в общении средств  русского жестового языка основывается на самобытной лингвистической системе, обладающей своеобразной лексикой, грамматикой, о некоторых особенностях которой говорилось выше. Устная словесная речь при таком высказывании не используется. Калькирующая жестовая речь — это вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения глухими детьми словесной речи. Жесты становятся эквивалентами слов, а порядок их следования — такой же, как в предложении, т. е. этот вид речи калькирует лингвистическую структуру словесного языка. Жесты сопровождают устную речь говорящего.

Большинство глухих владеют  разными видами речи — и русской  жестовой, и калькирующей жестовой, и словесной речью (во всех ее формах). У них наблюдается своеобразное словесно-жестовое двуязычие, для которого характерны различный уровень владения каждым видом речи, распределение коммуникативных функций между взаимодействующими речевыми системами, взаимное влияние сосуществующих речевых систем. Словесно-жестовое двуязычие глухих влияет на их психическое развитие в целом и на отдельные его стороны — развитие памяти, мышления, личности [4, с. 84-87].

Познавательный интерес  – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленности личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке в ознакомлении с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Познавательный интерес  – один из самых значимых мотивов  учения, формируя который мы создаем  прочную и надежную основу личности школьника. У учащихся одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

Выделяют три уровня развития познавательного интереса.

Уровень фактов и репродуктивной деятельности (элементарный уровень). На этом уровне интерес «находиться на поверхности» отдельных фактов.

Уровень выделения существенных связей и стремления к поисковой  деятельности. Этот уровень требует  поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами получения образования. На этой стадии учащиеся еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в учении.

Уровень выявления существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей. Этот уровень связан с элементами исследовательской творческой деятельности, приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения.

Названные уровни сопровождаются параметрами устойчивости, локализованности и осознанности, что следует иметь в виду при анализе роли познавательного интереса в структуре личности ученика.

Устойчивость познавательного  интереса различна. Интерес к учению может быть ситуативным. Он исчезает вместе с породившей его ситуацией (эффективный опыт, впечатляющий рассказ, интересный фильм). Познавательный интерес может быть относительно устойчив и связан с определенным кругом предметов, заданий. Наконец, интерес к познаванию может быть достаточно устойчив. В этом случае внутренняя мотивация в учении преобладает, и ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам.

Локализация познавательного  интереса может быть также различной. Значительная часть учащихся имеет его аморфную локализацию. Такие ученики рассеянны на уроках, часто отвлекаются. Интерес к учению у них требует побуждений извне.

Другая часть учащихся имеет широкую локализацию интереса. Для них характерны внутренние побуждения, интерес ко многим областям знаний. Они извлекают знания из различных источников, в том числе за пределами урока.

Наконец, оставшуюся группу школьников составляют учащиеся с четко  локализованными познавательными  интересами.

Не менее важным параметром интереса к познанию является осознанность. Осознание мотива всегда связано с более сильным влиянием его на деятельность.

Познавательный интерес  необходимо признать одним из значимых факторов учебного процесса, влияние  которого неоспоримо как на создание благоприятной атсмоферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Под его влиянием активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется логическая память, интенсивнее работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится более продуктивной. Успешная познавательная деятельность укрепляет познавательный интерес.

Познавательный интерес  может проявлять по-разному:

1. В форме интеллектуальной  активности, когда учащиеся:

- задают вопросы учителю;  так как вопросы учеников имеют  различный уровень познавательной  ценности, следует иметь в виде  те из них, которые носят  подлинно познавательный смысл,  то есть обнаруживают желание  ученика либо уточнить что-то, либо открыть перспективу дальнейшего познания;

-   стремятся участвовать в деятельности, обсуждении заявленных на уроке вопросов, хотят высказать свою точку зрения, внести дополнения;

-   свободно оперируют приобретенными научными знаниями;

- стремятся поделиться с другими (одноклассниками, родителями, учителем) новой информацией, добытой за пределами урока и выходящей за пределы программы.

2. В форме эмоциональных  проявлений: в мимике, жестах, возгласах,  обмене впечатлениями с соседом,  обостренности внимания в определенной позе, полнейшей тишине и боязни нарушить ее. Эмоциональные проявления связаны с процессом озарения, внезапно возникшей радостной перспективой найденного решения и уверенностью в своих силах; с найденным рациональным способом решения задачи, успехом деятельности; с определенным отношением к герою литературного произведения и так далее.

3. В форме волевых  проявлений: в сосредоточенности  внимания и слабой отвлекаемости.  Показательны в этом отношении  реакции учащихся на звонок  с урока. Для одних звонок является нейтральным раздражителем, и они продолжат работу, стараясь довести ее до логического конца; другие моментально демобилизуются, перестают слушать, закрывают книги и тетради, оставляя незаконченным начатое задание, и первыми выбегают на перемену. Также хорошим показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях.

4. В форме свободного  выбора деятельности. В свободном  выборе, оказывая предпочтение определенной  области деятельности, знаний, ученик  раскрывает и свои интересы, и свои потенциальные возможности, и все накопленные им в учении способы познавательной и практической деятельности.

Как повысить и укрепить познавательный интерес у учебном  процессе?

Во-первых, необходима максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Развитию познавательного интереса способствуют ситуации решения познавательных задач, активного поиска, догадок, размышления, мыслительного напряжения; ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиции, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.

Во-вторых, учебный процесс  необходимо вести на оптимальном  уровне развития учащихся. Познавательный интерес ученик не будет повышаться и крепнуть, если операционная сторона учения останется постоянной. В ней необходимо поступательное движение. Только тогда ученик, оценивая свои возросшие возможности и  силы, осознает, что теперь он по-другому, по-новому, лучше, легче, быстрее, успешнее действует в учебной обстановке.

В-третьих, не обойтись без положительного эмоционального тонуса учебного процесса. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения связана с двумя главными источниками развития ученика: деятельностью и общением. Не каждый учитель задумывается над всеми нюансами создания благополучной обстановки. Так, один учитель просекает подсказки, заглядывание в тетрадь соседа, другой содействует тому, чтобы при затруднении ученик обращался к товарищу. Один, используя эмоциональную силу отметки, подчеркивает слабости ученика, укоряет его за то, что он плохо учил, другой, ставя ту же отметку, пытается показать ученику его еле видимые сдвиги, рисует перед ним лучшую перспективу, к достижению которой он может стремиться. Стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, благодаря которому работается быстрее и продуктивнее.

Формирование познавательного  интереса у младших школьников –  одна из определяющих линий деятельности учителя, а сформированность активности и самостоятельности учащихся – важнейший показатель плодотворности учения.

Познавательная активность школьника, если она достаточно устойчива, характеризуется:

- поисковой направленностью  в учении;

- познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников как в учении, так и во внеучебной деятельности;

- эмоциональным подъемом, благополучием протекания деятельности.

Рассматривая вопрос об укреплении познавательного интереса у учебном процессе, необходимо обратить внимание на то, каким колебаниям подвергается познавательный интерес учащихся на уроке. Его динамика в течение одного урока различна. Приведем три наиболее типичных проявления динамики познавательного интереса.

Самый благополучный тенденций движения познавательного интереса является его постепенное возрастание от начала урока до его окончания. В течение первых пяти минут, на организационном этапе урока, познавательный интерес еще мало заметен. В ходе осознания поставленной задачи, толчком к реализации которой является впечатляющая информация, исходящая от учителя, интерес начинает проявляться: поддерживается он на протяжении всего урока многообразием самостоятельных работа, проблемной ситуацией, фронтальным поиском решения проставленной проблемы, богатой информацией, полученной как от учителя, так и от учащихся. Уходя с таких уроков, школьники находятся под их впечатлением и на переменах.

Самым неблагополучным  типом динамики интереса на уроке  является его «ниспадающий» характер. Высокие напряжение внимания в начале урока связано с ориентировкой учащихся в предлагаемых задачах. Чаще это не подлинный интерес к познанию, а интерес-ожидание (вызовут – не вызовут). Таким он держится во время опроса, когда вероятность вызова к ответу есть у каждого и когда можно дополнить ответ товарища. Затем, когда мотив ожидания проходит, интерес к уроку неуклонно падает. Это связано со слабой подачей содержательной информации и отсутствуем необходимой стимуляции активности самих учащихся. Конец подобных уроков обычно сопряжен со множеством отвлечений учащихся, а звонок воспринимается с радостью, как избавление от неприятной обязанности. Такие уроки наносят значительный урон процессу формирования познавательного интереса учащихся. Третий тип движения познавательного интереса – его ступенчатая динамика, при которой отчетливо видны кульминации и точки спада. Интерес здесь непостоянен и поэтому не выступает в качестве общего мотива деятельности, он скорее связан с совершаемым действием, определенным актом деятельности. Так, ученик бывает увлечен эффектным опытом, понравившейся ему задачей, но в другой предложенной задаче он не видит смысла, поэтому решает ее по принуждению. Успех в формировании познавательного интереса на таких уроках решают последние 10-15 минут. Если в течение этого времени линия развития учебной деятельности будет неуклонно идти вниз, эффект и последствия этих минут будут незначительными. И наоборот, если эта линия будет возрастать, то интерес станет постепенно увеличиваться, результат будет иным. Данный тип динамики свидетельствует о недостаточной устойчивости познавательного интереса, недостаточности внутренней мотивации.

Учебный процесс, наполненный  определенным содержанием учебных  предметов, организующий деятельность учащихся, обладает значительными объективными возможностями стимулирования познавательного интереса [11, с. 100-103].

Таким образом, развитие познавательной сферы детей с нарушениями слуха протекает в чрезвычайно сложных условиях. Взаимодействие первичного дефекта и вторичных отклонений в психическом развитии изменяет структуру познавательной сферы глухих детей. Центральное место при этом занимают сложности становления высших психических функций, формирование таких качеств, как произвольность, опосредованность, осознанность. Высшие психические функции как системы обладают большой пластичностью, поэтому позволяют осуществлять внутрисистемные и межсистемные функциональные перестройки и в значительной степени компенсировать отклонения в психическом развитии глухих детей. Результаты исследований сурдопедагогов и сурдопсихологов показали, что достигается это только в условиях целенаправленного адекватного обучения и воспитания.

 

§ 3. Клубные формы работы в развитии познавательного интереса детей с проблемами слуха

В последние годы во многих регионах России развитие культурно-досуговой деятельности имеет происходит в сложных условиях. Происходящая реорганизация в культурно-досуговой сфере, ликвидация многих клубных учреждений и изменение их деятельности открыли дорогу для разнообразной работы клубов по интересам в микросоциумах. При целесообразно сформированной педагогической деятельности, имеющей непосредственное влияние на выбор свободного времени подростков, происходит развитие организованных и неорганизованных видов и форм самодеятельного творчества. Изменения, наблюдаемые во всех сферах общественной жизни, отражаются как на развитии художественной самодеятельности, так и на развитии любительства. Становится все более проблематичной организация клубных форм работы для детей с проблемами слуха. Причин для этого множество:

  • во-первых, информированность российского рынка, когда соотношение спроса и предложений не уравновешены;
  • во-вторых, отсутствие опоры в виде теоретического опыта в организации досуговых форм, что порождает неуверенность в действиях руководителей специализированных клубных объединений;
  • в-третьих, несущественная поддержка государством специализированных культурных учреждений.

Несмотря на все трудности  в организации работы специализированных учреждений досуга, процесс демократизации общества усилил проявление инициативы среди работников социально-культурной сферы. Этому способствовал и отход от заорганизованных форм работы, и модификация ценностной ориентации подростков, стремление к свободным видам досуга, являющимися основными в работе многих специализированных культурно-досуговых учреждений на современном этапе.

Информация о работе Психическое развитие детей с проблемами слуха