Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:48, отчет по практике
Цель исследования: теоретически обосновать проблему развитие познавательного интереса детей с проблемами слуха, смоделировать программу деятельности социального педагога по развитию познавательного интереса детей.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психологической, педагогической, методической литературы по проблеме развития познавательного интереса детей выделить ключевые понятия и структурировать их.
2. Рассмотреть особенности развития познавательного интереса детей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА
§ 1. Психическое развитие детей с проблемами слуха………………………....5
§ 2. Особенности развития познавательной сферы подростков с проблемами слуха..............…………………………………………………………………......13
§ 3. Клубные формы работы в развитии познавательного интереса детей с проблемами слуха………………………………………………………………..33
Глава II. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА
§ 1. Характеристика выборки и диагностических методик……………............
§ 2. Система социально-педагогической деятельности познавательного интереса детей с проблемами слуха средствами клубных форм работы……………...................................................................................................
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованных источников..………………………………………….49
В некоторых регионах,
городах России, контингент участия
подрастающего поколения в спец
В подростковых клубах по месту жительства применяются разнообразные эффективные формы работы, способствующие:
Рассмотрим деятельность городского реабилитационного центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи г. Самары. Основное содержание деятельности специализированных детских и молодежных объединений при подростковых клубах составляют программы, которые могут быть всероссийскими, областными, районными или индивидуальными, включающими в себя основную - «Взрослые и дети» /8/.
Таким образом, концепция развития городского реабилитационного центра по работе с детьми и молодежью, имеющими нарушение слуха, строится на реализации следующих программ:
1. Организация культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи в рамках программы «Мир красотой спасется», которая направлена на духовно-нравственное развитие личности на основе познания культуры.
2. Воспитание у детей и молодежи бережного отношения к природе, расширение познаний о природе родного края.
3. Поддержка детей и молодежи в профессиональном самоопределении в процессе реализации программы «Сто дорог, одна моя».
4. Создание условий для освоения подростками традиционной культуры своего народа, развития творческой деятельности по ее возрождению и сохранению через изучение традиций родного края, календарно-обрядовых праздников, музыкальной и танцевальной культуры, прикладного и изобразительного искусства.
5. Создание условий для обогащения личности школьников жизненным опытом предшествующих поколений.
6. Программа «Познай себя и узнаешь мир людей» направлена на формирование личности с продуктивным, творческим мышлением, на воспитание независимости в суждениях, умения дискутировать, влиять на людей и выбирать пути сотрудничества с ними на основе владения навыками культуры общения.
7. Формирование высокого уровня гражданственности, воспитание чувства хозяина своей судьбы, ответственности за принятие решений, установление контактов и вовлечение в деятельность клубов «трудных» подростков осуществляется в ходе реализации программы «Я для России», «Голиаф».
В соответствии с имеющейся базой, контингентом ребят, посещающих клубы, интересами их и педагога-организатора, профилем кружков, работающих в клубе, определяется и направленность клуба. Однако, независимо от выбора любой из программ деятельности, клуб должен быть местом общения ребят друг с другом и с педагогом, представляющим мир взрослых людей. Непосредственно живой пример и художественная подготовка педагога, руководителя объединения, его компетентность в различных видах искусства не только порождают у подростков внутреннее противоречие между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к искусству.
Работа специализированных подростковых клубов строится в тесном контакте с различными социально-культурными институтами. Исследования направлены на рассмотрение многих нерешенных задач, стоящих перед работниками сферы культуры. Это:
Анализ воспитательной деятельности любительских объединений в специализированных подростковых клубах Самары показал, что за небольшой период времени изменилась методика организации и планирования досуговых акций. Наиболее популярными становятся такие формы творчества, которые способствуют воплощению идей, замыслов в конкретной идейной форме, а также реализации выдумки, фантазии через индивидуальный и массовый процесс видения многих жизненных явлений. Это студии декоративно-прикладного творчества, спортивно-оздоровительные секции.
Произошедший спад интереса к традиционным формам кружковой самодеятельности привел к созданию условий для возникновения авторских видов объединений художественной направленности с целью распространения практики мастеров-умельцев среди любительских объединений инвалидов. В результате заметно активизировалась работа во многих клубах, и стал наиболее интересным досуг подростков /5/.
Каждый клуб - это мини-мир, в котором существуют свои традиции, создается индивидуальная культура общения, питательный микроклимат познания и творчества. Масштабные акции, организуемые городским реабилитационным центром по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи Самары, предлагают разнообразные по содержанию и форме проведения игры, праздники, познавательные и просветительные беседы, встречи с интересными людьми. В подростковых клубах подростки реализуют свой потенциал, здесь каждый компенсирует те или иные проблемы общения, наиболее реально усваиваются социально-культурные образцы поведения.
Педагог любительского объединения при руководстве коллективом или группой обязан владеть тремя аспектами деятельности, которые создают благоприятные условия для развития личности. Это художественный, педагогический и организаторский, без которых невозможно увлечь, удовлетворить духовные потребности человека, а также реализовать их. Для данного действа необходимы интуиция руководителя, обоюдное вдохновение педагога, личности или группы, наличие новизны в имеющихся формах деятельности. Именно тогда может создаваться творческая атмосфера.
Особым интересом пользуются традиционные праздники - «Рождественские посиделки», «Крещенские вечера», «Масленица» и многие другие, проводимые клубами по месту жительства и перенявшими эстафету по организации местных традиций от Домов культуры. Среди традиционных массовых праздников можно назвать «Карнавал» и нововведение - форум «Культура мира через подростковое восприятие».
Для стимулирования участия
подрастающего поколения в
Для этого необходимо научиться:
отмечать инициативных участников, а также спонсоров, принимающих активное участие в возрождении региональной культуры своего края [2, с. 90-94].
Схема 1
Дополнительно-образовательные услуги в ГС(К)ОУ
школе-интернате №4 г.о. Самара (2012-2013 учебный год)
Схема 2
№ п.п |
Кол-во занимающихся |
Руководитель | |
Спортивная направленность | |||
1. |
Греко-римская борьба |
17 |
Сидоров П.А. |
2. |
Футбол |
12 |
Кашарин Д.Н. |
3. |
Баскетбол |
13 |
Обидина А.В. |
Художественно-эстетическая направленность | |||
4. |
Студия жестового пения «Дети солнца» |
35 |
Ухмакова М.В. |
5. |
Хореография |
13 |
Коршунова А.С. |
6. |
Вышивка |
11 |
Павлова Е.М. |
7. |
Рисования |
14 |
Павлова Е.М. |
Спортивная направленность - 42 человек
Художественно-эстетическая направленность - 73 человек
Итого: 115 человек
Схема 3
Список обучающихся постоянно занимающихся в системе дополнительного образования ГС(К)ОУ школы-интерната № 4 г. Самара
№ |
Ф.И. учащихся, класс |
Образовательное учреждение |
1 |
Артемьев А. |
Областная специализированная детско- юношеская школа олимпийского резерва ( Греко-римская борьба) Рук. Сидоров П.А. |
2 |
Гороховский И. | |
3 |
Новиков Д. | |
4 |
Фадеев Д. | |
5 |
Бинанбетов И. | |
6 |
Касилов И. | |
7 |
Разделкин Д. | |
8 |
Кадин В. | |
9 |
Алексеев Д. | |
10 |
Вербицкий С. | |
11 |
Байбульсинов Ж. | |
12 |
Беляков А. | |
13 |
Дубовицкий Д. | |
14 |
Маскальчук И. | |
15 |
Курочкин С. | |
16 |
Кондратенко С. | |
17 |
Филиппов С. | |
1 |
Беляков А. |
Жестовое пение Рук. Ухмакова М.В. |
2 |
Мелихова Ж. | |
3 |
Петрова Н. | |
4 |
Сизова Н. | |
5 |
Соколова Е. | |
6 |
Суркова Д. | |
7 |
Мойдунбекова М. | |
8 |
Самойлов В. | |
9 |
Яковлев В. | |
10 |
Алифанов С. | |
11 |
Моисеева О. | |
12 |
Сорокина Е. | |
13 |
Дьячкова К. | |
14 |
Долженков Ж. | |
15 |
Байбульсинов Ж. | |
16 |
Олехова А. | |
17 |
Макарова Д. | |
18 |
Омельченко О. | |
19 |
Аглиуллина А. | |
20 |
Ломакин Д. | |
21 |
Халимов И. | |
22 |
Вербицкий С. | |
23 |
Амритдинова Ж. | |
24 |
Кузина Л. | |
25 |
Либерман П. | |
26 |
Костогрыз П. | |
27 |
Елистратова М. | |
28 |
Ташева Ж. | |
29 |
Епифанов А. | |
30 |
Овчинников Р. | |
31 |
Подтихова Л. | |
32 |
Маскальчук И. | |
33 |
Хохлова Е. | |
34 |
Радаева К. | |
35 |
Бочкарёв А. | |
1 |
Аглиуллина Р. |
Хореографическая студия Рук. Коршунова А.С. |
2 |
Хамидова Ш. | |
3 |
Беляков А. | |
4 |
Мелихова Ж. | |
5 |
Сорокина Л. | |
6 |
Елистратова М. | |
7 |
Лобанкова М. | |
8 |
Нечаева Т. | |
9 |
Бабажанова Д. | |
10 |
Аюпова Ю. | |
11 |
Генералов А. | |
12 |
Гусейнов Э. | |
13 |
Назаров К. | |
1 |
Шемякин А. |
Секция футбола Рук. Кашарин Д.Н. |
2 |
Алексеев Д. | |
3 |
Костогрыз П. | |
4 |
Филиппов С. | |
5 |
Самойлов В. | |
6 |
Яковлев В. | |
7 |
Алифанов С. | |
8 |
Алифанов С. | |
9 |
Ломакин Д. | |
10 |
Халимов И. | |
11 |
Ильмендеров А. | |
12 |
Веденеев В. | |
1 |
Дьячкова К. |
«Вышивка» Рук. Павлова Е.В.
|
2 |
Квасова И. | |
3 |
Моисеева К. | |
4 |
Сорокина Л. | |
5 |
Мелихова Ж. | |
6 |
Петрова Н. | |
7 |
Суркова Д. | |
8 |
Сизова Н. | |
9 |
Сорокина Н. | |
10 |
Макарова Н. | |
11 |
Лыткина В. | |
1 |
Аюпова М. |
Рисования Рук. Павлова Е.В.. |
2 |
Лобанкова М. | |
3 |
Бабажанова Д. | |
4 |
Борисова Н. | |
5 |
Хохлова А. | |
6 |
Макарова Н. | |
7 |
Аюпова Ю. | |
8 |
Бабажанова Д. | |
9 |
Борина А. | |
10 |
Генералов А. | |
11 |
Гусейнов Э. | |
12 |
Лобанкова М. | |
13 |
Нозаров К. | |
14 |
Нечаева Т. | |
1 |
Алексеев Д. |
Кружок баскетбола. Рук. Обидина А.В.
|
2 |
Елистратова М. | |
3 |
Ломакин Д. | |
4 |
Сорокина Л. | |
5 |
Феропонтова А. | |
6 |
Халимов И. | |
7 |
Хамидова Ш. | |
8 |
Шерстнёв К. | |
9 |
Долженков Ж. | |
10 |
Хохлова А. | |
11 |
Филиппов С. | |
12 |
Мирзоев Т. | |
13 |
Беляков А. |
Греко-римская борьба позволяют молодому человеку лучше учиться и преуспевать по жизни. Это связано с тем, что как только молодой человек оказывается ограничен во времени (к примеру, через два часа после учёбы начинается тренировка), это время он начинает чувствовать. Тот, кто чувствует время и знает, сколько продлится каждое занятие, может правильно рассчитывать свои силы. Таким образом, он оптимизирует своё время и больше успевает. Обычно тренировки проводятся 3-4 раза в неделю по 1.5 – 2.5 часа. Увлечённые имеют возможность ходить чаще. Всегда существует несколько групп занимающихся – детские, средние, взрослые. Наличие нескольких групп позволяет варьировать нагрузку для детей разного возраста. Те, кто посещают тренировки регулярно, как правило, показывают хорошие результаты и имеют возможность поехать летом на сбор в спортивный лагерь. Длительность проведения лагерей обычно от 20 до 30 дней. Сборы проводятся в спортивных базах за чертой города.
Движение – жизнь, только страдающий амнезией может не помнить эту фразу. Любой спорт оказывает хорошее влияние на организм, среди них и футбол. Занятия спортом улучшают не только физическое, но и психологическое состояние, способствуют развитию индивидуальности. Польза детского футбола заключена в развитии у ребенка не только физических данных, но и лидерских качеств, коллективного мышления, навыков планирования, которые так необходимы современному человеку, чтобы достигать высокие результаты не только в спорте, но и по жизни. Кроме этого, футбол способствует формированию командного духа детей. Футбол – это спорт, который представляет собой соревнования разной важности. Здесь случаются победы, а бывают и поражения. Спорт ставит детей в разные жизненные ситуации, ребенок начинает осознавать – есть успехи и неудачи. Что тоже очень полезно. Ведь если человек, еще в раннем детстве поймет, что не все в нашей жизни непросто, как может показаться, тем большим победителем он окажется в жизни. Он поймет, что для того, чтобы быть успешным, нужно много тренироваться и трудиться. Футбол, как и другие игровые виды спорта, развивает эти «бойцовские» качества, которые просто необходимы в жизни. Футбол развивает сопернический дух, учит бороться и не отступать, даже если матч был проигран. Учит принимать любые варианты окончания игры и делать правильные выводы.
Схема 4
Реализация
воспитанниками ГС(К)ОУ школы-интерната № 4 г.о. Самара
Дата |
Содержание |
К-во |
Результат |
20.02. 2012 |
Соревнование по Греко-римской борьбе в г. Москва |
3 |
2-ое место |
19.01. 2012 |
Соревнованиях по Греко -римской борьбе, г. Бугульма |
6 |
два вторых места, одно третье место. |
14.03. 2012 |
Татарстан в соревнованиях по Греко -римской борьбе в г. Бугульима |
7 |
1 место, 3 вторых места и 1 третье место. |
24.04. 2012 |
г. Тольятти Областные соревнования среди инвалидов по футболу |
12 |
3 место |
06.02. 2012 |
г. Чебоксары Всероссийские юношеские игры инвалидов по слуху. |
10 |
2 и 3 места |
23.03. 2012 |
Спартакиада по мини-футболу среди коррекционных школ |
12 |
3 место |
21.10. 2012 |
Соревнования по футболу в г. Тольятти |
12 |
3 место |
19.11. 2012 |
Соревнования по футболу (п. Новосемейкино) |
10 |
3 место |
Информация о работе Психическое развитие детей с проблемами слуха