Психическое развитие детей с проблемами слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:48, отчет по практике

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать проблему развитие познавательного интереса детей с проблемами слуха, смоделировать программу деятельности социального педагога по развитию познавательного интереса детей.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психологической, педагогической, методической литературы по проблеме развития познавательного интереса детей выделить ключевые понятия и структурировать их.
2. Рассмотреть особенности развития познавательного интереса детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА
§ 1. Психическое развитие детей с проблемами слуха………………………....5
§ 2. Особенности развития познавательной сферы подростков с проблемами слуха..............…………………………………………………………………......13
§ 3. Клубные формы работы в развитии познавательного интереса детей с проблемами слуха………………………………………………………………..33
Глава II. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА
§ 1. Характеристика выборки и диагностических методик……………............
§ 2. Система социально-педагогической деятельности познавательного интереса детей с проблемами слуха средствами клубных форм работы……………...................................................................................................
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованных источников..………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Курсовая тюлюкина.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)

В некоторых регионах, городах России, контингент участия  подрастающего поколения в специализированных клубах по месту жительства определяется малыми возрастными рамками - до 15 лет.

В подростковых клубах по месту жительства применяются разнообразные  эффективные формы работы, способствующие:

  • снижению уровня девиантности;
  • активизации развивающего досуга подростков;
  • формированию физической культуры и здорового образа жизни.

Рассмотрим деятельность городского реабилитационного центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи г. Самары. Основное содержание деятельности специализированных детских и молодежных объединений при подростковых клубах составляют программы, которые могут быть всероссийскими, областными, районными или индивидуальными, включающими в себя основную - «Взрослые и дети» /8/.

Таким образом, концепция  развития городского реабилитационного центра по работе с детьми и молодежью, имеющими нарушение слуха, строится на реализации следующих программ:

    1. Организация культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи в рамках программы «Мир красотой спасется», которая направлена на духовно-нравственное развитие личности на основе познания культуры.

    2. Воспитание у детей и молодежи бережного отношения к природе, расширение познаний о природе родного края.

    3. Поддержка детей и молодежи в профессиональном самоопределении в процессе реализации программы «Сто дорог, одна моя».

    4. Создание условий для освоения подростками традиционной культуры своего народа, развития творческой деятельности по ее возрождению и сохранению через изучение традиций родного края, календарно-обрядовых праздников, музыкальной и танцевальной культуры, прикладного и изобразительного искусства.

    5. Создание условий для обогащения личности школьников жизненным опытом предшествующих поколений.

    6. Программа «Познай себя и узнаешь мир людей» направлена на формирование личности с продуктивным, творческим мышлением, на воспитание независимости в суждениях, умения дискутировать, влиять на людей и выбирать пути сотрудничества с ними на основе владения навыками культуры общения.

    7. Формирование высокого уровня гражданственности, воспитание чувства хозяина своей судьбы, ответственности за принятие решений, установление контактов и вовлечение в деятельность клубов «трудных» подростков осуществляется в ходе реализации программы «Я для России», «Голиаф».

В соответствии с имеющейся  базой, контингентом ребят, посещающих клубы, интересами их и педагога-организатора, профилем кружков, работающих в клубе, определяется и направленность клуба. Однако, независимо от выбора любой из программ деятельности, клуб должен быть местом общения ребят друг с другом и с педагогом, представляющим мир взрослых людей. Непосредственно живой пример и художественная подготовка педагога, руководителя объединения, его компетентность в различных видах искусства не только порождают у подростков внутреннее противоречие между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к искусству.

Работа специализированных подростковых клубов строится в тесном контакте с различными социально-культурными институтами. Исследования направлены на рассмотрение многих нерешенных задач, стоящих перед работниками сферы культуры. Это:

  • определение наиболее приоритетных видов художественного творчества;
  • исследование проблем бытования художественного творчества в подростковой среде;
  • выявление роли школьных и внешкольных учреждений в формировании творческих интересов подрастающего поколения;
  • разработка рекомендаций по возрождению, сохранению и развитию любительского художественного творчества на региональном уровне и др.

Анализ воспитательной деятельности любительских объединений в специализированных подростковых клубах Самары показал, что за небольшой период времени изменилась методика организации и планирования досуговых акций. Наиболее популярными становятся такие формы творчества, которые способствуют воплощению идей, замыслов в конкретной идейной форме, а также реализации выдумки, фантазии через индивидуальный и массовый процесс видения многих жизненных явлений. Это студии декоративно-прикладного творчества, спортивно-оздоровительные секции.

Произошедший спад интереса к традиционным формам кружковой самодеятельности привел к созданию условий для возникновения авторских видов объединений художественной направленности с целью распространения практики мастеров-умельцев среди любительских объединений инвалидов. В результате заметно активизировалась работа во многих клубах, и стал наиболее интересным досуг подростков /5/.

Каждый клуб - это мини-мир, в котором существуют свои традиции, создается индивидуальная культура общения, питательный микроклимат  познания и творчества. Масштабные акции, организуемые городским реабилитационным центром по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи Самары, предлагают разнообразные по содержанию и форме проведения игры, праздники, познавательные и просветительные беседы, встречи с интересными людьми. В подростковых клубах подростки реализуют свой потенциал, здесь каждый компенсирует те или иные проблемы общения, наиболее реально усваиваются социально-культурные образцы поведения.

Педагог любительского  объединения при руководстве коллективом или группой обязан владеть тремя аспектами деятельности, которые создают благоприятные условия для развития личности. Это художественный, педагогический и организаторский, без которых невозможно увлечь, удовлетворить духовные потребности человека, а также реализовать их. Для данного действа необходимы интуиция руководителя, обоюдное вдохновение педагога, личности или группы, наличие новизны в имеющихся формах деятельности. Именно тогда может создаваться творческая атмосфера.

Особым интересом пользуются традиционные праздники - «Рождественские  посиделки», «Крещенские вечера», «Масленица»  и многие другие, проводимые клубами  по месту жительства и перенявшими  эстафету по организации местных  традиций от Домов культуры. Среди  традиционных массовых праздников можно назвать «Карнавал» и нововведение - форум «Культура мира через подростковое восприятие».

Для стимулирования участия  подрастающего поколения в совместном времяпрепровождении необходимо обеспечение  навыков культурного досуга, которое возможно при:

  • обеспечении благоприятных условий для ежедневного пребывания подростков в самодеятельных художественных организациях;
  • создании и реализации программ по организации неформального общения в подростковых группах, при учете демографических данных, склонностей и интересов;
  • создании условий для самостоятельного, индивидуального вклада личности в художественно-творческую деятельность коллектива, группы, для чего применять многообразие развлекательных игр с целью развития фантазии и уверенности в своих силах;
  • осуществлении специфических условий развития каждого индивида при выявлении внутреннего состояния и общего развития индивида, не навязывая, а увлекая видами и жанрами художественного творчества в сфере свободного времени;
  • варьировании методов воспитания и увлечений в кружках, студиях, любительских объединениях для самостоятельного выбора индивидом видов и жанров любительского художественного творчества;
  • организации любительских объединений: «Папа, мама, я - творческая семья». «Папа, мама, я - спортивная семья», «Изба ремесел», «Мастерская умелые руки».

Для этого необходимо научиться:

  • работать с детьми на близкой психологической дистанции;
  • организовывать семинары-практикумы для повышения мастерства в работе с подростками;

отмечать инициативных участников, а также спонсоров, принимающих активное участие в возрождении региональной культуры своего края [2, с. 90-94].

Схема 1

Дополнительно-образовательные  услуги в ГС(К)ОУ

 школе-интернате №4  г.о. Самара (2012-2013 учебный год)

Схема 2

 

№ п.п

Кол-во занимающихся

Руководитель

Спортивная направленность

1.

Греко-римская борьба

17

Сидоров П.А.

2.

Футбол

12

Кашарин Д.Н.

3.

Баскетбол

13

Обидина А.В.

Художественно-эстетическая направленность

4.

Студия жестового пения  «Дети солнца»

35

Ухмакова М.В.

5.

Хореография

13

Коршунова А.С.

6.

Вышивка

11

Павлова Е.М.

7.

Рисования

14

Павлова Е.М.


 

Спортивная направленность - 42 человек

Художественно-эстетическая направленность - 73 человек

Итого: 115 человек

 

Схема 3

Список обучающихся  постоянно занимающихся в системе дополнительного образования  ГС(К)ОУ школы-интерната № 4 г. Самара

 

Ф.И. учащихся, класс

Образовательное учреждение

1

Артемьев А.

 

 

 

 

Областная специализированная детско-

юношеская школа олимпийского  резерва

( Греко-римская борьба)

Рук. Сидоров П.А.

2

Гороховский И.

3

Новиков Д.

4

Фадеев Д.

5

Бинанбетов И.

6

Касилов И.

7

Разделкин Д.

8

Кадин В.

9

Алексеев Д.

10

Вербицкий С.

11

Байбульсинов Ж.

12

Беляков А.

13

Дубовицкий Д.

14

Маскальчук И.

15

Курочкин С.

16

Кондратенко С.

17

Филиппов С.

1

Беляков А.

 

 

 

 

Жестовое пение

 Рук. Ухмакова М.В.

2

Мелихова Ж.

3

Петрова Н.

4

Сизова Н.

5

Соколова Е.

6

Суркова Д.

7

Мойдунбекова М.

8

Самойлов В.

9

Яковлев В.

10

Алифанов С.

11

Моисеева О.

12

Сорокина Е.

13

Дьячкова К.

14

Долженков Ж.

15

Байбульсинов Ж.

16

Олехова А.

17

Макарова Д.

18

Омельченко О.

19

Аглиуллина А.

20

Ломакин Д.

21

Халимов И.

22

Вербицкий С.

23

Амритдинова Ж.

24

Кузина Л.

25

Либерман П.

26

Костогрыз П.

27

Елистратова М.

28

Ташева Ж.

29

Епифанов А.

30

Овчинников Р.

31

Подтихова Л.

32

Маскальчук И.

33

Хохлова Е.

34

Радаева К.

35

Бочкарёв А.

1

Аглиуллина Р.

 

 

 

 

 

Хореографическая студия

Рук. Коршунова А.С.

2

Хамидова Ш.

3

Беляков А.

4

Мелихова Ж.

5

Сорокина Л.

6

Елистратова М.

7

Лобанкова М.

8

Нечаева Т.

9

Бабажанова Д.

10

Аюпова Ю.

11

Генералов А.

12

Гусейнов Э.

13

Назаров К.

1

Шемякин А.

 

 

 

 

 

Секция футбола

Рук. Кашарин Д.Н.

2

Алексеев Д.

3

Костогрыз П.

4

Филиппов С.

5

Самойлов В.

6

Яковлев В.

7

Алифанов С.

8

Алифанов С.

9

Ломакин Д.

10

Халимов И.

11

Ильмендеров А.

12

Веденеев В.

1

Дьячкова К.

 

 

«Вышивка»

Рук. Павлова Е.В.

 

 

 

 

2

Квасова И.

3

Моисеева К.

4

Сорокина Л.

5

Мелихова Ж.

6

Петрова Н.

7

Суркова Д.

8

Сизова Н.

9

Сорокина Н.

10

Макарова Н.

11

Лыткина В.

1

Аюпова М.

 

 

 

 

 

 

Рисования

Рук. Павлова Е.В..

2

Лобанкова М.

3

Бабажанова Д.

4

Борисова Н.

5

Хохлова А.

6

Макарова Н.

7

Аюпова Ю.

8

Бабажанова Д.

9

Борина А.

10

Генералов А.

11

Гусейнов Э.

12

Лобанкова М.

13

Нозаров К.

14

Нечаева Т.

1

Алексеев Д.

 

Кружок баскетбола.

Рук. Обидина А.В.

 

 

 

 

 

2

Елистратова М.

3

Ломакин Д.

4

Сорокина Л.

5

Феропонтова А.

6

Халимов И.

7

Хамидова Ш.

8

Шерстнёв К.

9

Долженков Ж.

10

Хохлова А.

11

Филиппов С.

12

Мирзоев Т.

13

Беляков А.


 

Греко-римская борьба позволяют молодому человеку лучше учиться и преуспевать по жизни. Это связано с тем, что как только молодой человек оказывается ограничен во времени (к примеру, через два часа после учёбы начинается тренировка), это время он начинает чувствовать. Тот, кто чувствует время и знает, сколько продлится каждое занятие, может правильно рассчитывать свои силы. Таким образом, он оптимизирует своё время и больше успевает.  Обычно тренировки проводятся 3-4 раза в неделю по 1.5 – 2.5 часа. Увлечённые имеют возможность ходить чаще. Всегда существует несколько групп занимающихся – детские, средние, взрослые. Наличие нескольких групп позволяет варьировать нагрузку для детей разного возраста. Те, кто посещают тренировки регулярно, как правило, показывают хорошие результаты и имеют возможность поехать летом на сбор в спортивный лагерь. Длительность проведения лагерей обычно от 20 до 30 дней. Сборы проводятся в спортивных базах за чертой города.

Движение – жизнь, только страдающий амнезией может не помнить эту фразу. Любой спорт оказывает хорошее влияние на организм, среди них и футбол. Занятия спортом улучшают не только физическое, но и психологическое состояние, способствуют развитию индивидуальности. Польза детского футбола заключена в развитии у ребенка не только физических данных, но и лидерских качеств, коллективного мышления, навыков планирования, которые так необходимы современному человеку, чтобы достигать высокие результаты не только в спорте, но и по жизни. Кроме этого, футбол способствует формированию командного духа детей. Футбол – это спорт, который представляет собой соревнования разной важности. Здесь случаются победы, а бывают и поражения. Спорт ставит детей в разные жизненные ситуации, ребенок начинает осознавать – есть успехи и неудачи. Что тоже очень полезно. Ведь если человек, еще в раннем детстве поймет, что не все в нашей жизни непросто, как может показаться, тем большим победителем он окажется в жизни. Он поймет, что для того, чтобы быть успешным, нужно много тренироваться и трудиться. Футбол, как и другие игровые виды спорта, развивает эти «бойцовские» качества, которые просто необходимы в жизни. Футбол развивает сопернический дух, учит бороться и не отступать, даже если матч был проигран. Учит принимать любые варианты окончания игры и делать правильные выводы. 

Схема 4

Реализация

 воспитанниками ГС(К)ОУ  школы-интерната № 4 г.о. Самара

 

Дата

 

Содержание

 

К-во

 

Результат

20.02.

2012

Соревнование по Греко-римской  борьбе в    

 г. Москва

3

2-ое место

19.01.

2012

 Соревнованиях по  Греко -римской борьбе,  

 г. Бугульма   

6

два  вторых места,

одно третье место.

14.03.

2012

 Татарстан в соревнованиях по Греко -римской борьбе в   г. Бугульима 

7

1 место, 3 вторых места  и 1 третье место.

24.04.

2012

 г. Тольятти  Областные  соревнования среди    инвалидов   по футболу                 

12

3 место

06.02.

2012

г. Чебоксары Всероссийские  юношеские игры   инвалидов  по слуху.

10

2 и 3 места

23.03.

2012

Спартакиада по мини-футболу  среди коррекционных школ

12

3 место

21.10.

2012

Соревнования по футболу  в г. Тольятти

12

3 место

19.11.

2012

Соревнования по футболу  (п.  Новосемейкино)

10

3 место

Информация о работе Психическое развитие детей с проблемами слуха