Психодиагностика межличностных отношений дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Правильно оценить отношения между детьми в группе дошкольников, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди них, а кого они избегают – вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается воспитатель, работающий в детском саду. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между детьми можно объяснить целым рядом причин.стью)

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика развития межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста
Психологическая структура группы детей дошкольного возраст
Роль темперамента в учебной деятельности младших школьнико
2. Психодиагностика межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста
2.1 Систематика методик психодиагностики межличностных отношений
2.2. Методики психодиагностики межличностных отношений в группе
детей дошкольного возраста
3. Психодиагностика межличностных отношений в старшей группе
детского сада №53 г.Минска...
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

курсовая Межл отн-я дошк-в.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ  ЗНАНИЙ ИМЕНИ А.М. ШИРОКОВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Психодиагностика межличностных  отношений дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 6 курса

факультета социальных

технологий заочной формы обучения, группы СП-22

Дигмунтович Н.В.

 

Научный руководитель

Кручинин С.В.

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общая  характеристика  развития  межличностных отношений   в   группе детей дошкольного возраста

      1. Психологическая структура группы детей дошкольного возраста
      2. Роль темперамента в учебной деятельности младших школьников

2. Психодиагностика   межличностных    отношений   в группе  детей дошкольного возраста

2.1 Систематика      методик     психодиагностики       межличностных отношений

2.2. Методики психодиагностики межличностных отношений в группе

                детей дошкольного возраста

3. Психодиагностика  межличностных   отношений  в  старшей   группе 

                детского сада №53 г.Минска...

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Правильно оценить отношения между детьми в группе дошкольников, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди них, а кого они избегают – вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается воспитатель, работающий в детском саду. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между детьми можно объяснить целым рядом причин.

      Во-первых, группа детей дошкольного возраста выступает важным «условием» развития личности каждого из детей. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и то, что ещё важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют её особенности. Следовательно, для каждого ребенка отношения с его друзьями являются очень важным фактором личностного развития. Здесь необходимо уточнить, что важны как отношения с отдельными ребятами, гак и ощущение ребенка от своего положения в группе.

      Второй важный момент, который объясняет наше обращение к этим проблемам, связан с тем, что в практике каждого воспитателя существуют ситуации, когда он имеет дело не с одним отдельным ребенком, а с группой как единым целым. А в этом случае перед воспитателем встает задача взглянуть на группу как на социально-психологическую общность, что требует от него некоторой ориентировки в психологических особенностях детской общности как малой группы. Одной из таких важнейших особенностей является специфика межличностных отношений в группе.

Еще одна причина, побудившая нас остановиться на данной теме курсовой работы, связана с тем, что в  педагогике существует распространенное мнение о важной положительной роли коллектива в воспитании личности ребенка, но хотелось бы отметить, что, с одной стороны, это воздействие не всегда бывает позитивным, а с другой — мало констатировать, что коллектив влияет, необходимо понять, от чего зависит это влияние и как оно осуществляется.

Таким образом, говоря о  диагностике межличностных отношений  в группе детей дошкольного возраста, мы имеем в виду общую социально-психологическую характеристику группы дошкольников как целого, а также анализ положения каждого ребенка в системе отношений в группе.

Цель работы: изучение теоретических источников, а также практического применения современных методик психодиагностики межличностных отношений в старшей группе Детского сада № 5 города Несвижа.

Объект исследования: дети старшей группы детского сада № 5 города Несвижа.

Предмет исследования: особенности психодиагностики межличностных отношений.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд конкретных задач:

  • дать общую характеристику развития межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста;
  • исследовать    современные    методы    психодиагностики    межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста;
  • провести психодиагностику межличностных отношений в старшей группе детского сада № 5 города Несвижа.

            При написании курсовой работы мы опирались на труды 
отечественных и зарубежных авторов: Загвязинского В.И., Корниловой Т.В.. 
Эльконина Д.Б, Медведской Е.Н., Михайловской ЕЛ., Архипова И.А., 
Лебединской К.С. и др. Особую помощь при написании работы оказали 
книги        Я.Л.Коломинского,   Е.А.Панько, А. Г.Шмелева.

Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав основной части, заключения, списка используемых источников и приложения.

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика развития межличностных  отношений в группе детей дошкольного  возраста

 

    1. Психологическая структура группы детей дошкольного возраста

 

Известно, что истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок  наиболее сензитивен для формирования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников наиболее аффективно развиваются  механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию. Ребенок учится той или иной форме поведения, ориентируясь на требования группы в виде «ролевых ожидании», т.е. упражняясь в выполнении определенных социальных ролей, заданных системой межличностного взаимодействия в конкретной группе. Одобрение группы обеспечивает ребенку возможность самовыражения и самоутверждения, способствуем развитию у него уверенности, активности, позитивного самовосприятия.

Однако группа группе рознь. Уже в дошкольном возрасте они отличаются рядом параметров своего развития и могут иметь разную структуру. Следовательно, и влияние детской группы на становление личности ребенка будет различным. К таким параметрам в первую очередь относятся особенности характера межличностных отношений, общения, содержания оценочных отношений, специфика «общественного мнения», уровень развития совместной деятельности

В психологии малой группы принято выделять две основные структуры  отношений   в   коллективе:   формальную   и   неформальную. Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа. Так, например, в коллективе учителей формальной структурой будет то штатное расписание, которое существует в школе. Элементом формальной структуры в детской группе может быть позиция старосты, какие-то другие «должности», которые в конкретном детском саду или нулевом классе придуманы для организации воспитания и обучения.

Неформальная структура  — это стихийно возникающая в  процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. В основе неформальной структуры могут лежать и другие критерии (например, отношение к какому-то делу или какие-то другие важные для группы моменты). Существенно то, что неформальная структура всегда является результатом взаимодействия конкретных детей, включенных в определенный коллектив.

Формальная и неформальная структуры, как правило, не совпадают. Если в группах взрослых людей  обе эти структуры отношений  обычно в приблизительно равной степени  значимы, то в детских коллективах дошкольников неформальные связи почти всегда важнее для ребят. В группе дошкольников формальная структура почти отсутствует, зато неформальные отношения играют очень большую роль. Как уже говорилось, неформальная структура отношений есть результат опыта взаимодействия членов группы друг с другом. Естественно, что неформальная структура не возникает одномоментно с возникновением детской группы, а формируется постепенно.

 Каждый член группы обладает определенным местом в системе отношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа социально-психологическим статусом. Статус любого человека в коллективе имеет свои специфические параметры, однако все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: «звезды», «предпочитаемые» (или популярные), «отвергаемые» и «изолированные». Расшифруем суть этих категорий на материале группы дошкольников. «Звезды» — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своей группы, все хотели бы с ними дружить, входить в крут общения этих детей. Предпочитаемые - такие члены группы, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одногруппниками Отвергаемые — дети, с которыми подавляющее большинство ребят в группе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с ними. И, наконец, изолированные — те дети, которые сами не проявляют инициативы в общении с другими детьми из своей группы, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.

Итак, для оценки положения ребенка в группе дошкольников, как правило, вполне достаточно бывает отнести его к одной из выделенных четырех категорий. Если ребенок обладает статусом «звезды» или предпочитаемого в группе, то можно быть уверенным, что особых проблем с другими дошкольниками у него нет. В случае, если ребенок отвергается сверстниками, то наверняка испытывает серьезные проблемы в общении, переживает конфликты с ними, что неизбежно сказывается на его психическом состоянии. Статус изолированного может весьма по-разному переживаться ребенком, однако мы можем с высокой долей вероятности предположить наличие каких-либо психологических сложностей у этого ребенка.

Для характеристики отношений  в группе дошкольников существенно  определение статуса каждого  ребенка, а также и общей статусной структуры, то есть, сколько в группе неблагополучных детей (отвергаемых друзьями или же живущих изолированно от них), сколько «звезд» и как сильно отличается их круг общения от связей среднепопулярных.

Естественно, что видов  социально-психологической структур может быть великое множество. Но нас в частности интересуют такие гиды отношений дошкольников, которые могут стать предметом беспокойства для воспитателей и учителей, работающих с ними. Приведем основные примеры таких неблагополучных взаимоотношении в группе. Первый вариант представляет собой случай отсутствия структуры совсем. Т.е. групповой уровень отношений практически не сформирован. В лучшем случае дети разбиваются на пары, ощущение группы как чего-то целостного отсутствует и у самих детей, и у воспитателей, работающих с ними.

Второй вариант —  складывающаяся структура. В группе существует группировка, в которую  входит небольшое число детей, а  остальные ребята существуют сами по себе. Наиболее неблагоприятный случай, если данная группировка противопоставляет себя всей остальной группе дошкольников. Если же отношения нейтральны и носят скорее позитивный характер, то есть высокая вероятность, что действительно речь идет о начальном этапе развития группы дошкольников как психологической общности.

Третий тип возможной  структуры группы дошкольников —  наличие в двух или более конкурирующих  группировок детей. Такая ситуация в группе является результатом определенного  развития отношений, изменение которых  весьма проблематично. Каждая из сложившихся группировок уже прошла свой путь психологического развития, и критерий сплочения в одной подгруппе отличается от тех факторов, которые сыграли группообразующую роль для других ребят. Наличие же таких группировок приводит к атмосфере враждебности и конкуренции среди дошкольников.

Приведенные примеры  структур отношений в группе дошкольников не требуют специальных приемов  диагностики. Они достаточно очевидны для внешнего наблюдателя (которым  является воспитатель). Сложнее понять, что выступило причиной того, что сложилась структура определенного типа, какой вид деятельность выполнил функцию группообразования для каждой из группировок. Но для ответа на эти «вопросы, сожалению, не существует формализованных методических процедур. Необходимо анализировать весь процесс динамики отношений в группе дошкольников, который мы и попытаемся охарактеризовать в следующем параграфе нашей работы.

 

1.2.Характеристика  динамики межличностных отношений  в группе детей дошкольного  возраста

 

В группах младших  дошкольников часто наблюдается деятельность детей по типу «рядом, но не вместе». Это стадия предсотрудничества со сверстниками в процессе предметных отобразительных действий (каждый «водит» свою машинку, «укачивает» свою куклу). Этот процесс имеет ярко выраженный эмоциональный фон, является показателем возникновения сюжетно-отобразительной игры. Но порой проявляется так называемый «предметный фетишизм», когда ребенок овладевает способами игровых действий и не замечает сверстника. Постепенно появляется совместное действие между детьми, но вначале оно представляет собой механическое слияние, соучастие, в котором взаимное согласование имеет минимальное выражение. Со временем совместное действие приобретает элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении эмоциональных, избирательных контактов со сверстниками, в объединении детей на основе общего игрового интереса («Кто пойдет играть в «гараж»?»). У ребенка рождается субъективное отношение к сверстнику как партнеру по совместной деятельности, без которого «играть неинтересно». Интенсивно развивается осознание ребенком себя как субъекта совместной деятельности, особенно в сюжетно-ролевых играх. В них дошкольник начинает ориентироваться не только на сюжет, но и на сверстника: сферу его интересов, уровень возможностей и умений. У детей появляется стремление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата. Хотя порой части общего дела выполняются индивидуально, дети предпринимают попытки к координации действий, их согласованию. В целом же, в этом возрасте идет только освоение такой формы организации деятельности, как сотрудничество.

Наиболее высокого уровня достигает освоение игрового сотрудничества. Создаются первые игровые объединения, но они имеют, в большинстве случаев, неустойчивый характер. По численному составу объединения невелики: преобладают диады, реже - триады; практически отсутствуют объединения по 4 человека и более. По половому составу преобладают «чистые» микрообъединения - 92 % , т. е. наблюдается жесткая поляризация объединений младших дошкольников: мальчики с мальчиками, девочки с девочками. У девочек численный состав объединений бывает несколько больше, чем у мальчиков.

Информация о работе Психодиагностика межличностных отношений дошкольников