Психодиагностика межличностных отношений дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Правильно оценить отношения между детьми в группе дошкольников, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди них, а кого они избегают – вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается воспитатель, работающий в детском саду. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между детьми можно объяснить целым рядом причин.стью)

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика развития межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста
Психологическая структура группы детей дошкольного возраст
Роль темперамента в учебной деятельности младших школьнико
2. Психодиагностика межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста
2.1 Систематика методик психодиагностики межличностных отношений
2.2. Методики психодиагностики межличностных отношений в группе
детей дошкольного возраста
3. Психодиагностика межличностных отношений в старшей группе
детского сада №53 г.Минска...
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

курсовая Межл отн-я дошк-в.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

свою работу на укрепление    данной   психологической  структуры группы, а

также по возможности  способствовать   переходу 2-х  «пренебрегаемых» и 1-

го «изолированного» детей в категорию «предпочитаемых». Для   этой   цели

необходимо   проведение   дополнительных   исследований,  целью   которых

должно стать выявление  мотивации  данных социометрических выборов и на

основании    результатов,    которых    воспитатель    сможет    приступить    к

коррекционной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование специфики психодиагностики межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы:

  1. Группу детского сада можно рассматривать как первую детскую малую группу, ее влияние на личностное развитие ребенка огромно, поэтому столь актуальны проблемы психодиагностики межличностных отношений дошкольников.
  2. Межличностные отношения в группе детей дошкольного возраста складываются постепенно и не являются изначально заданными. Большинство исследователей (ЯЛ.Коломинский, Е.А.Панько и др.) выделяют следующие этапы развития межличностных отношений в детском дошкольном возрасте: состояние предсотрудничества —> игровое сотрудничество —> эмоционально-практичное сотрудничество —> сюжетно-ролевая игра —> актуально-деловое сотрудничество —> определенная психологическая структура группы.
  3. В настоящее время в психологии существует большое количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, однако наиболее объективно и корректно продиагностировать сферу межличностных отношений дошкольников позволяет социометрия, в частности, эксперимент, разработанный профессором Я. Л. Коломинским («Выбор в действии»). Социометрический эксперимент может быть проведен и но варианту Т.А. Репиной «Секрет». Можно воспользоваться в диагностической работе и социометрическим экспериментом «Игра в почтальона» (Л. Кантат). Он идентичен игре «Секрет», но здесь ребенку предоставляется право дарить открытку самому себе.

Методика «Краски  а подарок на день рождения», разработанная на основе   социометрического   эксперимента   Е.   А.   Панько   и   М.   Кашляк,

используется для диагностики  как структуры детской группы, так и характера отношений  между сверстниками.

Существенно дополняют  представления о межличностных  отношениях дошкольников факты, полученные и результате использования других, не социометрических методик. В числе таковых ~ наблюдение за самостоятельными играми детей с элементами выбора.

Экспериментальные игры «За рулем» (6-7 лет), «Железная дорога» (4-5 лет) по методике А. А. Рояк дополняют социально-психологическую характеристику дошкольной группы фактами об индивидуальных стилях межличностного поведения детей по шкалам «эгоизм - альтруизм». Они помогают определить статус детей с эгоистическими тенденциями поведения.

Целям исследования детских отношений служит и специальный опрос.

Экспериментальная совместная деятельность имеет целью определить внутригрупповую дифференциацию «микролидеров» в дошкольной группе. Содержанием ее может быть изготовление панно «Осень», «Зоопарк», «Стойкий оловянный солдатик» (Т. А. Репина).

Все вышеуказанные методики исследования межличностных отношений  дошкольников могут быть успешно  применены каждым воспитателем группы. Их результаты помогают обнаружить динамические процессы межличностных отношений  дошкольников. Целостная же характеристика отношений между сверстниками в дошкольной группе составляется на основе комплексного анализа данных, полученных во всех видах исследований.

4. В практической части  работы объектом нашего исследования  стали межличностные отношения в старшей группе детского сада № 5 г.Несвижа. Методологическим приемом исследования межличностных отношений был избран социометрический тест, в частности его адаптированный вариант для дошкольников, автором которого является Я.Л.Коломинский и условное название которого «У кого больше?». На основании  результатов  исследования,  проведенного   в  старшей группе детского сада№5 г.Несвижа, можно сделать следующие выводы:

  • старшая группа детского сада №5 имеет полную статусную структуру, с преобладанием благоприятной статусной группы (9 человек), а значит в целом, можно говорить о благоприятном эмоциональном климате группы;
  • т.к. большинство детей группы оказалось в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, то можно говорить о высоком уровне благополучия взаимоотношении (УБВ);

-   коэффициент взаимности в группе (КВ) составил (24 взаимных выбора : 36 (общее число выборов) х 100%) 67%, что говорит о высокой сплоченности детей в группе, привязанности их друг к другу;

  • коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ) в группе составил (10 детей, имеющих взаимный выбор : 12 (общее число детей) х 100%) 0,83%, что говорит о высоком уровне удовлетворенности взаимоотношениями у дошкольников анализируемой группы по сравнению с нормативными показателями (см. п. 2.2.);
  • индекс изолированности (ИИ) в группе составил (1 : 12 х 100%) 8,3%, что говорит, в целом, о благополучном характере группы.

Таким образом, в старшей группе Детского сада №5 г.Несвижа преобладают благоприятные межличностные отношения, благоприятный эмоциональный климат. Следовательно, воспитателю необходимо направить свою работу на укрепление данной психологической структуры группы, а также по возможности способствовать переходу 2-х «пренебрегаемых» и 1-го «изолированного» детей в категорию «предпочитаемых». Для этой цели необходимо проведение дополнительных исследований, целью которых должно стать выявление мотивации данных социометрических выборов и на основании результатов которых воспитатель сможет приступить к коррекционной работе.

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга , 1999. – 624с.
  2. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕРСЭ, 2001. – 160с.
  3. Батаршек А.В. Психодиагностические способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 176с.
  4. Борисова Е.М. Современные тенденции психодиагностики // Психологическая наука и образование - №9 – 1997. – с.11-19.
  5. Групповая работа с семьёй: детско-родительские отношения / Ж.И.Мицкевич, О.В.Бланк, О.В.Бубул и др.; Под ред. Ж.И. Мицкевич. – Мн.: Ковчег, 2001. – 165с.
  6. Гуренович К.М. Что такое психодиагностика? – М., 1985. – 183с.
  7. Диагностика и коррекция нарушений поведения у дошкольников, страдающих, олигофренией / Сост, К.С. Лебединская. – М., 1981. - 26с.
  8. Диагностика и коррекция психологического развития личности ребёнка: Мат-лы межд. научн.- пр. семинара, 5-6 окт. 1999г./ Под ред. Я.Л.Коломинского. Мею: БГПУ. 1999. – 59с.
  9. Диагностика и коррекция психического развития у дошкольников. / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А. Панько. Мн.: Университэцкае, 1997. – 237с.
  10. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Сб. научн. трудов / Сост. Д.Б. Эльконин. – М., 1981 – 157с.
  11. Загвяздинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001 – 206с.
  12. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах  (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – Мн.:Тетра-Системс, 2000. – 452с.
  13. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – М.., 1997. - 254с.
  14. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольта В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2002. – 544с.
  15. Медведская Е.Н. Экспресс-диагностика личностных особенностей младших школьников. Мн., 1997. – 31с.
  16. Психодиагностические методики для практических занятий по общей психологии / Под ред. Иващенко А.В. – М., 1999. – 159с.

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ  МАТРИЦА

Старшая группа Детского сада №5 г.Несвижа Критерий выбора: Кому ты подаришь картинку? Дата проведения: 23.09.2007 г.

 

 

Экспериментатор: Дигмунтович Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 



Список группы;

 
  


Информация о работе Психодиагностика межличностных отношений дошкольников