Психодиагностика межличностных отношений дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Правильно оценить отношения между детьми в группе дошкольников, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди них, а кого они избегают – вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается воспитатель, работающий в детском саду. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между детьми можно объяснить целым рядом причин.стью)

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика развития межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста
Психологическая структура группы детей дошкольного возраст
Роль темперамента в учебной деятельности младших школьнико
2. Психодиагностика межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста
2.1 Систематика методик психодиагностики межличностных отношений
2.2. Методики психодиагностики межличностных отношений в группе
детей дошкольного возраста
3. Психодиагностика межличностных отношений в старшей группе
детского сада №53 г.Минска...
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

курсовая Межл отн-я дошк-в.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

2.2. Методики  психодиагностики межличностных  отношений в группе детей дошкольного  возраста

Наиболее объективно и корректно продиагностировать сферу межличностных отношений детей позволяет социометрия. В эксперименте, разработанном профессором Я. Л. Коломинским («Выбор в действии»), существует специально адаптированный вариант для дошкольников, который условно назван «У косо больше?». Экспериментальная процедура состоит в следующем. Предварительно готовятся по 3 переводные картинки на каждого ребенка группы. На оборотной стороне картинки ставится номер, «присвоенный» каждому из детей. Помощник экспериментатора выводит детей, за исключением одного, в другое помещение, где занимает их игрой, чтением книги. Экспериментатор обращается к оставшемуся ребенку: «Вот тебе 3 картинки. Можешь положить их по одной любым трем детям нашей группы. У кого окажется больше картинок - тот выигрывает. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь». Ребенок выполняет задание и уходит и третье помещение.

Экспериментатор фиксирует  в подготовленной социометрической таблице (матрице) выборы детей. В ней  вертикально располагаются имена детей труппы (сначала мальчиков, затем девочек), «присваиваются» им номера по порядку. Эти номера должны быть постоянными по всех экспериментах. По горизонтали сверху таблицы наносятся порядковые номера детей. Принцип использования матрицы состоит в том, чтобы проставлять в клетках цифры, показывающие, кого и в какую очередь выбрал ребенок. Например: Алеша К. в первую очередь выбрал Сергея П.; во вторую - Олю Л.; в третью - Костю Т. Таким образом, заполняются все данные в таблице, после чего осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывается в соответствующую графу матрицы.

Далее переходят к  выявлению взаимных выборов. Для  этого смотрят, кто выбрал Алешу  К.. Если среди тех, кто его выбрал, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводятся в таблице кружком, затем подсчитываются и записываются.

Если в эксперимент  включен вариант аутосоциометрии («Как ты думаешь, кто тебе положил (или положит) открытку?» (Я. Л. Коломннский), таблица принимает несколько иной вид: на каждого ребенка клеточка делится пополам - одна под другой. В верхней отмечается, как прошел выбор самого ребенка, в нижней - ожидаемый.

Для младших дошкольников эксперимент с вариантом аутосоциометрии может иметь другую форму. Готовятся фотографии детей всей группы; макеты или рисунки 4 строений, разных по привлекательности: сказочного дворца, обычного дома, бревенчатой избы, ветхой избушки «на курьих ножках». Индивидуально дается ребенку инструкция: «Перед тобой красивый сказочный дворец, обычный жилой дом, бревенчатая изба и ветхая, в паутине, избушка на курьих ножках. А вот фотографии детей твоей группы. Разложи их в эти строения так: тех, которых, как тебе кажется, любят все или очень многие, - во дворец; тех, кого любит меньшее число детей, - в дом; тех, кого любят немногие,- в избу, а кого никто не любит - в ветхую избушку. Не забудь и свою фотографию положить». Результаты действий ребенка наиболее удачно могут быть зафиксированы в виде круговой диаграммы, где каждая окружность соответствует 4 видам строений.

Социометрический эксперимент может быть проведен по варианту Т.А. Репиной «Секрет». Игра дает возможность выявить существенные характеристики детских отношений в группе. По количеству полученных каждым ребенком картинок можно судить о положении его в группе сверстников. Следует обратить особое внимание на детей, не получивших подарков, а также на тех, которые получили отрицательные выборы. В данной методике эти задачи решаются путем качественного анализа мотиваций детей при осуществлении выбора или в проективной ситуации

(«Если бы только  трем детям у тебя не хватило  картинок, кому бы ты не дал?»).

Для проведения экспериментальной  игры «Секрет» нужно подготовить  по 3 картинки на каждого ребенка  и 6-8 запасных. Игру проводят двое взрослых, не работающих непосредственно в  группе.

В раздевалке, где находятся  шкафчики для одежды детей, ставят подальше друг от друга два детских столика с двумя стульчиками у каждого (для ребенка и для взрослого).

Перед началом эксперимента ребенку дают инструкцию: «Сегодня все дети нашей группы будут играть и интересную игру, которая начинается «Секрет». По секрету нее будут дарить друг другу красивые картинки». Чтобы ребенок мог легче принять задачу - подарить другим то, что нравится самому, его замеряют: «Ты будешь дарить ребятам, а они подарят тебе». Далее взрослый дает ребенку 3 картинки и говорит: «Ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можешь подарить картинки и тем ребятам, которые болеют» (последняя фраза произносится быстро, чтобы . дети не воспринимали ее как обязательный совет). Если ребенок долго не может решить, кому сделать подарки, взрослый объясняет: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того, как ребенок сделал свой выбор, назвал имена детей, которым хочет преподнести подарки, взрослый обращается к нему: «Почему ты и первую очередь решил подарить картинку... ?» Далее ребят спрашивают: «Если бы у тебя было много картинок и только трем детям группы не хватало, кому бы ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записываются в тетради, а на обратной стороне картинки отмечается имя ребенка, которому она подарена. Важно, чтобы все дети нашли у себя «подарки». Для этого экспериментатор использует запасные картинки.

Можно воспользоваться  в диагностической работе и социометрическим экспериментом «Игра в почтальона» (Л.  Кантат).  Он идентичен игре «Секрет», но здесь ребенку предоставляется право дарить открытку самому себе.

Методика «Краски а подарок на день рождения», разработанная на основе социометрического эксперимента Е. А. Панько и М. Кашляк, используется для диагностики как структуры детской группы, так и характера отношений между сверстниками.

Предварительно заготавливаются 8 разноцветных фломастеров (карандашей): синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. Выявляется степень привлекательности каждого из этих цветов для конкретного ребенка, затем с каждым из испытуемых экспериментатор вступает во взаимодействие, в ходе которого говорит: «У каждого человека одни раз в год бывает день рождения, его праздник. На него обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей нашей группы ты хотел бы пойти на такой праздник. Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей

Все выборы ребенка фиксируются  в социометрической таблице-матрице. В данной методике, помимо основного  анализа социометрических данных, осуществляется анализ цветовых предпочтений на основе цвета «подаренного» фломастера, исходя из того, что каждый цвет обладает определенным эмоциональным значением (К. Изард, М. Люшер, В. Тернер, Г. Хоментаускас). Так, радость ассоциируется с красным цветом, удивление - с желтым, утомление - с серым, страх - с черным, гнев - с красным и черным, грусть - с синим и серым, интерес - с синим и зеленым. Таким образом, кроме традиционных диагностических показателей взаимоотношении (КВ -коэффициента взаимности; УБВ - уровня благополучия взаимоотношений; ИИ - индекса изолированности) появляется новый - «цвет» предпочитаемого выбора.

Обработка и  анализ социометрических исследований. Первичная информация каждого социометрического исследования – социометрический выбор - фиксируется в процессе самого исследования. Далее заполняются нижние суммирующие графы таблицы: «число полученных выборов», «число взаимных выборов», «число ожидаемых выборов», «число оправдавшихся выборов» (последние 2 графы - в варианте аутосоциометрии).

Результаты описанных  экспериментов можно представить  графически в виде социограммы (карты  групповой дифференциации). Для этого следует начертить 4 концентрические окружности, разделить их пополам вертикальной линией. Справа располагают номера мальчиков, слева - девочек. Размещение детей будет соответствовать числу полученных ими выборов: в I окружности - дети, получившие 5 и более выборов; во II - 3-4 выбора; в III - 1-2 выбора; в IV - ни одного выбора. Соединив линиями выбора условные номерные знаки детей, можно выделить характер связей, особенности половых дифференциаций, взаимность и невзаимность.

Следующий этап работы - определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных 
отношений;

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ);

в) коэффициент взаимности (КВ);

г) коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ);

д) индекс изолированности (ИИ);

е) устойчивость избирательных личностных отношений и 
социометрического статуса детей;

ж) мотивация социометрических выборов;

з) половая дифференциация взаимоотношений;

и) «цветовая палитра» социометрических выборов (в варианте «Краски в подарок надень рождения»).

Остановимся на описании этих социометрических показателен  межличностных отношений в дошкольной группе

А. Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

Статус ребенка определяется путем подсчета полученных им выборов. 
Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех 
статусных  категории:1 - «звезды» (5 и более выборов), II   - «предпочитаемые»   (3-4   выбора);   III- «принятые»  ( 2 выбора);   IV   - «непринятые» (0 выборов).

Если в эксперименте использовался отрицательный критерий («Кому бы ты не стал давать картинку?» («Секрет»), появляется статусная категория «отверженных». Группа дошкольников может иметь полную или неполную статусную структуру. I и II статусные группы являются благоприятными, III и IV - неблагоприятными. Исходя из этого определяется, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный или холодный, отчуждающий.

Б. Уровень  благополучия взаимоотношений (УБВ).

УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных  и неблагоприятных статусных  категорий. Если большинство детей  группы оказывается в благоприятных (I и II) статусных категориях. УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении - как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий. Низкий УБВ - сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

В. Коэффициент взаимности (КБ).

Он вычисляется как  отношение числа взаимных выборов  к общему числу выборов и выражается в процентах. Это очень важный диагностический   коэффициент,   так   как   выражает   характер   отношений, существующих в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. Поэтому к нему следует относиться внимательно. По величине показателя КВ, можно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности: 1 - КВ = 15-20% (низкий), П-КВ = 21-30% (средний), III - КВ = 31-40 % (высокий), IV - КВ = 40 % и выше (сверхвысокий).

Г. Коэффициент  удовлетворенности взаимоотношениями (КУ).

КУ определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы.

На основании данного показателя можно судить, насколько дети 
удовлетворены своими отношениями. Определять уровень

удовлетворенности взаимоотношениями  в конкретной группе можно на основе сравнения с нормативными показателями: I - КУ = 33 % и ниже, II-КУ = 34-49 %, III - КУ - 50-65 %, IV - КУ = 66 % и выше.

Но еще более важно  знать, насколько удовлетворен своими отношениями каждый отдельный ребенок. КУ в этом случае определяется как  процентное отношение числа сверстников, с которыми у него взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал. Затем можно отнести каждого ребенка в одну из четырех групп: 1 - высшая - входят дети, КУ которых равен 45-100 %, II - 50-75 %, III - 25-50 %, IV - 0-25 %.

Такое условное распределение  детей на группы имеет реальный психологический  смысл. Становится ясно, что ребенок, которого выбрали все или почти  все сверстники из числа тех, кого он сам выбрал, имеет почву для  более благоприятного эмоционального самочувствия, жизнерадостноcти, чем тот, которого, может быть, и выбирают, но совсем не те, к кому он сам стремится.

Д Индекс изолированности (ИИ).

Его вычисляют как  процент членов группы, оказавшихся без единого выбора,     группу     можно    считать     благополучной,     если     в     ней     нет

изолированных, или их число достигает 5-6 %; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25 %. Величина этого индекса - прямой показатель успешности воспитательных усилий.

Е.      Устойчивость     избирательных     личностных     отношений     и

социометрического статуса детей.

Социометрические исследования не могут быть одноразовой акцией. Рекомендуем их проводить, используя  разные варианты, изменяя критерии выбора, 2 раза в год.

Анализируя повторные  полученные результаты, можно проверить устойчивость данных отношений. Для этого используются 4 основных показателя: 1) количество сохранившихся выборов; 2) число детей, у которых сохранился хотя бы один сделанный выбор; 3) устойчивость социометрического статуса; 4) количество и категория выборов детей, которые отсутствовали в этом эксперименте. Соотнеся эти показатели, можно судить, насколько стойки или ситуативны симпатии, антипатии детей, насколько дошкольники способны долго поддерживать отношения дружбы. Устойчиво благоприятным будет положение тех детей, которые во всех экспериментах находились в I и II статусных группах; устойчиво неблагоприятными - в III и IV.

Информация о работе Психодиагностика межличностных отношений дошкольников