Психодиагностика межличностных отношений дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Правильно оценить отношения между детьми в группе дошкольников, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди них, а кого они избегают – вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается воспитатель, работающий в детском саду. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между детьми можно объяснить целым рядом причин.стью)

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика развития межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста
Психологическая структура группы детей дошкольного возраст
Роль темперамента в учебной деятельности младших школьнико
2. Психодиагностика межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста
2.1 Систематика методик психодиагностики межличностных отношений
2.2. Методики психодиагностики межличностных отношений в группе
детей дошкольного возраста
3. Психодиагностика межличностных отношений в старшей группе
детского сада №53 г.Минска...
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

курсовая Межл отн-я дошк-в.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Ж. Мотивация  социометрических выборов.

Почему одни дети пользуются симпатией сверстников, а другие - нет? Почему Кате предпочли подарить картинки шестеро ребят, а Оле - лишь один?

Ответить на эти вопросы  поможет анализ мотивировок детьми своих выборов. Выясняется, какие  мотивы лежат в основе предложений  каждого ребенка, в какой степени  дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам. Мотивы отличаются разнообразием. В зависимости от содержания их разделяют на IV типа. К I типу относится общая положительная оценка сверстника, эмоционально положительное отношение к нему («он хороший», «нравится!»); ко II типу - выделение тех или иных положительных качеств ребенка: а) внешние, б) качества, обеспечивающие успешность деятельности, в) нравственные; к III типу - интерес к совместной деятельности («интересно втроем», «строим вместе гаражи и дом», «я с ним смешусь»): а) ребенок в центре совместной деятельности, б) партнер в центре совместной деятельности, в) «мы»; к IV типу - дружеские отношения («он мои друг», «она самая хорошая подруга»).

3. Половая  дифференциации взаимоотношении.

Показателем половой  дифференциации межличностных отношений  дошкольников является соотношение  выборов, отданных сверстникам своего пола и противоположного. Как показывают исследования, в старшем дошкольном возрасте более высокие показатели половой дифференциации, чем в младшем. Обнаруживается тенденция более благоприятного положения в группе девочек, чем мальчиков.

И. «Цветовая палитра» социометрических выборов.

Высокий уровень эмоциональной  привлекательности, симпатии ассоциируется  с предпочитаемым ребенком цветом «подаренной» краски. Так, преобладание красных и черных тонов может являться симптомом напряженных амбивалентных отношений, авторитарности «звезды»; желтых, сине-зеленых - показателем интереса к взаимодействию; черно-коричневых -стремления избегать контактов.

Существенно дополняют  представления о межличностных  отношениях дошкольников факты, полученные и результате использования других, не социометрических методик. В числе  таковых наблюдение за самостоятельными играми детей с элементами выбора: «Колпачок» (ребенок, выбирая партнера, говорит: «Я люблю, конечно, всех, но... (называет имя) больше всех!»), «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай», «Колечко, колечко...», «Я садовником родился...», «Ручеек». Нерегламентированный выбор ребенка следует фиксировать, чтобы в дальнейшем сопоставить с результатами социометрии.

Экспериментальные игры «За рулем» (6-7 лет), «Железная дорога» (4-5 лет) по методике А. А. Рояк дополняют социально-психологическую характеристику дошкольной группы фактами, об индивидуальных стилях межличностного поведения детей по шкалам «эгоизм - альтруизм». Они помогают определить статус детей с эгоистическими тенденциями поведения.

Построение исследования: в группу приносят игру, с которой  дети уже учились играть. Экспериментатор обращается к детям: «Перед вами хорошо знакомая игра. Каждый из вас уже учился управлять автомобилем, пультом железной дороги. Договоритесь друг с другом об очередности ваших действий - кто первый начнет, кто второй». Таким образом, детям предоставляется полная свобода действий в игре, инструкция их никак не регламентирует. Экспериментатор наблюдает за играющими, незаметно фиксирует особенности взаимодействия. Диагностическими показателями выступают: симптомы положительных общественных тенденций поведения ребенка (уступает место товарищам по их просьбе без конфликтов, разрешает выполнять часть действия другому ребенку); симптомы эгоистических тенденций поведения ребенка (использование силы для «захватывания» роли, произвольное продление собственного игрового действия, хитрость, уловки типа «ты не умеешь», «у тебя не получится», неумение терпеливо дожидаться своей очереди, уступать товарищам, прислушиваться к их замечаниям).

Эгоистическое поведение  может быть классифицировано как  неавторитарное и авторитарное (открытое или завуалированное). Полученные результаты сопоставляются с индивидуальными социометрическими характеристиками детей. Это дает возможность представить более полно картину структурно-динамических тенденций межличностных отношений.

Целям исследования детских отношений служит и специальный опрос. Он проводится   индивидуально   с   каждым   ребенком   группы.   Получить ценную информацию в изучаемой области помогут, например, такие вопросы:

  1. Кого из детей больше всех любят в группе? С кем больше всего хотят играть? С кем не хотят играть? Почему?
  2. Какие ребята из вашей группы все время вместе играют, дружат? Кто у них бывает главным, командует? Или никто особенно не командует? А есть такие дети, которые друг с другом не дружат и часто ссорятся?
  3. Если бы наш детский сад закрыли на ремонт, с кем бы из детей группы ты хотел перейти вместе и другой детский сад? Кого бы не взял ? Почему?

4. С кем из ребят ты хотел бы играть в первую очередь? Почему? С кем 
из детей не хотел бы играть совсем? Почему?

  1. С кем ты хотел бы вместе дежурить?
  2. Идти в одной паре на прогулке?
  3. Сидеть за одним столом?
  4. Если бы тебе справляли день рождения, кого из ребят группы ты пригласил бы к себе в гости?

Экспериментальная совместная деятельность имеет целью определить внутригрупповую дифференциацию «микролидеров» в дошкольной группе. Содержанием ее может быть изготовление панно «Осень», «Зоопарк», «Стойкий оловянный солдатик» (Т. Л. Репина).

Группе дошкольников предлагается изготовить панно по образцу. Его изготовление включает многие операции (рисование, раскрашивание, аппликация и др.) и предполагает использование различного материала и орудий труда.

Предварительно раскладывается материал на 5 столиках. На большом отдельном  столе выкладывается образец  и чистый лист.

Группу детей приводят в комнату и говорят: «Посмотрите, ребята, это панно «Стойкий оловянный солдатик» (знакомят с ним, образцами материалов,   орудиями).   Сейчас   вы   будете   делать   такое   же.   А   пока

послушайте, что написано в сказке Андерсена (читается отрывок). Теперь подумайте, что будет делать каждый из вас: здесь надо резать, здесь - клеить и разрисовывать. На этом столике приготовлено все для дворца, значит, некоторые ребята будут делать дворец; другие будут делать озеро с лебедями; на этом столике - нее для изготовления солдатиков; на этом - для деревьев, на этом - для танцовщицы. А вот чистый лист, на котором должно все поместиться. Можно делать точно так же, как здесь (на образце), а можно немного по-другому, как хотите. Теперь договоритесь между собой, кто чем будет заниматься, и начинайте».

Дети «разбиваются»  на группы. Их поведение регистрируется. Если самоорганизация невозможна, включается сам экспериментатор и распределяет детей. Полезны инструкции типа: «Теперь договоритесь сами, что каждый из вас будет делать», «Можно поделиться ножницами и кисточками. Пользуйтесь по очереди».

Анализ протоколов наблюдения позволяет определить наличие группировок, их половой, качественный состав; особенности  взаимодействия в них детей, связи  микрогруппировок между собой, микролидеров.

Вышерассмотренные исследования межличностных отношений дошкольников могут быть успешно проведены  каждым воспитателем группы. Их результаты помогут обнаружить динамические процессы межличностных отношений дошкольников. Целостная же характеристика отношений между сверстниками в дошкольной группе составляется на основе комплексного анализа данных, полученных во всех видах исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 3. Психодиагностика межличностных отношений в старшей группе детского сада № 5 г.Несвижа

 

В практической части  работы объектом нашего исследования стали межличностные отношения  в старшей группе детского сада №5 г.Несвижа. Методологическим приемом исследования межличностных отношений мы избрали социометрический тест, в частности его адаптированный вариант для дошкольников, автором которого является Я.Л.Коломинский и условное название которого «У кого больше?».

Цель исследования: определить психологическую структуру межличностных отношений в старшей группе детского сада № 5 г.Несвижа

Методика:

Процедура проведения:

Предварительно были подготовлены по 3 переводные картинки на каждого ребенка группы. На оборотной  стороне картинки ставился номер, «присвоенный»  каждому из детей. Помощник экспериментатора выводил детей, за исключением одного, в другое помещение, где занимал их игрой. Экспериментатор обращался к оставшемуся ребенку: «Вот тебе 3 картинки. Можешь положить их по одной любым трем детям нашей группы. У кого окажется больше картинок - тот выигрывает. Никто не будет знать, кому ты положил картинку». Ребенок выполнял задание и уходил в третье помещение.

Обработка полученных данных:

На  основании  результатов  экспериментатор составил     социометрическую матрицу выбора детей, которая приведена в приложении 1. В ней вертикально располагаются имена детей группы.  По  горизонтали сверху - таблицы наносятся порядковые номера детей. В клетках, в строке, напротив фамилий, ставятся цифры, показывающие, кого и в какую очередь выбрал ребенок. Если дети выбирали друг друга, эти два выбора являлись взаимными и обводились кружком. Далее экспериментатором было подсчитано количество полученных выборов и количество взаимных выборов. По формуле экспериментатор определял социометрический статус ребенка:

      СуммаR 
St = , где

N - 1

Сумма R - сумма выборов, полученных детьми,

N -1 - количество членов группы, участвующих в опросе,

Интерпретация результатов:

Социометрический статус ребенка показал его место  в психологической структуре  дошкольной группы. Для наглядности  мы выполнили социограмму (приложение 2), в которой на концентрических окружностях расположили все номера детей группы. Номера мальчиков были обведены треугольниками, а номера девочек - кружочками. В первый внутренний круг мы поместили «лидера», набравшего 6 выборов, во второй «предпочитаемых», получивших 3-5 выборов, в третий - «пренебрегаемых» с 1-2 выборами и в четвертый - «изолированных», не получивших ни одного выбора.

Взаимный  выбор мы обозначили сплошной линией с двумя стрелками, соприкасающимися с соответствующими номерами, невзаимный - с одной стрелкой, в направлении того, кто был выбран.

Таким образом, в результате исследования, проведенного в старшей группе Детского сада №5г.Несвижа было выявлено, что в группе:

1. присутствует 1 лидер  (Башуро С), которого выбрали 6 человек и который обладает самым высоким социометрическим статусом -0,5;

    1. «предпочитаемых» насчитывается 8 человек (Акулич С., Казарец В., Нестер К., Новиков Л., Вейс А., Кудина И., Лис А., Карпов И.), у большинства из них социометрический статус составил 0,25 (5 человек) и 0,33 (2 человека), социометрический статус Вейс А. составил 0,42, что говорит о возможности появления второго лидера в анализируемой группе дошкольников;
    2. среди «пренебрегаемых» оказались 2 человека (Федотов Ф., Лось Е.), их социометрический статус составил 0,16;
    3. к сожалению, выявлен один «изолированный», кем оказался Маков Н. и чей социометрический статус составил 0.

Выводы и  рекомендации:

Таким  образом,  на основании  полученных  данных  можно  сделать следующие выводы:

  • старшая группа Детского сада №5 имеет полную статусную структуру, с преобладанием благоприятной статусной группы (9 человек), а значит в целом, можно говорить о благоприятном эмоциональном климате группы;
  • т.к. большинство детей группы оказалось в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, то можно говорить о высоком уровне благополучия взаимоотношений (УБВ);
  • коэффициент взаимности в группе (КБ) составил (24 взаимных выбора : 36 (общее число выборов) х 100%) 67%, что говорит о высокой сплоченности детей в группе, привязанности их друг к другу;
  • коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ) в группе составил (10 детей, имеющих взаимный выбор: 12 (общее число детей) х 100%) 0,83%, что говорит о высоком уровне удовлетворенности взаимоотношениями у дошкольников анализируемой группы по сравнению с нормативными показателями (см. п. 2.2.);

-    индекс    изолированности (ИИ) в   группе   составил      (1 : 12 х100%)

     8,3%, что говорит, в целом, о    благополучном   характере   группы.

Таким образом, на основании   данных   результатов   и   выводов   можно

говорить  о  том,   что   в  старшей   группе  Детского  сада  №5 г.Несвижа преобладают   благоприятные   межличностные   отношения,   благоприятный

эмоциональный климат. Следовательно, воспитателю необходимо направить

Информация о работе Психодиагностика межличностных отношений дошкольников