Психологическая готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов. Все это осложняет процесс подготовки детей к школьному обучению.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы изучения психологической готовности к школе детей с общим недоразвитием речи III уровня…………………………..5
1.1. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению…………………………………………………………………………..5
1.2 Развитие речи ребенка как компонент в структуре готовности к школьному обучению………………………………………………………....8
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………....11
2. Выявление особенностей языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР III уровня……………………………………….………..17
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……………17
2.2 Особенности психологической готовности к школе старших дошкольников с ОНР III уровня……………………………………………...…19
Заключение…………………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………………………..27
Приложение…………………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

курсовая. 4 курс..doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Факультет педагогики и психологии детства

Кафедра логопедии

 

Курсовая работа

«Психологическая готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня».

 

Работу выполнила

Студентка 543 группы

Аликина Елена

Вадимовна

__________

(подпись)

Руководитель:

Кандидат педагогических наук,

Доцент кафедры логопедии

Лизунова Лариса

Рейновна

__________

(подпись)

Дата защиты: «__»_____________2012г

Оценка:_______________________

(подпись)

 

Пермь

2012

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Теоретические основы изучения психологической готовности к школе детей с общим недоразвитием речи III уровня…………………………..5

1.1. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению…………………………………………………………………………..5

1.2 Развитие речи ребенка как  компонент в структуре готовности  к школьному обучению………………………………………………………....8

1.3 Психолого-педагогическая характеристика  детей с общим недоразвитием  речи III уровня………………………………………………....11

2. Выявление особенностей языковой  готовности к школе старших  дошкольников с ОНР III уровня……………………………………….………..17

2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……………17

2.2 Особенности психологической готовности к школе старших дошкольников с ОНР III уровня……………………………………………...…19

Заключение…………………………………………………………………...25

Список литературы…………………………………………………………..27

Приложение…………………………………………………………………..29

 

Введение

Правильная, развитая речь является одним  из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность  ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов. Все это осложняет процесс подготовки детей к школьному обучению.

Для воспитания полноценной речи нужно  устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро).

Л.И.Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных  психологических исследований. В  психологическом словаре понятие  «готовность к школьному обучению»  рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

Кроме психологической готовности к школе мы выделяем дополнительно  еще одну ее составляющую – языковую (речевую) готовность. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

Для дошкольников с общим недоразвитием  речи (ОНР) данная проблема особенно актуальна. У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Дети не умеют ориентироваться в ситуации. Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с другом. Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самооценки ребенка. У детей с ОНР отмечается ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию, неумение поддерживать деятельность (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова).

Поэтому мы считаем актуальной рассмотрение темы нашего исследования «Психологическая готовность к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи III уровня».

Цель работы: исследовать состояние психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

В работе проявляется  гипотеза о том, что у старших дошкольников с ОНР будут наблюдаться особенности языковой готовности к школе, которые будут проявляться в следующем:

- недостаточная сформированность  навыков учебной деятельности;

- недоразвитием лексико-грамматических компонентов речи;

- недостаточное развитие  пространственного гнозиса.

 

Задачи:

    • Изучить специальную научную литературу по данной теме.
    • Провести экспериментальное исследование состояния учебной деятельности, лексико-грамматических компонентов речи и пространственного представления дошкольников с ОНР III уровня.
    • Проанализировать полученные результаты

 

1. Теоретические основы изучения психологической готовности к школе детей с общим недоразвитием речи III уровня.

1.1 Проблема психологической готовности детей к школьному обучению.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

- хорошее физическое развитие  ребенка;

- развитый физический слух;

- развитая мелкая моторика пальцев  рук, общая моторика;

- нормальное функционирование  ЦНС;

- владение знаниями и представлениями  об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

- произвольное внимание, опосредованное  запоминание, умение слушать учителя;

- познавательная активность, желание  учиться, интерес к знаниям,  любознательность;

коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем  школьном возрасте начинают формироваться  новые, необходимые для обучения качества.

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления  в школу и не завершается в  первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет  ребенку новые требования к его  речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному  обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи.

2. Полная сформированность фонематических  процессов.

3. Готовность к звукобуквенному  анализу и синтезу звукового  состава речи.

4.Умение пользоваться разными  способами словообразования существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи

Основой речевой готовности детей  к обучению в школе, является устная речь, поэтому первые годы жизни  ребенка должны быть посвящены практическому  усвоению устной речи. До поступления  ребенка в школу работа по развитию речи включает следующие разделы: развитие речи у детей, ее гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.

С процессами овладения и развития речи дошкольников связан вопрос о  речевой готовности дошкольника  к учебной деятельности, важность этого вопроса признавали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Т.А. Ладыженская, А.А. Люблинская, Д. Чейни. Исследователи отмечают, что речь является основным показателем уровня сформированности познавательных процессов, фактором успешного обучения, познания окружающего мира.

В психолого-педагогических исследованиях  различают «общую» и «специальную»  речевую готовность. Общая готовность предполагает решение следующих задач:

- понимание ребенком обращенной  к нему речи и реагирование  на нее соответствующим образом;

- умение связно, свободно и понятно  излагать свои мысли, сохраняя  грамматическую правильность речи;

- овладение определенным словарным  запасом;

- сформированность звуковой стороны речи.

Специальная речевая готовность предполагает готовность к обучению грамоте (чтению и письму).

Основными направлениями работы при  речевой подготовке дошкольников должны быть:

1. Общая речевая подготовка:

- содержательность и связность диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества, накопление и обогащение словаря;

- совершенствование грамматической  правильности речи;

- развитие способностей к речевой  деятельности.

2. Специальная речевая подготовка:

- развитие элементарного осознания языковой действительности;

- развитие умения ориентироваться  в звуковой культуре слова;

- подготовка к обучению чтению  и письму.

Речевая готовность к обучению в  школе предполагает сформированную общую и специальную речевую готовность, однако не равно их соотношение, так как необходимо учитывать новый вид деятельности, новую ситуацию общения и новое содержание общения. Речевая готовность к обучению в школе проявляется в сформированности у детей речевых умений слушания и говорения: умения воспринимать информацию, предлагаемую с помощью языковых средств, умения вербализовать свои действия, в том числе связанные с языковым материалом, и определить их последовательность; умения разграничивать единицы языковой системы и другие виды знаков; овладение информационной, когнитивной, регулятивной функциями языка.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в этих параметрах ведет к серьезным проблемам  в усвоении программ общеобразовательной  школы.

1.2 Развитие речи ребенка как  компонент в структуре готовности к школьному обучению.

Как правильно оценить  состояние речи своего ребенка?

Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс  формирования речи, что ребенок подрастет  и у него «все само собой исправится», он сам научится говорить. Для того чтобы правильно оценить уровень речевого развития ребенка, необходимо познакомиться с тем, как протекает речевое развитие ребенка в норме. Понятие нормы в данном случае весьма условно - не существует одного, единого для всех детей возраста, когда они начинают разговаривать, многое зависит от индивидуальности ребенка.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и  под влиянием речи взрослых. Окружающая ребенка социальная и речевая среда является не только условием, но и источником развития речи. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие.

Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов  чувств ребенка, большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка.

Речь начинает развиваться практически  с первых дней жизни и проходит несколько этапов развития.

Самым первым речевым проявлением  является крик. Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех. Гуление - важный этап довербального развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией.

Следующая стадия развития характеризуется  появлением лепета, и длится примерно от 5 до 9 месяцев. К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. К концу первого года или вначале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью.

Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами.

К концу 3 года жизни ребенок может  правильно произносить большинство звуков родного языка.

К 5 годам активный словарь увеличивается, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения.

К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью.

Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня