Психологическая готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов. Все это осложняет процесс подготовки детей к школьному обучению.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы изучения психологической готовности к школе детей с общим недоразвитием речи III уровня…………………………..5
1.1. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению…………………………………………………………………………..5
1.2 Развитие речи ребенка как компонент в структуре готовности к школьному обучению………………………………………………………....8
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………....11
2. Выявление особенностей языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР III уровня……………………………………….………..17
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……………17
2.2 Особенности психологической готовности к школе старших дошкольников с ОНР III уровня……………………………………………...…19
Заключение…………………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………………………..27
Приложение…………………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

курсовая. 4 курс..doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Для достижения поставленной цели и  решения задач была использованы различные методики А. Аргунской, Д.Б. Эльконина, А. М. Прихожан, Т.В.. Ахутиной, И.А. Филатовой.

Диагностика сформированности учебной  деятельности у детей дошкольников (А. Аргунской, Д.Б. Эльконин, А. М. Прихожан). 
Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определения готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности - учебной. В отличие от игровой учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.

Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, т. е. к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.

В связи с этим в возрасте 6-7 лет  целесообразно проводить исследование вышеперечисленных умений, от которых в значительной степени зависит успешность обучения на первых порах усвоения знаний и требований школы.

Для диагностики предпосылок учебной  деятельности используется комплекс методик, состоящий из диагностики умения ориентироваться на систему требований - методика "Бусы", умения ориентироваться на образец - методика "Домик", умения действовать по правилу - методика "Узор", уровня развития произвольности - методика "Графический диктант". 
Дополнительно приводится методики: "Рисование по точкам" для определения сформированности умения ориентироваться на систему требований, методика "Таинственное письмо" для исследования уровня познавательной активности младших школьников.  
        Методика "Бусы".

Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Методика "Домик".

Данная методика позволяет выявить  умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень  развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

Методика "Узор".

Предназначена для выявления умения действовать по правилу.

Методика "Таинственное письмо".

Методика предназначена для  диагностики познавательной активности младших школьников. Может проводиться как в группе, так и индивидуально.

Исследование состояния грамматических компонентов языка.

Методика изучения грамматических компонентов языка включает в  себя исследование состояния функций  грамматического структурирования на различных языковых уровнях, словоизменение и словообразование (З.А. Репина, Л.В. Лопатина и др.)

  1. Исследование сформированности грамматического значения слова, направлено на выявление морфологических аграмматизмов.
  2. Исследование умения активизировать лексический запас, структурировать высказывание. Направленно на выявление структурных аграмматизмов.

Методика исследования пространственного  гнозиса.

Методика исследования пространственного  гнозиса у детей с нарушениями речевого развития основана на методах нейропсихологического исследования Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, И.А. Филатовой.

Направленность и содержание логопедического  обследования состояния пространственного  гнозиса учитывает закономерности и возрастные особенности его  развития в процессе онтогенеза.

Целью изучения пространственного гнозиса является выявление:

    • Умения ориентироваться в собственном теле и в окружающем пространстве;
    • особенностей понимания сложных логико-граматических конструкций;
    • особенности зрительно-пространственной ориентировки;
    • особенностей конструктивных способностей.

Констатирующий эксперимент был  проведен на базе Детского сада № 140 , ОАО Российские железные дороги комбинированного вида. Было обследовано 10 детей в возрасте 6-7 лет. Логопедический диагноз ОНР III уровня, клинический - легкая степень дизартрии. Обследование с каждым ребенком проводилась индивидуально. Дошкольникам предлагалось выполнить ряд заданий экспериментатора. Все ответы детей фиксировались в протоколах (приложение).

2.2 Особенности психологической готовности к школе старших дошкольников с ОНР III уровня.

В зависимости от качественно-количественных характеристик выполнения заданий  нашего исследования все дети были разделены на группы, демонстрирующие  тот или иной уровень сформированности психологической  готовности.

Результаты эксперимента представлены в таблицах и диаграммах.

Таблица 1. Уровень сформированности навыков учебной деятельности.

Группа

Количество детей

( чел.)

1 уровень

(высокий)

2 уровень

( средний)

3 уровень

( низкий)

А (дети с нормальным речевым развитием)

10

8

2

0

Б (дети с ОНР)

10

0

2

8


 

Рис. 1. Уровень сформированности навыков учебной деятельности.

Проанализировав результаты, видно, что  на 1 уровне находятся 8 детей

с нормальным речевым развитием  и ни одного ребенка с ОНР. Для детей находящихся на 1 уровне характерно сформированность навыков учебной деятельности, высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия, высокий уровень познавательной активности, достаточно высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе.

На 2 уровне 2 ребенка с нормальным развитием и 2 ребенка с ОНР. Для детей находящихся на 2 уровне характерно умение действовать по правилу сформировано недостаточно. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило, ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности, познавательная активность выражена умеренно, быстро снижается - приступил к расшифровке, но не окончил.

 На 3 уровне находится 8 детей с ОНР и ни одного ребенка с нормальным развитием. Для детей находящихся на 3 уровне характерен низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться или умение действовать по правилу не сформировано. Чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым. Низкий уровень познавательной активности - не взялись за расшифровку.

Табл. 2 Уровень сформированности грамматической системы.

Группа

Количество детей ( чел.)

1 уровень

(высокий)

2 уровень

(средний)

3 уровень

( низкий)

А (дети с нормальным речевым  развитием)

10

6

4

0

Б (дети с ОНР)

10

0

3

7


Рис. 2. Уровень сформированности грамматической системы.

На 1 уровне находятся 6 детей с нормальным речевым развитием и ни одного ребенка с ОНР.

Анализ результатов показал, что  на 2 уровне находятся 3 ребенка с ОНР и 4 ребенка с нормальным развитием. Для детей находящихся на 2 уровне характерны трудности при отборе слов из речевой памяти, отчетливое понимание отдельных лексем, затруднение внутреннего программирования фразы, наличие морфологических аграмматизмов.

На 3 уровне находятся 7 детей с ОНР и ни одного ребенка с нормальным развитием. Для детей находящихся на 3 уровне характерны стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже, ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов, также ошибки в употреблении предлогов, процесс отбора лексики замедлен, наличие нарушений согласования и управления, не усвоение языковых закономерностей использования суффиксов, окончаний, приставок.

Табл.3. Уровень сформированности пространственного гнозиса.

Группа

Количество детей ( чел.)

1 уровень

(высокий)

2 уровень

( средний)

3 уровень

( низкий)

А (дети с нормальным речевым развитием)

10

6

4

0

Б (дети с ОНР)

10

0

1

9


Рис. 3. Уровень сформированности пространственного гнозиса.

Проанализировав результаты, видно, что  на 1 уровне находятся 6 детей с нормальным речевым развитием и ни одного ребенка с ОНР. Для детей находящихся на 1 уровне характерно быстрое, самостоятельное и успешное выполнение задания, наличие обобщающего способа действия и текущего контроля; полное понимание логико-грамматических структур языка, отсутствие специфических ошибок.

На 2 уровне 4 ребенка с нормальным развитием и 1 ребенок с ОНР. Для детей находящихся на 2 уровне характерно не полное понимание логико-грамматических структур, наличие немногочисленных ошибок в результате выполнения задания, ориентировка в задании методом проб и ошибок.

На 3 уровне находится 9 детей с ОНР и ни одного ребенка с нормальным развитием. Для таких детей характерно понимание инструкции, но отказ от выполнения задания самостоятельно. Большое количество проб, специфических ошибок, длительное выполнение задания, непонимание логико-грамматических структур языка.

Таким образом, в процессе проведения констатирующего эксперимента мы установили, что у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР III уровня отмечается низкий уровень сформированности навыков учебной деятельности. Это обусловлено недоразвитием лексико-грамматических компонентов речи. Данные нарушения по нашему мнению будут препятствовать успешному обучению детей в школе, так как у них наблюдается недостаточная речевая и психологическая готовность к школьному обучению.

Выводы

По представленному в главе  материалу можно сделать следующие  выводы.

Во-первых, все дети с общим недоразвитием  речи продемонстрировали низкий уровень сформированности пространственного гнозиса. Многие дети не знают правую и левую сторону.

Во-вторых, для детей с ОНР  характерен низкий уровень познавательной активности.

В-третьих, отмеченные недостатки в  употреблении лексики, грамматики, в  звукопроизношении с наибольшей отчетливостью проявляются в  различных формах монологической речи (пересказ, составление рассказа по одной или целевой серии картин). Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий, при пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Данные констатирующего  эксперимента позволили нам подтвердить  гипотезу о том, что у старших дошкольников с ОНР будут наблюдаться особенности психологической готовности к школе, которые проявляются в следующем:

- недостаточная сформированность навыков учебной деятельности;

- недоразвитием лексико-грамматических компонентов речи;

- недостаточное развитие пространственного гнозиса.

 

 

Заключение.

Целью курсовой работы является изучение проблемы психологической готовности к школе детей с общим недоразвитием речи III уровня. В данной работе нами проанализированы исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению проблемы готовности детей к школе. Эта проблема является актуальной в наше время.

Готовность или неготовность ребенка  к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития, мотивационной, интеллектуальной, волевой, социально-психологической и физической готовности. Основой речевой готовности детей к обучению в школе, является устная речь, поэтому первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

В рамках курсовой работы нами также  рассмотрено развитие речи как компонент  в структуре готовности к школьному  обучению.

На основе анализа литературы в  курсовой работе представлена психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня.

ОНР (общее недоразвитие речи) - различные  сложные речевые расстройства, при  которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой  стороны (лексики, грамматики).

Проведенное исследование доказало, что у детей с ОНР имеются  особенности в сформированности психологической и языковой готовности к школе.

У детей с ОНР наряду с основными  речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных  умений и навыков. Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Дети не умеют ориентироваться в ситуации. Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с другом. Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самооценки ребенка. У детей с ОНР отмечается ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию, неумение поддерживать деятельность (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова).

Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня