Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:04, курсовая работа
Связная речь представляет собой логически последовательное, грамматически правильно и образное изложение определенного содержания, достигаемое использованием диалога и монолога. Монолог как форма речи ребенка представляет сложный этап речевого развития. Он отличается от диалога большей полнотой, четкостью и развернутостью высказывания.
Гипотеза исследования: если учитывать особенности развития связной речи, то процесс развития старших дошкольников будет протекать более успешно.
Методы исследования: наблюдение, объяснение, беседа, педагогический эксперимент.
Введение 3
Глава 1.Научно – теоретические основы проблемы
развития связной речи 6
1.1. Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста 6
1.2. Психофизиологические основы изучения методики обучения дошкольниками монологам - повествования
с использованием серий сюжетных картин 8
Трудности усвоения детьми связной речи
Выводы по первой главе 10
Глава 2. Роль картины в развитии речи детей дошкольного возраста 12
2.1. Типы картин для детского сада. «Требования к картинам». 15 2.2. Методика обучения рассказыванию по картине.
Структура занятия. Проблемы обучения. 18
Выводы по второй главе 27
Глава 3. Экспериментальное исследование особенности
восприятия картины по развитию речи в дошкольном
образовательном учреждении. 28
3.1. Методы диагностики по выявлению восприятия
картины у детей дошкольного возраста на
констатирующем этапе эксперимента 28
3.2. Методика проведения занятий по формированию
восприятия картины у детей дошкольного возраста
на формирующем этапе эксперимента. 42
3.3. Методы диагностики по формированию восприятия
картины у детей дошкольного возраста на контрольном
этапе эксперимента 43
Выводы по третей главе 44
Заключение 45
Библиография 46
Приложение 49
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ «ОмГПУ» )
Факультет психологии и педагогики детства
Кафедра русский язык, литература и меток
Психологические особенности восприятия картины дошкольниками на занятиях по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении
Курсовая квалификационная работа бакалавра
Выполнил студент
31 группы
Долгова О.А.
……………………
(подпись)
Научный руководитель
конд. филол. наук,
доцент каф.
Зайцева М.А.
………………………
(подпись)
Омск – 2012
Содержание
Введение
Глава 1.Научно – теоретические основы проблемы
развития связной речи
1.1. Особенности восприятия и понимания
картин детьми дошкольного возраста
1.2. Психофизиологические
основы изучения методики
с использованием серий
сюжетных картин
Трудности усвоения детьми связной речи
Выводы по первой главе
Глава 2. Роль картины в развитии речи детей дошкольного возраста 12
2.1. Типы картин для
детского сада. «Требования к
картинам».
Структура занятия. Проблемы обучения.
Выводы по второй главе
Глава 3. Экспериментальное исследование особенности
восприятия картины по развитию речи в дошкольном
образовательном учреждении.
3.1. Методы диагностики по
картины у детей дошкольного возраста на
констатирующем этапе эксперимента
3.2. Методика проведения занятий по формированию
восприятия картины у детей дошкольного возраста
на формирующем этапе эксперимента.
3.3. Методы диагностики по формированию восприятия
картины у детей
дошкольного возраста на
этапе эксперимента
Выводы по третей главе
Заключение
Библиография
Приложение
Введение.
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения — это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку.
Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, учащийся, может давать развернутые ответы на вопросы школьной программы. Аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, высокий уровень развития связной речи является непременным условием для написания изложений и сочинений. Проблемой развития речи занимаются различные науки: психология, логика, языкознание и филология, логопедия, и даже философия.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Для успешного формирования монологических высказываний особенно важно обучать детей речевым умениям необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: определять объект речи и последовательность в описании, вычленить главную тему и соблюдать структуру в повествовании. Эти речевые умения легче формируются на основе монологов (описание игрушки, животного, портрета человека, интерьера и конкретно сценического повествования) с помощью игр и конкретных примеров. Игры «Составь по описанию», «Расскажи сказку», пособие «Учимся рассказывать» могут использоваться для обучения и закрепления навыков монологической речи в старшей группе.
Связная речь представляет
собой логически
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Психологические особенности восприятия картины дошкольниками на занятиях по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении».
Объект исследования: процесс развития связной речи дошкольников в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинкам.
Предмет исследования: воспитание устойчивых качеств личности дошкольника.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
Гипотеза исследования: если учитывать особенности развития связной речи, то процесс развития старших дошкольников будет протекать более успешно.
Методы исследования: наблюдение, объяснение, беседа, педагогический эксперимент.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Научно – теоретические основы проблемы развития связной речи.
1.1.Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. На занятиях решается целый ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно, понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить, грамматически правильно строить, речь и т. д.
В процессе
обучения рассказыванию на
В группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам. Это оживляет впечатления, полученные ими ранее, активизирует речь.
Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, воспитатель обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар?» (По картине «Шар улетел». Из серии «Картины для детских садов».). В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар). В ходе занятия воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года).
Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий — он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей. Так, на занятии по картине «Шар улетел» воспитатель обращается к детям: «Рассказ о девочке начну я, а вы его продолжите. Ира надула красный воздушный шар и пошла, гулять в сад. В саду всюду желтели листья. Было ветрено. Ире было весело: она держала шар за ниточку, бегала по дорожке и смотрела, как шар на ветру то опускался, то взлетал вверх. Что было дальше? Как случилось, что у Иры улетел шар, где он очутился, и что стала делать девочка? Расскажи об этом, Коля (Миша, Настя)».
С помощью
опорных вопросов педагог
Вызванный ребенок подходит к картине и начинает рассказывать. Дети и воспитатель слушают его. Затем выступают еще пять-шесть детей. При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.
Таким образом, с каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявляют все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать на одном занятии два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней.
1.2. Психофизиологические
основы изучения методики
Ребенку дошкольного возраста проблематично адекватно воспринимать изображение. Ведь даже очень несложная картинка, которая содержит в себе изображение по крайне мере двух объектов, дает их в некоторых пространственных отношениях. Понимание этих отношений важно, чтобы найти связей между компонентами изображение уже давно применяется для определения общего умственного развития детей. Так, А. Бинэ ввел задание на понимание пространственных отношений в созданную им диагностирующую «шкалу ума». Вместе с тем он, а затем В. Штерн установили, что есть три уровня (стадии) восприятия детьми разного возраста картинки. Первый уровень – предметный (по Штерну) или перечисления, эта стадия присуща для детей от 2 до 5 лет; второй уровень – описания (или действия), этот уровень характерен для детей от 6 до 9-10 лет; и наконец, третий уровень – уровень истолкования (или отношений), свойственно детям, после 9-10 лет.