Психологические особенности восприятия картины дошкольниками на занятиях по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Связная речь представляет собой логически последовательное, грамматически правильно и образное изложение определенного содержания, достигаемое использованием диалога и монолога. Монолог как форма речи ребенка представляет сложный этап речевого развития. Он отличается от диалога большей полнотой, четкостью и развернутостью высказывания.
Гипотеза исследования: если учитывать особенности развития связной речи, то процесс развития старших дошкольников будет протекать более успешно.
Методы исследования: наблюдение, объяснение, беседа, педагогический эксперимент.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Научно – теоретические основы проблемы
развития связной речи 6
1.1. Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста 6
1.2. Психофизиологические основы изучения методики обучения дошкольниками монологам - повествования
с использованием серий сюжетных картин 8
Трудности усвоения детьми связной речи
Выводы по первой главе 10
Глава 2. Роль картины в развитии речи детей дошкольного возраста 12
2.1. Типы картин для детского сада. «Требования к картинам». 15 2.2. Методика обучения рассказыванию по картине.
Структура занятия. Проблемы обучения. 18
Выводы по второй главе 27
Глава 3. Экспериментальное исследование особенности
восприятия картины по развитию речи в дошкольном
образовательном учреждении. 28
3.1. Методы диагностики по выявлению восприятия
картины у детей дошкольного возраста на
констатирующем этапе эксперимента 28
3.2. Методика проведения занятий по формированию
восприятия картины у детей дошкольного возраста
на формирующем этапе эксперимента. 42
3.3. Методы диагностики по формированию восприятия
картины у детей дошкольного возраста на контрольном
этапе эксперимента 43
Выводы по третей главе 44
Заключение 45
Библиография 46
Приложение 49

Файлы: 1 файл

Лапаткина 2 курсовая работа.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать  как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать  развернутый рассказ дошкольника,  построенный им самостоятельно  с помощью усвоенных приемов.

Занятия по картине имеют  важное значение в системе обучения рассказыванию.

В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и  составление детьми рассказов на материале картин.

На первых дошкольники  овладевают преимущественно диалогической  речью: учатся выслушивать вопросы  педагога, отвечать на них, спрашивают; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.

В соответствии с «Программой  воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной группах, основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.

Ребенок дошкольного  возраста любит рассматривать картины  и рассказывает о них живо и  заинтересованно. Велико его желание  поделиться своими впечатлениями с  окружающими о том, что он видит.

Таким образом, передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово-обозначение и т. п.

В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.

Старший дошкольный возраст  характеризуется возросшей речевой  и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

 

 

 

 

 

2.2. Методика  обучения рассказыванию по картине.  Структура занятия. Проблемы обучения.

 

Рассказывание по картине  является особенно сложным видом  речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия  в том, что дети должны выслушивать  рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость.

Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее – сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.

Тем не менее, трудно поспорить  с тем, что ребенок должен к  школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные  результаты.

Возникшее противоречие можно решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к этому виду деятельности. Можно выделить два типа рассказов по картине.

  1. Описательный рассказ.

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

Виды описательного  рассказа:

- фиксация изображенных  на картине объектов и их  смысловых взаимосвязей;

- описание картины  как раскрытие заданной темы;

- развернутое описание  конкретного объекта; 

- словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).

2. Творческое рассказывание  по картине (фантазирование).

Цель: учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.

Виды рассказов:

- фантастическое преобразование  содержания;

- рассказ от имени  изображенного (представляемого)  объекта с заданной или самостоятельно  выбранной характеристикой. 

Наиболее оправданная  форма обучения дошкольников рассказыванию – дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить  прием наглядного моделирования.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

  • самостоятельного анализа ситуации или объекта;
  • развития децентрации (умения менять точку отсчета);
  • развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной  описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).

В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие  “Логико-малыш ”. Элементами плана  рассказа, составленного по пейзажной  картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

Наглядная модель высказывания выступает  в роли плана, обеспечивающего связность  и последовательность рассказов  ребенка.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов  модели рассказа выступают объекты  природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств  данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

  • выделение значимых объектов картины;
  • рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
  • определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
  • объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного  упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной  картине можно порекомендовать  работу  “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

Постепенно овладевая всеми  видами связного высказывания с помощью  моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого  возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому  педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов.

Нельзя не отметить, что в практике детских садов проведение занятий  по обучению рассказыванию по картине  вызывает значительные трудности. В  основном это вызвано ошибками, которые  допускают воспитатели в методике проведения таких занятий. Например, из-за отсутствия вводной беседы дети оказываются неподготовленными к восприятию картины, а вопросы типа «Что нарисовано на картине?» или «Что вы видите на картине?» нередко побуждают малышей к разрозненному перечислению всего, что попадает в поле их зрения. Последующие вопросы «А еще что вы видите на картине? А еще?» нарушают целостное восприятие картины и ведут к тому, что дети без связи одних фактов с другими указывают на изображенные предметы. К тому же порою бывает так, что, приступая к рассматриванию картин, различных по теме, сюжету и жанру, воспитатель всякий раз обращается к малышам с одними и теми же словами: «Что нарисовано на картине?» Этот вопрос становится трафаретным, шаблонным, интерес детей к занятию снижается, а их ответы носят в таких случаях характер простого перечисления.

Порою при рассматривании картины  педагог не выделяет в ней с  самого начала то, что является существенно, важным и в то же время эмоционально привлекательным. Например, анализируя картину «Осень», воспитатель останавливает внимание детей на том, как одета Таня. Рассказывать об одежде героя надо, но вначале следует вызвать у детей интерес к этому персонажу, к его действиям, желание подробнее рассказать о нем.

Особо необходимо остановиться на вопросе о речи педагога: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нем говорили образно, эмоционально.

Таким образом, педагог должен учить детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.

В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения остается прежней – учить детей описывать изображенное на картине. Однако к четырем-пяти годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

По-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. (Развернутый ответ может состоять из нескольких предложений.) Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков. Непринужденные, свободные высказывания позволяют детям живее выразить впечатления от увиденного. Поэтому при рассматривании картин следует устранять все, что повлечет за собой скованность детских высказываний, снизит эмоциональную непосредственность речевых проявлений.

Очень важно целенаправленно упражнять детей в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостности восприятия. Вначале педагог дает пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь при этом на речевой образец. Высказывание, относящееся к тому или иному объекту, будет органически входить в беседу о картине в целом.

Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин дошкольники  упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они  также учатся сосредоточенно выслушивать  рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это несомненно подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения – в старшей и подготовительной группах.

Информация о работе Психологические особенности восприятия картины дошкольниками на занятиях по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении