Психологические особенности возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:47, реферат

Описание работы

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества личности, могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.

Файлы: 1 файл

Курсовая Ермакова 02.03.12.doc

— 891.50 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Резкие изменения  в социальной и экономической  сфере жизни приводят к росту  напряженности в межличностных  отношениях. Поэтому проблема межличностных  конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.

Не вызывает сомнения тот факт, что специфика поведения в конфликте, готовность или неготовность разрешать конфликтные ситуации начинают складываться в детстве.

Именно в  дошкольном возрасте формируются представления  о конфликте и конфликтной  ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка в конфликте.

Дошкольный  возраст - особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом  первоначального становления личности ребенка. В это время в общении  ребенка со сверстниками возникают  довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений  на самых первых этапах становления  личности представляется актуальным и  важным, прежде всего потому, что  конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в  качестве серьезной угрозы для личностного развития. Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества личности, могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.

 

 

Общая характеристика работы

 

Тема курсовой работы «Психологические особенности  возникновения конфликтов у детей  старшего дошкольного возраста» 

Объект исследования - конфликты как психологическая  проблема.

Предмет исследования - особенности конфликтов у детей  старшего дошкольного возраста.

Цель исследования - изучить психологические особенности  возникновения конфликтов в старшем  дошкольном возрасте.

Данная цель конкретизируется через задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать  методики, направленные на изучение  состояния конфликтов у детей  дошкольного возраста в ДОУ.

3. Разработать  рекомендации по применению диагностических  методик.

  Методы исследования: анализ научно - теоретической и психолого-педагогической литературы, «метод вербальных выборов», методика «картинки», методика «беседа».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Сущностная  характеристика понятия  "конфликт"

 

Конфликты существовали всегда, во все времена и у всех народов. Слово конфликт происходит от латинского contlictus, что в переводе означает «столкновение». В качестве научного термина это слово в близком, но не тождественном смысле применяется в психологии. [13,с.5].

Употребление  термина «конфликт» встречается  при разработке проблем психологии личности, в общей, медицинской, социальной психологии, психотерапии, педагогике и политологии.

Развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который далеко не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением и разрешением противоречия.

Понятийная  схема, характеризующая сущность конфликта  должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.

В структуре  конфликта выделяют:

  • объект (предмет спора);
  • субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
  • условия протекания конфликта;
  • масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
  • стратегии и тактики поведения сторон;
  • исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:

  • предметная ситуация - возникновение объективных причин конфликта
  • конфликтное взаимодействие - инцидент или развивающийся конфликт
  • разрешение конфликта (полное или частичное).

Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд  функций, среди которых наиболее важными являются:

  • диалектическая - служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
  • конструктивная - вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
  • деструктивная - появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (лидер).

Управление  конфликтом - это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в  интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой  имеет отношение данный конфликт.

Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. [8,с.10].

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными [1, с.20].

Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться  в трех сферах: общении, поведении, деятельности

Признаками конфликта  являются:

  • наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной,
  • неделимость объекта конфликта, т.е. объект конфликта не может быть поделен между участниками конфликтного взаимодействия;
  • желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации [7, с.63].

Конфликтное противостояние предполагает определение области (проблемы) противоречия, т.е. предмета конфликта.

Предмет конфликта - объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между  сторонами (проблема власти, первенства, совместимости сотрудников).

Отсюда субъект конфликта - участники конфликта, оппоненты, чьи интересы затронуты непосредственно.

Объект конфликта - то, на что претендует каждая из конфликтующих  сторон, то, что  вызывает их противодействие (материальная, социальная или духовная ценность) [7, с.74].

Конфликты протекают в пространстве, во времени и с участием ряда субъектов. Выделяют временные (продолжительность конфликта во времени), пространственные (определение территории, в пределах которой происходит конфликт) и субъектные (количество основных участников) его границы.

В связи с тем, что конфликты  имеют самую разную природу возникновения, их количество и разнообразие велико.

Классификация конфликтов проводится в соответствии с рядом факторов:

  • способом их разрешения.

(насильственные, ненасильственные),

  • сферой проявления (политические, социальные, экономические, организационные);
  • направленностью воздействия (вертикальные, горизонтальные, смешанные)
  • степенью выраженности (открытые, скрытые);
  • количеством участников (внутриличностные, межличностные, межгрупповые);

Внутриличностный  конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному  нами определению. Здесь участниками  конфликта являются не люди, а различные  психологические факторы внутреннего  мира личности, часто кажущиеся или  являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. [2,с.15].

Ролевой конфликт - когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования.

Такой конфликт  более распространён. [11,с.44].

Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликтов. Он проявляется в  отношениях между двумя и более  людьми. В организациях он проявляется  по-разному.

Межгрупповой  конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Межгрупповые  конфликты сопровождаются:

  • Проявлениями деиндивидуализации, т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.
  • Проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события».[13,c.92].

Указанные конфликты  выполняют различные: позитивные и  негативные функции. Позитивные функции  характеризуют, чем данный конфликт может быть полезен для его участников.

Отрицательные функции конфликта определяются затратами (эмоциональными, материальными, временными и прочими) ресурсов на участие  в конфликте и преодоление  его последствий [7, с.77].

Конфликт, как  считает Н.В.Гришина, проходит через следующие этапы развития: 

1. возникновение объективной конфликтной ситуации

           (или предконфликтной ситуации);

2. осознание ситуации как конфликтной;

3. конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);

4. разрешение конфликта [1, с.155].

Предконфликтная ситуация, по мнению Г.И.Козырева, -  это рост напряженности в отношении  между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности [8, с.26].

Социальная  напряженность представляет собой  психологическое состояние людей  и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер.

В реальной жизни  причины возникновения социальной напряженности могут накладываться одна на другую или подменяться одна другой.

Проблема выявления  причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей  их предупреждения и конструктивного  разрешения. Без знания движущих сил  развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие.

Конфликтное взаимодействие возникает только тогда, когда в самых глубинах социальной жизни существуют объективные предпосылки возникновения конфликтной ситуации [10, с.12].

Конфликты изначально происходят в результате нарушения  баланса интересов двух и более  сторон.

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин:

• объективных,

• организационно-управленческих,

• социально-психологических,

• личностных.

Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая – субъективный.

Объективные причины  конфликтов,те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации.

Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения.

Итак, конфликт - это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и  участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

В общении детей  друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и  проявления доброжелательного отношения  к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих  целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны, - желания и права других. Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но не понимает, что каждый сверстник - личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны.

Информация о работе Психологические особенности возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста