Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:47, реферат
Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества личности, могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.
ВВЕДЕНИЕ
Резкие изменения в социальной и экономической сфере жизни приводят к росту напряженности в межличностных отношениях. Поэтому проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.
Не вызывает сомнения тот факт, что специфика поведения в конфликте, готовность или неготовность разрешать конфликтные ситуации начинают складываться в детстве.
Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка в конфликте.
Дошкольный
возраст - особо ответственный период
в воспитании. Он является возрастом
первоначального становления
Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества личности, могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.
Общая характеристика работы
Тема курсовой работы «Психологические особенности возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста»
Объект исследования - конфликты как психологическая проблема.
Предмет исследования - особенности конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования
- изучить психологические
Данная цель конкретизируется через задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методики, направленные на изучение состояния конфликтов у детей дошкольного возраста в ДОУ.
3. Разработать
рекомендации по применению
Методы исследования: анализ научно - теоретической и психолого-педагогической литературы, «метод вербальных выборов», методика «картинки», методика «беседа».
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Конфликты существовали всегда, во все времена и у всех народов. Слово конфликт происходит от латинского contlictus, что в переводе означает «столкновение». В качестве научного термина это слово в близком, но не тождественном смысле применяется в психологии. [13,с.5].
Употребление термина «конфликт» встречается при разработке проблем психологии личности, в общей, медицинской, социальной психологии, психотерапии, педагогике и политологии.
Развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который далеко не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением и разрешением противоречия.
Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.
В структуре конфликта выделяют:
Конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:
Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются:
Управление конфликтом - это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. [8,с.10].
Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными [1, с.20].
Противодействие
субъектов конфликта может
Признаками конфликта являются:
Конфликтное противостояние предполагает определение области (проблемы) противоречия, т.е. предмета конфликта.
Предмет конфликта - объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами (проблема власти, первенства, совместимости сотрудников).
Отсюда субъект конфликта - участники конфликта, оппоненты, чьи интересы затронуты непосредственно.
Объект конфликта - то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, то, что вызывает их противодействие (материальная, социальная или духовная ценность) [7, с.74].
Конфликты протекают в пространстве, во времени и с участием ряда субъектов. Выделяют временные (продолжительность конфликта во времени), пространственные (определение территории, в пределах которой происходит конфликт) и субъектные (количество основных участников) его границы.
В связи с тем, что конфликты имеют самую разную природу возникновения, их количество и разнообразие велико.
Классификация конфликтов проводится в соответствии с рядом факторов:
(насильственные, ненасильственные),
Внутриличностный
конфликт. Этот тип конфликта не
полностью соответствует
Ролевой конфликт - когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования.
Такой конфликт более распространён. [11,с.44].
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликтов. Он проявляется в отношениях между двумя и более людьми. В организациях он проявляется по-разному.
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.
Межгрупповые конфликты сопровождаются:
Указанные конфликты выполняют различные: позитивные и негативные функции. Позитивные функции характеризуют, чем данный конфликт может быть полезен для его участников.
Отрицательные функции конфликта определяются затратами (эмоциональными, материальными, временными и прочими) ресурсов на участие в конфликте и преодоление его последствий [7, с.77].
Конфликт, как считает Н.В.Гришина, проходит через следующие этапы развития:
1. возникновение объективной конфликтной ситуации
(или предконфликтной ситуации)
2. осознание ситуации как конфликтной;
3. конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);
4. разрешение конфликта [1, с.155].
Предконфликтная
ситуация, по мнению Г.И.Козырева, -
это рост напряженности в отношении
между потенциальными субъектами конфликта,
вызванный определенными
Социальная
напряженность представляет собой
психологическое состояние
В реальной жизни причины возникновения социальной напряженности могут накладываться одна на другую или подменяться одна другой.
Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного разрешения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие.
Конфликтное взаимодействие возникает только тогда, когда в самых глубинах социальной жизни существуют объективные предпосылки возникновения конфликтной ситуации [10, с.12].
Конфликты изначально происходят в результате нарушения баланса интересов двух и более сторон.
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин:
• объективных,
• организационно-
• социально-психологических,
• личностных.
Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая – субъективный.
Объективные причины конфликтов,те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации.
Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения.
Итак, конфликт - это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.
1.2.СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТОВ,
ВОЗНИКАЮЩИХ В ДОШКОЛЬНОМ
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны, - желания и права других. Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но не понимает, что каждый сверстник - личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны.