Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:47, реферат
Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества личности, могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.
Отношения зависимости от других детей возникают в дошкольном возрасте в игровом взаимодействии и классифицируются;
• как игровые, которые определяют взаимоотношения детей по сюжету и роли;
• реальные, отражающие взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело, договаривающихся о сюжете игры, распределении ролей, обсуждающих вопросы по поводу игры.
Такие взаимоотношения
характеризуются переходом
Реальные отношения могут осложняться игровыми, если инициатор игры берет подчиненную роль, но реально руководит игрой. Если дети не умеют договариваться между собой - игра распадается.
В игре наиболее ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети, как правило, - это ловкие, умелые, смышленые и опрятные, к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. В общении с непопулярными детьми может возникать конфликтная напряженность, основной причиной которой является нежелание сверстников с ними играть. У сверстников вызывают раздражение те дети, с кем трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные и неумелые. Для 5-6-летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, даже восхищение. Они придирчиво относятся к выполнению роли («так бывает» и так «не бывает»), стараются соответствовать ожиданиям играющих (понимая вину, говорят: «Я больше не буду»), отрабатывают нужные для игры действия. Дети испытывают потребность получить интересную роль в игре и проявить себя при этом, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Так, в ситуации успеха их переполняет чувство радости, но они могут и злорадствовать при неудаче другого. В ситуации неудачи часто огорчаются, чувствуют зависть и досаду.
Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения. Однако воспитатель не должен брать на себя решение детских конфликтов в игре - это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве.
По мнению Рояк А.А., Репиной Т.А., следует рассматривать два типа конфликтов у дошкольников, испытывающих трудности в общении со сверстниками: внутренние и внешние. [16; с.17].
В литературе понятия внутреннего и внешнего конфликтов четко не разграничены.
Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов межличностных отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку, право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания.
Внутренний психологический конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения [7, с. 67].
Он вызывается противоречиями, связанными, с самой деятельностью.
С тем как она сформирована у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников.
Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В условиях этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, он не может удовлетворить своих существенных потребностей, искажаются не только деловые, но и личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников.
Функции внутренних
конфликтов сугубо отрицательны, они
тормозят становление полноценных,
гармонических отношений и
Итак, конфликты делятся на внешние и внутренние. Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку, право на ответственность, на творческое решение трудной ситуации. Внутренние же вызывается противоречиями ведущей игровой деятельности ребёнка. Такой конфликт не может быть решён без помощи взрослых. Конфликты могут быть из-за разрушения игры, из-за распределения ролей, по поводу состава участников игры, из-за игрушек, по поводу правильности игровых действий.
Дошкольнику на данном этапе развития необходимо помочь посмотреть на себя и на сверстника со стороны, для того чтобы ребёнок научился сопереживать. Отсутствие сопереживания и взаимных уступок приводит к конфликтной ситуации.
1.3 ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Помогая детям преодолевать, трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра.
Конфликты в детском коллективе наиболее перспективнее предупреждать на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
Группу детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка (оценки должны касаться только поступков детей)
Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе. [10,с.53].
Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:
• дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку;
• воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины;
• обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях;
• дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение;
• внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жесткого авторитаризма), такие средства непродуктивны. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития. [5,c.96].
Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются:
- сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации)
- имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий процесс)
- интерактивные игры (игры на взаимодействие)
- социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации)
- обыгрывание
конфликтных ситуаций и
- психогимнастика
- чтение и
обсуждение художественных
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий
- дискуссии[10,c.61]
Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует.
Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Солнечный круг», «Островок желаний», «Островок доверия», «Секретная комната», «Уютный уголок», « Стол переговоров», «Уголок тишины», «Коврик мира», «Уголок для друзей».
В гости к
детям могут приходить
Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.
Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Разрешение конфликта - это минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия, устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, изменение целей участников конфликта, достижение соглашения по спорному вопросу между участниками [10,с 46].
Задача взрослых
состоит в том, чтобы научить
детей некоторым правилам
Два способа разрешения конфликта:
Деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть»
«Сам буду играть»
«Позову воспитателя, и она заставит всех играть»
«Всех побью и заставлю играть»
Конструктивный - «Предложу другую игру»
«Спрошу
у ребят, во что лучше
В разрешении
детских конфликтов
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
• при разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта
• взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении
• разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки
• различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному
• присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл
• профессиональная позиция воспитателя - взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.[10,с. 69].
Деятельность воспитателя
при разрешении детских конфликтов
должна быть планомерной и включать
следующие последовательно
1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло) Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».
2. Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего)
- утверждение личных притязаний,
- навязывание своего стиля поведения,
- умаление достоинств другой стороны,
- корыстные устремления,
Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них
преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.
3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива,
(несколько раз вдохнуть
и выдохнуть, развести в
Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:
- описание произведенного действия
- описание возможного
или неизбежного результата
- предложение альтернативного варианта поведения
Схема позитивного сообщения может выглядеть так:
Когда ты…
Может случиться, что…
Лучше… .
4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации
- применить
меры воспитательного
вырабатывать
альтернативы, привлекая детей к
совместному творческому
- выдвинуть определенные жесткие требования