Психологические особенности возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:47, реферат

Описание работы

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества личности, могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.

Файлы: 1 файл

Курсовая Ермакова 02.03.12.doc

— 891.50 Кб (Скачать файл)

- указать на  необходимость придерживаться установленных  определенных норм поведения  не только в период пребывания  в детском саду, но и в повседневной  жизни.

5. Оценка особенностей участников конфликта

6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника - родителя, психолога, сменного воспитателя.[10,с.71].

 С детьми  группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам:

Тебе хочется  ходить в детский сад?

Почему?

С каким настроением  ты чаще всего идешь в детский  сад?

Какие игры ты знаешь?

В какие игры ты умеешь играть?

В какие игры ты любишь играть больше всего?

Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?

Есть ли в  этой игре правила, которые надо соблюдать?

Можно ли нарушать эти правила?

Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?

Бывают ли у  тебя конфликты с родителями? Как  часто?

Как ты думаешь, конфликт и ссора - это одно и то же?

 Попробуй  объяснить свое мнение.

Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то, как ты поступишь? [28,с.21].

Тип поведения  воспитателя при разрешении конфликтов может быть:

Авторитарным - этот воспитатель чаще отмечает необходимость  воспитания в детях эмоционально-волевых  качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».

 Демократическим  -  этот воспитатель считает,  что в детях важно воспитывать  моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость.

 Анархически-попустительский  - это тот воспитатель, который  не имеет специального образования,  выбор профессии для него случайный. [16.с.121].

В решении конфликтных  ситуаций воспитатель должен владеть  техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку). Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу - это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.

Узнать о  том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его  внешнему виду: если его глаза смотрят  в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке  происходит очень важная и нужная внутренняя работа.

Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял, что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом.

 Выслушиваются  обе стороны: если в данный  момент слушается один из участников  конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. [6,с.46].

Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных  слов, постепенно усиливая их эмоциональный  накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания».

Обсуждать нужно  следующее:

Что произошло? (сформулировать суть конфликта)

Что привело  к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)

Какие чувства  вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)

Как быть в этой ситуации? (найти решение) [28,с .18].

Если показать ребенку, что его действительно  слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота  конфликта: ребенку важно почувствовать  себя услышанным и понятым.

Таким образом,  в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество, поэтому в детском коллективе конфликты легче предупредить, чем разрешать. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание  на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

Воспитательные  приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития. У детей в дошкольном учреждении необходимо сформировывать, обеспечивать и поддерживать здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, высокий авторитет воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по первой главе

 

В результате теоретического анализа литературы по проблеме, психологические особенности возникновения конфликтов в ДОУ мы приходим к следующим выводам:

1. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.

2. Среди причин возникновения конфликтов между дошкольниками отмечают следующие: разрушение игры, по поводу выбора общей темы игры, по поводу состава участников игры, из-за ролей, из-за игрушек, по поводу сюжета игры, по поводу правильности игровых действий.

3. Разобрав более подробно возникновение и развитие различных конфликтов у дошкольников, вникнув более глубоко в их суть, можно судить о том, какие методики можно более эффективно использовать для диагностики данного явления и какие игровые методы могут быть наиболее эффективно использованы с этой целью в педагогической психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Подбор  диагностического инструментария  для изучения состояния проблемы  в практике ДОУ.

В дошкольный период детства у ребенка формируются  основы коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно, поэтому ранняя диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений у дошкольников в ДОУ необходима.

Существуют  определенные методы и методики, позволяющие  выявить особенности межличностных  отношений дошкольников.

Метод вербальных выборов [28, с.16].

Старшие дошкольники (5—7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

1. С кем ты  хотел бы дружить, а с кем  дружить, никогда не станешь?

2. Кого ты  позвал бы к себе на день  рождения, а кого ни за что  не позовешь?

3. С кем ты  хотел бы сидеть за одним  столом, а с кем нет? 

Обработка данных и анализ результатов 

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

 

 

 

 

 

Ответы детей (их отрицательные и положительные  выборы) заносятся в специальный  протокол (матрицу):

ФИО

Юра К.

Боря Ж.

Инна Г.

Света Ч.

Коля И.

Юра К.

 

+

 

-

-

Боря Ж.

+

 

+

 

+

Инна Г.

 

+

 

-

-

Света Ч.

-

       

Коля И.

-

 

-

-

 

 

Сумма отрицательных  и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить  его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов  социометрического статуса:

  • популярные («звезды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,
  • предпочитаемые - дети, получившие один-два положительных выбора,
  • игнорируемые - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками),
  • отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При анализе  результатов методики важным показателем  является также взаимность выборов  детей.

Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные звезды и отверженные.

Следует подчеркнуть, что далеко не всякая группа имеет  столь четкую социометрическую структуру. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов. Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников распределяется примерно поровну между всеми членами группы. По-видимому, данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания межличностных отношений и является наиболее благоприятной.

Методика  «Картинки»[28, с.25].

Здесь детям  предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации

( Приложение 1):

1. Группа детей  не принимает своего сверстника  в игру.

2. Девочка сломала  у другой девочки ее куклу. 

3. Мальчик взял  без спроса игрушку девочки.

4. Мальчик рушит  постройку из кубиков у детей. 

Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.

Таким образом, в данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную  с отношениями людей или с  жизнью общества.

Степень решения  проблемы измеряется по трехбалльной шкале 

0 баллов - отсутствие ответа;

1 балл - обращение  за помощью к кому-либо;

2 балла -  самостоятельное и конструктивное  решение проблемы.

Помимо уровня развития социального интеллекта, методика «Картинки» может дать богатый материал для анализа качественного отношения ребенка к сверстнику.

Этот материал может быть получен из анализа  содержания ответов детей при  решении конфликтных ситуаций.

Решая конфликтную  ситуацию, обычно дети дают следующие  варианты ответов:

1. Уход от  ситуации или жалоба взрослому  (убегу, заплачу, пожалуюсь маме).

2. Агрессивное  решение (побью, позову милиционера,  дам по голове палкой и т.  п.).

3. Вербальное  решение (объясню, что так плохо,  что так нельзя делать; попрошу  его извиниться).

4. Продуктивное  решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).

В тех случаях, когда из четырех ответов более  половины являются агрессивными, можно  говорить о том, что ребенок склонен  к агрессивности. Если же большинство  ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику.

Методика  «Беседа»[28,c.27].

Для выявления  представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих  с ним проводится индивидуальная беседа.

 Перед ее  началом взрослый знакомится с ребенком и предлагает поговорить с ним, создавая при этом доброжелательную атмосферу общения с ребенком. Ребенку задаются следующие вопросы:

    • Нравится ли тебе ходить в детский сад, почему?
    • Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоей группе? Кто? 

          Почему?

    • Если ты дашь другу игрушку поиграть и сразу заберешь ее, когда он еще не успел  наиграться, как ты думаешь, какое настроение будет у него?
    • Смог бы ты подарить другу какую-нибудь игрушку насовсем?

Как думаешь, какое  настроение будет у него, если ты подаришь ему игрушку?

    • Если твоего друга (сверстника) накажут, как ты думаешь,

          каково ему будет? Почему?

    • Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?

 

    • Если воспитательница хвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя

бывает настроение?

    • Если похвалят твоего друга, как ты думаешь, что будет чувствовать он?
    • Если у твоего друга не получается какое-то дело, как думаешь,

     какое  у него будет настроение? А  ты бы смог ему помочь?

Информация о работе Психологические особенности возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста