Психологические особенности возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:47, реферат

Описание работы

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества личности, могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.

Файлы: 1 файл

Курсовая Ермакова 02.03.12.doc

— 891.50 Кб (Скачать файл)
    • Мама пообещала сходить с тобой в выходной день в цирк, а когда наступил выходной,  оказалось, что ей надо сделать домашние дела и она не  может  пойти с тобой в цирк. Какое  у тебя будет тогда настроение?

Эти десять вопросов можно подразделить на три группы:

Первая - вопросы, выявляющие общее оценочное отношение и представление ребенка о других детях. Например, второй вопрос является провокационным.

Предполагается, что гуманная позиция - это принятие всех детей и их положительная  оценка. Если же ребенок дает отрицательную  оценку детям - это свидетельствует о поверхностном, предметно-оценочном отношении к сверстникам.

Вторая - вопросы, позволяющие судить об уровне сформированности представлений ребенка о состояниях сверстника и адекватности их оценки. К таким вопросам относятся 3, 4, 5, 8, 9 (см. текст беседы).

Задавая ребенку  такие вопросы, важно выявить  понимание ребенком субъективных состояний  сверстника, т. е. что ребенок переживает в конкретной моделированной ситуации, а не его знания о том, какой  сверстник (жадный, добрый и т. д.).

Третья - вопросы, имеющие целью выяснить уровень  сформированности представлений ребенка  о своих собственных переживаниях и степень их адекватного оценивания. Примером таких вопросов являются вопросы 6, 7, 10.

При обработке  ответов на вопросы первой группы фиксируются: а) ответы, в которых дается отрицательная оценка детскому саду и сверстникам;

б) ответы, положительно оценивающие детский сад и  детей в группе; в) варианты отсутствия ответов.

При обработке вопросов второй и третьей групп фиксируются иные показатели: а) адекватность оценки; б) варианты ответов «не знаю» либо отсутствие ответов.

Предложенные  выше методики помогают выявить определенные тенденции в развитии отношения  ребенка к сверстникам и к  самому себе. Особое внимание психолога должны привлекать случаи игнорирования сверстников, страх перед ними, враждебное отношение к другим, подавление и обвинение их и пр.

Использование предложенных методик будет способствовать своевременному выявлению этих тенденций  и поможет обнаружить детей, представляющих своеобразную группу риска в развитии проблемных форм межличностных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 . Рекомендации по проведению диагностического обследования по проблеме возникновения конфликтов в ДОУ

Выявление особенностей отношения ребенка к своим сверстникам является достаточно сложной и тонкой областью практической и клинической психологии. Большинство приведенных выше методик достаточно сложно не столько по своей организации, сколько по анализу результатов и интерпретации данных. Их проведение требует достаточно высокой психологической квалификации и опыта работы с детьми. Поэтому первоначально данные методики следует проводить под руководством опытного психолога, обсуждая с ним полученные данные. Использование предложенных диагностических методик может дать достаточно надежные и достоверные результаты только при соблюдении следующих условий.

Во-первых, описанные  выше методики должны использоваться в комплексе (не менее трех-четырех  методик). Ни одна из них в отдельности  не может дать достаточно полной и надежной информации. Особенно важно сочетание объективных и субъективных методов. Использование проективных методик обязательно должно дополняться наблюдением за поведением детей в естественных условиях или в проблемных ситуациях. В случае расхождения результатов разных методик у одного ребенка диагностическое обследование следует продолжить, используя новые дополнительные методики.

Во-вторых, большинство  предложенных методик рассчитаны на индивидуальную работу с ребенком (или  с небольшой группой детей). Присутствие и вмешательство посторонних детей и взрослых может существенно повлиять на поведение и на ответы детей, исказив реальную картину их отношений. Поэтому диагностику лучше проводить в отдельном помещении, где ничто не отвлекает ребенка от решения предложенной задачи.

В-третьих, необходимым  условием проведения всех диагностических  процедур являются доверительные и  доброжелательные отношения между  ребенком и взрослым. Без такого доверия и чувства безопасности со стороны ребенка рассчитывать на получение достоверных данных нельзя.

Поэтому диагностические  методики нельзя осуществлять при первой встрече незнакомого взрослого  с детьми. Нужно предварительное  знакомство и установление необходимого контакта.

В-четвертых, диагностическое обследование нужно проводить в естественной и привычной для дошкольников форме игры или беседы. Ребенок ни в коем случае не должен чувствовать и подозревать, что его изучают, оценивают или обследуют. Любые оценки, порицания или поощрения недопустимы. Если ребенок отказывается от решения той или иной задачи (или от ответа на вопрос), диагностическую процедуру следует отложить или предложить ему другое занятие.

В-пятых, результаты диагностического обследования должны оставаться только в сфере компетенции психолога-диагноста. Ни в коем случае нельзя сообщать их самому ребенку и его родителям. Замечания о том, что ребенок слишком агрессивен или что его не принимают сверстники, недопустимы.

Столь же недопустимыми  являются похвалы и сообщения  о достижениях ребенка в общении со сверстниками. Результаты диагностики могут использоваться только для выявления и более глубокого понимания внутренних проблем ребенка, что существенно облегчит оказание ему своевременной и адекватной психологической помощи.

И наконец, следует помнить, что в сфере межличностных отношений в дошкольном возрасте еще нельзя ставить окончательный диагноз даже при использовании всех возможных методик. У многих детей отношение к сверстникам является неустойчивым; оно зависит от множества ситуативных факторов.

В одних случаях  они могут демонстрировать внимание и поддержку сверстникам, в других - враждебное и негативное отношение  к ним. В этом возрасте сфера межличностных  отношений (как и самосознания) находится  в процессе интенсивного становления. Поэтому давать однозначное и окончательное заключение об индивидуальных особенностях ребенка недопустимо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном курсовом проекте, были реализованы следующие  задачи:

1. Изучена и проанализирована литература по проблеме исследования.

Слово конфликт происходит от латинского contlictus, что в переводе означает «столкновение». Из определения конфликта следует, что это столкновение интересов (мотивов и т. д.), имеющих противоположную направленность. Именно противоположная направленность интересов является истинной причиной конфликтного взаимодействия.

В структуре конфликта выделяют: объект, субъекты, условия протекания конфликта, масштаб конфликта, стратегии и тактики поведения сторон; исходы конфликтной ситуации.

Конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии: предметная ситуация, конфликтное взаимодействие, разрешение конфликта.

Между детьми в  ДОУ существуют два вида конфликтов внешние  и внутренние. Внешние конфликты у дошкольников возникают  при организации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку, право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации. Внутренние же конфликты возникают в условиях их ведущей игровой деятельности. Функция внутренних конфликтов отрицательна, т.к. они тормозят становление полноценных, гармонических отношений и формирование личности.

2. При выборе методов профилактики конфликтов у дошкольников педагогу в первую очередь необходимо учитывать психологические особенности дошкольников, а так же проанализировать возможные причины конфликтов. Ниже представлены методики позволяющие изучить наличие конфликтов в ДОУ.

  • «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Для старших дошкольников (5—7 лет). Позволяет выяснить о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии.

  • Методика «Картинки» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

В данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.

  • Методика «Беседа» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Методика для выявления представлений ребенка и переживаниях сверстника и своих.

3. Данное исследование позволило разработать рекомендации, по применению диагностических методик указанных выше.

Диагностические методики, должны использоваться в комплексе, для полноценного и точного результата, между ребёнком и взрослым  необходимы доверительные и доброжелательные отношения, для ребёнка при этом важна естественная и привычная обстановка. Диагностика должна быть в форме игры или беседы. Результаты диагностики должны быть анонимны и должны оставаться только в сфере компетенции психолога-диагноста.

И наконец, использование методик не повод ставить окончательный диагноз.

Цель данного  курсового проекта - изучить психологические особенности возникновения конфликтов в старшем дошкольном возрасте достигнута, а задачи реализованы. Описанные выше диагностические методики могут применяться в ДОУ при соблюдении разработанных нами рекомендаций по их применению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 545 с.

2. Бабосов, Е.М.  Конфликтология - Мн.: Народная асвета, 2001. - 390 с.

3. Божович, Л.И.  Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 380 с.

4. Валеев, Г.Х.  Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов. - М.: Академия, 2002. - 134 с.

5. Волков, Б.С., Волкова  Н.В. Психология общения детей в детском возрасте. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 355 с.

6. Воспитание  детей в игре: Пособие для воспитателя  детского сада / Cост. А.К.Бондаренко,  А.И.Матусик. - М.: Просвещение, 1983. - 210 с.

7. Гришина, Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.

8. Громова, О.Н.  Конфликтология: Курс лекций. - М.: Тандем, 2000. - 316 с.

9. Ермолаева,  М.В. Психология развивающей и  коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 166 с.

10. Зедгенидзе, В.Я. Предупреждение и разрешение  конфликтов у дошкольников. - М.: Айрис - Пресс, 2006. - 104 с.

11. Зеркин, Д.  П. Основы конфликтологии. - Ростов - на - Дону: «Феникс», 2008.

12. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2000. - 280 с.

13. Козырев, Г.И.  Введение в конфликтологию. - М.: Академия, 2001. - 375 с.

14. Коломинский,  Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов  между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - С.37-42.

15. Маврина, И.В.  Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе: Учебно - методическое пособие. - М.: МГППУ, 2003. - 42 с.

16. Микляева, Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога - психолога в ДОУ: Методическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005. - 384с.

17. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы  организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 4. - С.29 - 33.

18. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.- 360 с.

19. Овчарова, Р.В.  Практическая психология образования.  М: Академия, 2003. - 255 с.

20. Отношения  между сверстниками в группах  детского сада. / Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика.- 1978. - 265 с.

21. Панфилова, М.Ф. Игротерапия общения. - М.: ТОО «ИнтелТех», 1995. - 115 с.

22. Репина, Т.А.  Группа детского сада и процесс  социализации мальчиков и девочек. // Дошкольное воспитание.- 1984, №4. - С. 16-20

23. Репина, Т.А.  Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988. - 110 с.

24. Рогов, Е.  И. Настольная книга практического  психолога в образовании. - М.: Владос, 1996.- 523с.

25. Рояк, А.А.  Психологический конфликт и особенности  индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988. - 130 c.

26. Российская  педагогическая энциклопедия в  двух томах. - Т.1 (А-Л) / Под ред. В.Г.Панова. - М.: БРЭ, 1993. - 560 с.

27. Смирнова, Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения  дошкольников со сверстниками // Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С.167-174.

28. Смирнова, Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные  отношения дошкольников: Диагностика,  проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. - 160 с. 

29. Солдатова,  В.С. Нарушения отношений со  сверстниками у дошкольников. Игровые  методы диагностики и коррекции. - М.: Академия, 2001. - 67 с.

30. Чеснокова,  О.В. Психологические вопросы  игры дошкольников. // Дошкольное  воспитание. - 2008. - № 7. - С. 19.

31. Эльконин, Д.Б.  Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1989. - 390 с.

32. Эльконин, Д.Б.  Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995. - 260 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методика  «Картинки»

 

 

Вариант для девочек

 

Рис. 1.

 

 

Вариант для  мальчиков

 

Рис. 2.

 

 

Рис. 3.

 

Рис. 4.

 

 

Рис. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологические особенности возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста