Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:37, курсовая работа
Анализ урока, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение прежде всего для самопознания, саморазвития учителя, проводившего занятие, урок. В процессе и результате такого анализа учитель получает возможность посмотреть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности. Психологический анализ урока позволяет учителю применить свои теоретические знания для осмысления способов, приемов работы, используемых им в обучении, во взаимодействии с классом. В этом состоит актуальность выбранной темы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..стр.4
ГЛАВА 1. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ……………………………………………………...стр.6
1.1 Урок – основная форма обучения…………………………………….стр.6
1.2 Классификация уроков………………………………………………..стр.7
1.3 Структурные элементы урока…………………………………………стр.9
1.4 Цели, задачи урока…………………………………………………...стр.12
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА……………………………………………………………...стр.19
2.1 Общая характеристика психологического анализа урока………...стр.19
2.2 Форма психологического анализа урока…………………………..стр.21
2.3 Объекты психологического анализа урока………………………..стр.24
2.4 Уровни (этапы) психологического анализа урока………………...стр.26
2.4.1 Предваряющий психологический анализ……………………….стр.26
2.4.2 Текущий психологический анализ………………………………стр.28
2.4.3 Ретроспективный психологический анализ…………………….стр.31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………стр.33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………стр.34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ……………………………………………………...
ГЛАВА 2. Психологический анализ
урока в деятельности педагога…………………………………………………………
2.1 Общая характеристика
2.2 Форма психологического анализа урока…………………………..стр.21
2.3 Объекты психологического
2.4 Уровни (этапы) психологического анализа урока………………...стр.26
2.4.1 Предваряющий психологический анализ……………………….стр.26
2.4.2 Текущий психологический анализ………………………………стр.28
2.4.3 Ретроспективный психологический анализ…………………….стр.31
заключение……………………………………………………
список использованной литературы……………………стр.34
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок — основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся. Анализ урока является одним из важных способов осознания, объективации этой деятельности ее участниками, и прежде всего учителем. Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических, педагогических и методических работ (Т.Ю. Андрющенко, Н.Ф. Добрынин, С.В. Иванов, Е.С. Ильинская, И.В. Карпов, Ю.Л. Львова, Л.Т. Охитина, Е.И. Пассов и др.). Исследователи подчеркивают многообъектность анализа урока, важность учета учителем (преподавателем) всех сторон педагогического взаимодействия, особенностей его субъектов и их деятельности.
Анализ урока, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение прежде всего для самопознания, саморазвития учителя, проводившего занятие, урок. В процессе и результате такого анализа учитель получает возможность посмотреть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности. Психологический анализ урока позволяет учителю применить свои теоретические знания для осмысления способов, приемов работы, используемых им в обучении, во взаимодействии с классом. В этом состоит актуальность выбранной темы.
Целью работы является изучение психологического анализа урока, его форм и содержания.
Для достижения поставленной
цели, необходимо выполнить
1. Рассмотреть сущность урока, его формы, выделить особенности.
2. Охарактиризовать психологический анализ урока, его объекты.
3. Выделить уровни
Объектом исследования является урок, предметом исследования – психологический анализ урока.
Курсовая работа состоит из введения, двух частей и заключения. Во введении дается обоснование темы, говорится о цели, задачах, ее актуальности, об объекте и предмете исследования, о структуре работы. В первой части дается теоретическое обоснование урока как основной формы организации учебной работы. Во второй части рассматривается психологический анализ урока в деятельности педагога. В заключении подводятся итоги проделанной работы, делаются выводы и обобщения.
ГЛАВА 1. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
1.1 Урок – основная форма обучения
С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А.Бударный) [5].
В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения[5]:
- постоянная группа учащихся
- руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них
- овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.
Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.
Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива.
Из выше перечисленного, урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит деятельностью класса с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников
1.2 Классификация уроков
Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.
Общепринятой классификации уроков нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, но прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б.П.Есиповым. Ее основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет[12]:
- комбинированные, или смешанные, уроки;
- уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;
- уроки закрепления и повторения знаний;
- уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;
- уроки выработки и закрепления умений и навыков;
- уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.
Типы уроков, простые по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующую дидактическую цель, более всего применимы в средних и старших классах. В начальных классах, учитывая возраст учащихся, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Даже контрольные уроки здесь довольно часто включают в себя другие виды работы: устное сообщение материала, чтение интересного рассказа и др. Именно этот тип урока называется комбинированным (смешанным), или структурно сложным, уроком. Примерная структура комбинированного урока: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.
Под уроком ознакомления учащихся с новым материалом, или сообщения (изучения) новых знаний, понимается такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности, учащихся к самостоятельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих практикуется и то и другое. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.
На уроках закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других - решают новые задачи на известные им правила, в третьих - устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых - делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т. п. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.
С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока к Уроку материал усложняется. При этом если в начале работы упражнения выполняются детьми с большой помощью учителя и с предварительной проверкой того, как они поняли задание, то в Дальнейшем учащиеся сами устанавливают, где и какое правило требуется применить. Они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной практике. Структура уроков выработки и закрепления умений и навыков: воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ; задание на дом.
Таким образом, Б.П.Есипов выделяет следующие виды уроков: комбинированные, или смешанные, уроки; уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом; уроки закрепления и повторения знаний; уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного; уроки выработки и закрепления умений и навыков; уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.
1.3 Структурные элементы урока
Выделяют несколько этапов проведения урока[4].
Первый этап - организация начала занятия. Это подготовка учащихся к работе на занятии: приветствие; проверка готовности учащихся к занятию, быстрое включение их в деловой ритм. Предполагает требовательность, собранность, доброжелательность преподавателя, кратковременность организационного момента, полную готовность оборудования к занятию.
Второй этап - проверка выполнения домашнего задания. Представляет собой установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми или большинством учащихся, устранение обнаруженных пробелов, выявление уровня знаний учащихся по заданному на дом заданию, определение типичных недостатков в знаниях и причины их появления; ликвидация недостатков.
Третий этап - подготовка к активной деятельности на основном этапе занятия. Это подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе занятия. Предполагает актуализацию опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов, раскрытие целей занятия, организация действий учащихся по его принятию, обеспечение активности каждого учащегося.
Четвертый этап - усвоение новых знаний. Цель педагога - сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связи; выделить главное, провести обобщения вместе с учащимися; на основе знаний вырабатывать умения. Данный этап включает в себя сообщение преподавателем нового материала (или самостоятельная работа), восприятие учащимися нового материала, осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация его.
Пятый этап - первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.
Необходимо установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала, усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами, установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу.
Шестой этап - закрепление знаний. Это организация деятельности учащихся по применению изученных знаний к объяснению разных процессов, решению задач., обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и новой ситуации, постановка дополнительных вопросов для проверки осознанности, действенности знаний, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний.
Седьмой этап - обобщение и систематизация знаний. Представляет собой усвоение системы понятий по курсу, межкурсовых понятий, организацию деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы внутри учебного предмета и межкурсовые, формирование целостной системы ведущих знаний по теме курса, выделение мировоззренческих идей.
Восмой этап - контроль и самопроверка знаний. Это глубокая всесторонняя проверка знаний, умений и навыков учащихся, выявление недостатков и причин их появления., стимулирование учащихся на самообразование, проверка полноты, осознанности, действенности и прочности знаний, умений и навыков, рекомендации по ликвидации пробелов путем самостоятельной работы или с помощью товарищей.
Девятый этап - подведение итогов занятия. Предполагает анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках, обобщающую характеристику работы класса, успешности овладения материалом, анализ и оценка успешности достижения цели и перспективы последующей работы.
Информация о работе Психологический анализ урока в деятельности педагога