Психологический анализ урока в деятельности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Анализ урока, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение прежде всего для самопознания, саморазвития учителя, проводившего занятие, урок. В процессе и результате такого анализа учитель получает возможность посмотреть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности. Психологический анализ урока позволяет учителю применить свои теоретические знания для осмысления способов, приемов работы, используемых им в обучении, во взаимодействии с классом. В этом состоит актуальность выбранной темы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..стр.4
ГЛАВА 1. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ……………………………………………………...стр.6
1.1 Урок – основная форма обучения…………………………………….стр.6
1.2 Классификация уроков………………………………………………..стр.7
1.3 Структурные элементы урока…………………………………………стр.9
1.4 Цели, задачи урока…………………………………………………...стр.12
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА……………………………………………………………...стр.19
2.1 Общая характеристика психологического анализа урока………...стр.19
2.2 Форма психологического анализа урока…………………………..стр.21
2.3 Объекты психологического анализа урока………………………..стр.24
2.4 Уровни (этапы) психологического анализа урока………………...стр.26
2.4.1 Предваряющий психологический анализ……………………….стр.26
2.4.2 Текущий психологический анализ………………………………стр.28
2.4.3 Ретроспективный психологический анализ…………………….стр.31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………стр.33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………стр.34

Файлы: 1 файл

содержание.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

        Второй фактор, влияющий на усвоение знаний, - индивидуально-психологические и профессиональные особенности личности учителя. Педагогическая работа, как известно, предъявляет высокие требования к личности учителя, его педагогическим способностям (дидактическим, академическим, перцептивным, речевым, организаторским, авторитарным, коммуникативным и др.). При этом специфика учебного предмета сама влияет на значимость тех или иных педагогических качеств, повышая их ценность, выдвигая на первое место. Например, для преподавателя иностранного языка, по мнению студентов, наиболее ценными являются коммуникативные качества, хороший контакт с группой и положительный эмоциональный климат в коллективе, тогда как для преподавателя физики, математики важны продуктивность, оригинальность мышления.

        И, наконец, третий фактор -- личность учащегося, его возрастные и индивидуально-психологические особенности, его умственное развитие, эмоционально-волевая регуляция, его склонности и интересы, его отношение к учению, особенности усвоения учебного материала. Отметим, что влияние этого фактора проявляется во всех психологических компонентах усвоения, которыми являются, по Н.Д. Левитову: 1) положительное отношение учащихся к учению; 2) непосредственное чувственное ознакомление с материалом; 3) мышление как активная переработка полученного материала; 4) запоминание и сохранение полученной и обработанной информации.

Иностранный язык как учебный предмет, например, накладывает специфический отпечаток на значимость психических познавательных процессов учащихся. Так, в процессах ощущения и восприятия особенно важна дифференциальная слуховая и моторная чувствительность. Иностранный язык предъявляет высокие требования к оперативной и долговременной (постоянной) памяти учащихся и т.д. Важное значение имеют положительные эмоции, возникающие при его изучении. Овладение этим учебным предметом предъявляет большие требования к организации внимания и воли учащихся (И.В. Карпов).

        Предварительно анализируя планируемый урок, важно соотносить его с конкретной группой, особенности которой известны учителю. Чем осознаннее и целенаправленнее применяет учитель профессиональные знания для обоснования предстоящего урока, чем глубже и полнее проводится им анализ всего, что он планирует сделать на уроке, чем большее число моментов будущего урока прогнозируется им с высокой точностью, тем меньше неожиданностей его ожидает, тем большую уверенность он испытывает. Все это является залогом успешности проведения самого урока. Предваряющий анализ основывается на проективных способностях» реализует эти умения и развивает их.

 

         Итак, предваряющий психологический анализ урока осуществляется на этапе подготовки учителя к уроку. На этом этапе учитель составляет план будущего урока.

 

2.4.2 Текущий психологический анализ

          Текущий психологический анализ учитель проводит в конкретной педагогической ситуации урока. Безусловно, эффективность урока во многом определяется тщательностью подготовки к нему, точностью, правильностью его проектирования. Тем не менее возникающая по ходу урока конкретная педагогическая ситуация таит в себе немало неожиданного, непредвиденного. И успех урока в значительной степени зависит от быстроты реакции учителя, умения проанализировать возникшую обстановку, сориентироваться в ней, гибко изменяя план урока в зависимости от ситуации. Перечисленные ниже педагогические умения, согласно A.M. Поздняковой, А.А. Деркачу, могут помочь учителю не только анализировать, но и контролировать образовательный процесс на уроке. Они следующие:

увидеть, подготовлен ли класс к уроку;

наблюдать в течение урока за дисциплиной;

замечать психофизическое состояние детей;

воспринимать реакцию детей на свои вопросы;

внимательно слушать ответы учащихся;

постоянно держать весь класс в поле зрения;

организовать наблюдение учащихся за ответами товарищей и учебным материалом;

воспринимать реакцию на свое объяснение;

воспринимать реакцию на свои вопросы;

заметить особенности учебной деятельности класса в целом (темп работы, затруднения, глубину усвоения материала, типичные ошибки);

заметить и учесть особенности учебной деятельности отдельных групп учащихся (сильных, средних, слабых); осознание материала, умение самостоятельно применять знания на практике, темп работы;

отметить особенности учебной деятельности отдельных учащихся; объем и качество знаний, наличие умений и навыков по предмету, качество выполняемых работ, особенности познавательной деятельности, продвижение в учебе;

заметить черты, свойственные отдельным учащимся: особенности поведения, речи, склонности, способности, интересы продвижение в развитии;

наблюдать за своим поведением и речью;

заметить взаимосвязь своей деятельности и деятельности учащихся;

наблюдать за ходом урока;

распределить внимание при наблюдении за несколькими объектами.

          Эти умения выступают в качестве объектов текущего психологического анализа урока. Очевидно, что такой анализ - сложная деятельность, зависящая от многих факторов. Этот вид анализа предполагает достаточно высокий уровень оперирования психологическими знаниями, что позволяет учителю принимать правильные решения в довольно сложных, заранее непрогнозируемых педагогических ситуациях, в условиях дефицита времени, при направленности сознания на осуществление основной педагогической деятельности. Умение осуществлять текущий анализ урока служит показателем профессионально-педагогического мастерства учителя. К сожалению, исследования показывают, что только 17 учителей из 100 способны анализировать урок по его ходу и перестраиваться соответственно намеченной цели. Действительно, это очень сложный аспект педагогической деятельности, которому необходимо специально обучать учителей. Текущий анализ урока, включающий фиксацию соответствия или рассогласования «образа-замысла» и «образа-исполнения», предполагает принятие нового решения, корректировку программы действий и ее реализацию. Такой анализ основывается на отработанном ранее механизме предметной и личностной рефлексии, которая должна быть непосредственной и мгновенной. Он предполагает высоко развитый уровень перцептивно-рефлексивных способностей и соответствующих умений.

 

       Текущий психологический анализ проводится в какой-то определенной ситуации. Этот вид анализа предполагает достаточно высокий уровень оперирования психологическими знаниями.

 

 

 

2.4.3 Ретроспективный психологический анализ

         Ретроспективный психологический анализ соотносится с последним, завершающим этапом деятельности учителя по организации и проведению урока. Его роль трудно переоценить. Сопоставление проекта, плана (замысла) урока с его реализацией позволяет учителю оценить правильность выбранных им для обоснования урока теоретических посылок, выявить его достоинства и недостатки, наметить пути устранения слабых сторон при сохранении и улучшении сильных, выявить отклонения от плана. Другими словами, такой анализ позволяет учителю понять причины (позитивные или негативные) изменения хода урока - виноват ли сам учитель, учащиеся или ситуация. Соединяя в себе результаты предваряющего и текущего психологического анализа и завершая организацию и проведение данного конкретного урока, ретроспективный анализ в то же время служит как бы стартом к следующему уроку, подготавливая его первый этап, являясь связующим звеном, которое способствует осмыслению составляемых учителем «цепочек» уроков. Можно утверждать, что чем осознаннее и объективнее учитель разбирает свой урок, фиксируя причины своей удачи или неудачи, тем совершеннее он будет планировать и проводить последующие уроки. Ретроспективный анализ не ограничен временем, позволяя учитывать большой объем информации, принимать правильное решение, проверяя и корректируя его.

         Отметив важность и значимость каждого из уровней психологического анализа урока в становлении педагогического мастерства учителя, подчеркнем, что ретроспективный психологический анализ, хотя и вызывает меньше затруднений у учителя, в то же время представляет собой достаточно сложный вид анализа. Он предполагает раскрытие всех связей, установление причинно-следственных отношений урока, высокий уровень аналитических рефлексивных способностей и умений, является инструментом, средством их развития. Этот уровень анализа аффективен в плане системного представления учителя о его деятельности, позволяя ему сопоставить результаты предваряющего и текущего анализов.

          Рассмотрим подробнее содержание ретроспективного психологического анализа урока. Прежде всего отметим, что он требует определенной логической организации анализируемого материала, определенной схемы, которая служит для учителя своеобразным ориентиром, не позволяющим его мыслям «скользить по поверхности фактов и расплываться в самых разнообразных направлениях» (С.В. Иванов).

     

         Таким образом, ретроспективный психологический анализ соотносится с завершающим этапом деятельности учителя по организации и проведению урока. Он предполагает  выявление достоинств и недостатков урока, выбор пути устранения слабых сторон при сохранении и улучшении сильных.

 

  Обобщая данный материал, можно сделать вывод, что психологический анализ урока является одним из важных способов познания, объективации этой деятельности ее участниками, и, прежде всего, учителем.

      Анализ урока, способствуя  улучшению преподавания в целом, имеет большое значение, прежде  всего, для самопознания, саморазвития  учителя, проводившего занятие, урок. В процессе и результате такого  анализа учитель получает возможность посмотреть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Изучив предложенную  тему, следует отметить, что урок является основной формой организации учебной работы, это часть педагогического процесса. Каждый урок является этапом в формировании знаний, умений, навыков, в развитии положительных качеств у учащихся. Но при этом каждый урок должен характеризоваться целостностью, завершенностью, решать конкретную образовательную задачу.

    Психологический анализ  урока является одним из важных  способов познания, объективации  этой деятельности ее участниками, и, прежде всего, учителем. Анализ  урока, способствуя улучшению преподавания  в целом, имеет большое значение, прежде всего, для самопознания, саморазвития учителя, проводившего занятие, урок. В процессе и результате такого анализа учитель получает возможность посмотреть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности.

       Делая вывод, видим, что анализ организованности учащихся отвечает на вопрос, какие их группы по уровню обучаемости выделяет учитель и как он сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий. Учитель должен учитывать все звенья подготовки к уроку и его проведению, возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся не только при определении цели и стиля урока, но и в организации познавательной деятельности учащихся, при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения и в формировании личностных, деятельностных, интеллектуальных особенностей учащихся. Очевидно, что всесторонний охват всех основных объектов психологического анализа урока затруднителен в каждой конкретной его ситуации, но представлять их как целостную систему необходимо, учитывая при этом специфику учебного предмета.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1) Добрынин Н.Ф. Психологический  анализ урока // Учен. зал. МГПИ им. В.П. Потемкина. М., 2010. Т. 17.

2) Ерофеева Н.Ю. Анализ урока  и профессиональной деятельности  учителя. Завуч., № 1, 2008.

3) Зеер Э.Ф. Психология профессионального  образования: Учебн. Пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательство Московского  психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009.

4) Зимняя И.А Педагогическая  психология: Учебник для вузов  – М.: Логос, 2001.

5) Зотов Ю.Б. Организация современного урока. – М.: Просвещение, 2006.

6) Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический анализ): Учебное пособие. М., 2003.

7) Кузьмина Н.В. Профессионализм  деятельности преподавателя и  мастера производственного обучения. М., 2009. 

8) Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. – М.,2004.

9) Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.

10) Охитина Л.Т. Психологические  основы урока. М., 2007.

11) План психологического анализа сформированности умений учебного сотрудничества. Экспресс-опыт. 2000.

12) Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

 

 

 

 


 



Информация о работе Психологический анализ урока в деятельности педагога