Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 00:02, курсовая работа
Цель работы:
определить психологический портрет ребенка разведенных родителей.
Задачи:
1. Определение характеристик ребенка разведенных родителей;
2. Объяснение причин возникновения этих качеств;
3. Описание различных типов детей, перенесших ситуацию развода.
1. Введение………………………………………………………………………
2.I. Размышления о разводе….................................................
Глава 1. Что такое развод? ………………………......................
1.1. Предрассудки о разводе………………………………………….
1.1. Семья для детей……………………………………………………
Глава 2. Ребенок узнал о разводе………………………………..
2.1. Если предстоит развод……………………………………………
2.2. Контакт во время развода……………………………………..
2.3. Ребенок узнал о разводе……………………………………….
2.4. Как протестуют мальчики и девочки………………………..
Глава 3. Папа, ты мой! ……………………………………………….
3.1. Союз или вражда…………………………………………………..
3.2. Полное отсутствие……………………………………………….
3.3. Встречи ребенка с отцом……………………………………….
Глава 4. Новые родственники……………………………………….
4.1. Примерим отчима………………………………………………….
3.II. Экспериментальная часть……………………………………………
4. Интерпретация выводов…………………………………………………
5. Заключение………………………………………………………………….
6. Приложения…………………………………………………………………
7. Список используемой литературы………………
Психологический портрет ребёнка разведённых родителей
Аннотация
Тема: Психологический портрет ребенка разведенных родителей.
Цель работы:
определить психологический портрет ребенка разведенных родителей.
Задачи:
Гипотеза:
существуют ли какие-либо типы реагирования детей на развод родителей, либо все переносят ситуацию развода одинаково.
Методы и приемы, используемые в работе:
метод опроса.
Респонденты:
учителя школы и социальные работники.
Полученные данные:
Определены два
Вывод:
По мнению взрослых, дети по-разному переживают развод родителей. В качестве не прогнозированных выводов удалось получить два типа реагирования детей на развод родителей.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2.I. Размышления
о разводе…......................
Глава 1. Что такое развод? ……………………….....................
1.1. Предрассудки о разводе………………………………………….
1.1. Семья для детей………………………………………
Глава 2. Ребенок узнал о разводе………………………………..
2.1. Если предстоит развод………………………
2.2. Контакт во время развода……………………………………..
2.3. Ребенок узнал о разводе……………………………………….
2.4. Как протестуют мальчики и девочки………………………..
Глава 3. Папа, ты мой! ……………………………………………….
3.1. Союз или вражда………………………………………
3.2. Полное отсутствие…………………………………
3.3. Встречи ребенка с отцом……………………………………….
Глава 4. Новые родственники……………………………………….
4.1. Примерим отчима………………………………………………….
3.II. Экспериментальная часть……………………………………………
4. Интерпретация выводов…………………………………………………
5. Заключение……………………………………………………
6. Приложения……………………………………………………
7. Список используемой литературы……………………………………
Введение
К сожалению, в нашей жизни все чаще и чаще происходят разводы, в результате которых встречается множество проблем у педагогов и социальных работников с детьми разведенных родителей. Поэтому для того, чтобы помочь им, в работе преследовалась следующая цель: определить психологический портрет ребенка и выявить качества характера, которые могут возникнуть у него в результате развода родителей.
Семейная жизнь не всегда источник радостей, развод тоже не спасение от конфликтов, переживаний и просто бытовых трудностей. Родители рассматривали все возможные пути разрешения семейных конфликтов, и решились на развод, в первую очередь исходя из интересов ребенка. Но в нашей жизни встречаются и такие случаи, в которых взрослые во время развода забывают о переживаниях детей. Они заняты решением своих проблем и считают, что если в результате развода будет хорошо им, то и детям тоже. На самом же деле ребенок, когда сталкивается с такой ситуацией, особенно тяжело и остро чувствует и переживает расставание родителей. В связи с этим у него происходят различные психологические изменения: А именно, изменения в его поведении, проявление качеств характера, которые раньше ему были не свойственны.
В данной работе нам удалось
составить психологический
Наша работа позволяет на основе полученных данных, подобрать методики работы с такими детьми. К тому же эта работа еще раз указывает на социальную проблему нашего времени – развод, и самое главное, - это дети, столкнувшиеся с такой ситуацией, требующие особого отношения к себе.
Цель: Определить психологический портрет ребенка разведенных родителей
Объект исследования: Ситуация развода родителей, влияющая на детей
Предмет исследования: Психологический портрет ребенка разведенных родителей
Гипотеза: существует несколько типов реагирования детей на развод родителей
Задачи:
Респонденты: Учителя школы, социальные работники и психологи
I. Размышления о разводе
I.1. Что такое развод?
1.1 Предрассудки разводе
Многие считают, что развод для ребенка не является чем-то исключительным, поскольку рядом всегда много детей из неполных семей. Другие думают, что если новый партнер мамы любит ее, то непременно будет рад и ее ребенку. Все эти положения легко опровергаются примерами психологических недоразумений, которые встречаются в повседневной жизни. То есть можно с уверенностью сказать о том, что расставание родителей, развод, оказывают влияние на психологическое состояние ребенка. И это не удивительно, потому что, во-первых, ему придется пережить разлуку родителей. Во-вторых, ребенку нужно сделать выбор, с кем он останется жить после, потому что никому не дано находиться в двух местах одновременно, а его родители собираются жить в рознь.
Кроме того, не всегда в состоянии контролировать собственные переживания. Взрослые изменяются в отношении к ребенку, которому и так нелегко из-за сложившейся ситуации: кто-то видит в нем причину развала семьи и, не стесняясь, говорит об этом, кто-то настраивает себя на то, чтобы всецело отдать себя воспитанию ребенка, кто-то узнает в нем ненавистные черты бывшего супруга или, напротив, радуется их отсутствию. Нередко взрослые просто «отыгрываются» на детях, как самых беззащитных и доступных для выброса злых чувств существах.
Такое отношение к ребенку приводит к ряду изменений в его жизни. Например, если мама настраивает себя на то, чтобы отдать всецело отдать себя воспитанию ребенка или, если мать берет на себя задачи отца, у ребенка стирается само понятие различного жизненного представления мужчины и женщины, исчезают координаты оценок. Если в семье растет девочка, она учится быть женственной, глядя на маму. Но для кого старается мама? Ее красота отражается в отношении отца, в его внимании. Мама может позволить себе слабость быть женственной. И девочка, глядя на маму, тоже во многом ориентируется на отца. Это первый важный мужчина в ее жизни.
Если в семье сын, то лишь глядя на отца, он понимает, как прекрасно быть мужественным и великодушным, как важно быть ответственным и представлять последствия своих поступков.
1.1Семья для детей
Для ребенка семья – это
Развод для ребенка –
Психологи говорят о том, что реакция послеразводной эйфории совершенно исключена для детей. Их переживания изменяются в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнением родителей.
Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей – нарушение их адаптации к повседневной жизни. Существуют и дальние последствия, касающиеся глубоких изменений личности ребенка, представлений о любви и верности, о том, какой должна быть семья.
Дети принимают мир таким как он есть, и даже если они осознают (со слов родителей), что папа и мама не довольны друг другом, то сами этого не переживают, поскольку не знали других образцов поведения. Образец жизни, образец общения, отношения к миру – это самое главное, что дает ребенку семья. Семья удовлетворяет самые главные психологические потребности ребенка – в безопасности. В общении, в любви.
Ребенок очень многому учится в семье, в том числе и умению преодолевать критические ситуации. Очень важно на примере развода родителей и отношении их друг к другу после этого научить детей не только ссориться, конфликтовать, но и уметь находить общий язык и взаимоприемлемые решения, даже в очень сложных вопросах.
I.2. Ребенок узнал о разводе
2.1. Если предстоит развод
В книге Нартовой-Бочавер «Чей я? мамин или папин?» говорится о том, что, безусловно бывают разводы совершающиеся поспешно и необдуманно, то есть когда у супругов была возможность наладить отношения, а их чувства друг к другу не остыли. Чаще всего супруги в таких ситуациях расходятся и сходятся, вновь начинают совместную жизнь и опять по внешне незначительному поводу порывают ее. Эта ситуация годами длящегося «хронического» развода наиболее неблагоприятна для ребенка, поскольку его жизнь лишается необходимой стабильности, кроме того, именно в такой ситуации ребенок оказывается втянутым в конфликтную ситуацию наиболее сильно.
Если же супруги пришли к окончательному решению о разводе, необходимо подумать о том, как вести себя с детьми. При разводе, так же как и в любой иной жизненной ситуации, родитель должен исходить из любви к ребенку, укреплять самостоятельность и независимость его, помогать развитию самоконтроля и дисциплины своего ребенка.
В данных ситуациях совершенно очевидно, что не в первом не во втором случае ребенок не будет рад сообщению родителей развестись. Но если рассматривать первый приведенный пример, то можно заметить, что сложившаяся ситуация наиболее неблагоприятна для ребенка, потому что постоянные расставания родителей, какая-то нестабильность в семейных отношениях приводят к психологической травме ребенка, нежели стабильная жизнь с одним из родителей.
2.2. Контакт во время развода
Для того, чтобы ребенок пережил ситуацию развода родителей наиболее благоприятно, необходимо постоянно контактировать с ним. Не удивительно если в сложившейся ситуации ребенок будет чувствовать себя брошенным, нелюбимым и т.д. Все это легко объяснить, ведь он впервые сталкивается с такой проблемой, его психологическое состояние не готово к данному событию, повороту в его жизни. Поэтому и необходим контакт между родителями и ребенком.
Мне кажется самым главным в общении родителей и детей является честность, искренность. Всякие недомолвки, шепот усиливают напряжение детей. Повышают их любопытство, вызывают подозрения и могут спровоцировать совершенно фантастические предложения. Поэтому ребенку необходимо дать простое, доступное его понимание объяснение, при этом необязательно вдаваться в подробные описания причин развода. В разъяснениях, которые надо дать, необходимо учитывать возраст, индивидуальные особенности ребенка.
Старшим детям – подросткам иногда необходимо дать более подробное объяснение на интересующие их вопросы.
2.3. Ребенок узнал о разводе
Только в одном случае решение
о разводе родителей
Изменения эти могут быть разными, протест ребенка против насильственного вмешательства в его судьбу может принимать как явные, так и скрытые формы. Причем важно знать, что переживания ребенка чаще всего имеют косвенное, непрямое выражение: он может ничего не говорить матери, но ссориться с друзьями, отказываться участвовать в детских праздниках и так далее. Последствия вести о разводе или неправильного поведения родителей в этот момент могут касаться как здоровья и состояния ребенка, так и его отношений с близкими и друзьями. Все это – признаки психологического неблагополучия ребенка, ослабления его способности приспосабливаться (адаптироваться) к обстоятельствам жизни.
В подростковом возрасте формируется чувство собственного достоинства. Подросток старается выглядеть более независимым, но при этом его потребность во внимании, признании, защищенности остается. Характерными чертами для этого возраста являются бескомпромиссность, категоричность и критичность суждений.
Обычная реакция подростков на развод родителей – обвинения, разочарование, низведение с пьедестала. Девочки часто начинают относиться к матери, как к неудачнице, и искать новые модели для подражания.
У мальчиков, на первый взгляд, более приемлемая позиция. Зачастую жалеют мать, стараются быть ей опорой. Принимают роль единственного мужчины в доме. Однако в дальнейшем это отношение чревато ревностью к другим мужчинам в доме, страхом потерять мать.
2.4. как протестуют мальчики и девочки
Хотя все дети реагируют на стрессы по-разному, есть некоторые закономерности, о которых нужно знать. Так девочки чаще носят переживания «в себе», и внешнее поведение может у них не меняться. Однако вполне могут появиться другие признаки нарушения адаптации: пониженная работоспособность, утомляемость, депрессия, отказ от общения. Слезливость, раздражительность.
Для мальчиков же характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие. Побеги из дому. Если ведущие переживания девочек доставляют беспокойство в первую очередь им самим, а проблемы мальчиков быстро начинают сказываться на окружающих.
Информация о работе Психологический портрет ребёнка разведённых родителей