Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 00:02, курсовая работа
Цель работы:
определить психологический портрет ребенка разведенных родителей.
Задачи:
1. Определение характеристик ребенка разведенных родителей;
2. Объяснение причин возникновения этих качеств;
3. Описание различных типов детей, перенесших ситуацию развода.
1. Введение………………………………………………………………………
2.I. Размышления о разводе….................................................
Глава 1. Что такое развод? ………………………......................
1.1. Предрассудки о разводе………………………………………….
1.1. Семья для детей……………………………………………………
Глава 2. Ребенок узнал о разводе………………………………..
2.1. Если предстоит развод……………………………………………
2.2. Контакт во время развода……………………………………..
2.3. Ребенок узнал о разводе……………………………………….
2.4. Как протестуют мальчики и девочки………………………..
Глава 3. Папа, ты мой! ……………………………………………….
3.1. Союз или вражда…………………………………………………..
3.2. Полное отсутствие……………………………………………….
3.3. Встречи ребенка с отцом……………………………………….
Глава 4. Новые родственники……………………………………….
4.1. Примерим отчима………………………………………………….
3.II. Экспериментальная часть……………………………………………
4. Интерпретация выводов…………………………………………………
5. Заключение………………………………………………………………….
6. Приложения…………………………………………………………………
7. Список используемой литературы………………
Закомплексованность
Подавленность
Чувство неполноценности
Отчуждение от семьи
Тревожность
Эмоциональная неустойчивость
Демонстративность
Агрессивность
Сложности в общении с противоположным полом
Один из респондентов попытался
объяснить нам причину
Интерпретация результатов
Почему респонденты выдвинули именно эти характеристики? Например, как одну из ведущих характеристик – ранимость обозначили 80% опрошенных. Этот факт можно объяснить тем, что уход из семьи близкого ребенку человека, отца, вызовет дискомфорт в его душевном состоянии, особенно, если отец имел большое значение в жизни ребенка. Эта душевная рана, которая при любом упоминании об отце, о семье будет причинять боль, страдания.
Кроме того, респонденты указывают и на закомплексованность ребенка. Некоторые даже объясняли это тем, что ребенок боится быть осмеянным своими сверстниками и вообще окружающими: «Почему у всех полная семья, а у нас нет? Я не хочу, чтобы на меня показывали пальцем и говорили: «А у него родители развелись» - приводили они примеры. То есть такое поведение ребенка говорит о том, что он испытывает некий комплекс по поводу развода родителей. Произнося эти фразы, ребенок пытается донести до родителей, что развод может повлиять и на его положение в обществе. Ему кажется, что он будет выделяться из толпы, и его будут обсуждать. Таким образом, пытается предотвратить появление этой проблемы.
Также респонденты говорят и об эмоциональной неустойчивости ребенка. Решая какую-то проблему, конфликт нами в большинстве случаев руководят эмоции. Так и ребенок, узнав о намерении родителей развестись, испытывает целый ураган чувств и эмоций. Это могут быть частые нервные срывы, истерики, необоснованная раздражительность. На лицо внутренние переживания ребенка.
Все три характеристики – это, по словам респондентов, начальные проявления реакции на развод родителей, поэтому взрослые выдвинули их в качестве характеристик ребенка разведенных родителей в первую очередь.
Все остальные характеристики –
это последствия развода
Например, замкнутость. По мнению респондентов такая черта характера может возникнуть из-за того, что ребенок побоится открыть кому-то свои чувства, переживания по поводу развода родителей. Он уйдет в себя, останется наедине со своими проблемами. Ему не захочется говорить с родителями о наболевшем, так как думает, что его не поймут.
Респонденты утверждают, что кроме этих характеристик могут возникнуть и другие, такие как плаксивость, неуверенность в себе, боязливость, сложности в общении с противоположным полом, тревожность, неадекватная самооценка, агрессивность, демонстративность.
Выдвигая свои предположения о том, какие черты характера могут быть присущи ребенку разведенных родителей, я думаю, что респонденты руководствовались где-то своим жизненным опытом. Кто-то сам сталкивался с подобной ситуацией и пережил этот конфликт, кто-то в детстве тоже был ребенком, у которого развелись родители и знает, что это такое. У кого-то знакомые сталкивались с подобной ситуацией, потому что в наше время разведенная семья – это не редкость. Поэтому им не составило особой сложности выдвинуть эти характеристики.
Заключение
Когда разводятся родители, то всегда страдают, прежде всего, дети. Дети не знают, как защитить себя от боли, от разочарований. Как вести себя в ситуации, когда тебе нужно сделать выбор между двумя любимыми для тебя людьми – мамой и папой.
Можно понять чувства ребенка, когда его родители сообщают о своем намерении. В ответ на данное известие ребенок может либо закрыться от внешнего мира, уйти в себя, либо начать активно выражать несогласие по этому поводу. Его реакция на развод родителей выражается демонстративными вспышками агрессии и гнева, а может вообще заявить о том, что в случае их развода он 4бежит из дома. Ребенок находится в заблуждении, ведь ему, как говорилось выше, необходимо принять решение – с кем он будет жить. Что делать? Где искать помощи? Обо всем этом Вы сможете узнать из этой работы.
Данная работа может использоваться на родительских собраниях или родительских «тематических» академиях. Родители должны знать об особенностях детей. Столкнувшихся с данной ситуацией, и если вдруг с ним произойдет такая же ситуация, то есть они решат развестись, то им будет известно о возможных последствиях для детей, и они будут готовы к такому повороту событий, как в их жизни. Так и в жизни их ребенка.
Родители уже будут знать, как помочь ребенку перенести расставание родителей наиболее благоприятно для него.
Работа также может использоваться на педсоветах и семинарах для учителей для того, чтобы они знали особенности детей разведенных родителей и искали к ним определенный подход.
Кроме того, эта работа может помочь социальным работникам в работе с детьми, столкнувшимися с такой ситуацией.
Не исключено, что эта работа, на основе ее данных. Поможет и самим детям. Возможно за счет тренингов или каких-то других мероприятий, детям будет легче избавиться от своих комплексов, он будет знать, что он не один столкнулся с такой проблемой, что ему могут помочь в ее разрешении.
Интерпретация результатов
Почему респонденты выдвинули именно эти характеристики? Например, как одну из ведущих характеристик – ранимость обозначили 80% опрошенных. Этот факт можно объяснить тем, что уход из семьи близкого ребенку человека, отца, вызовет дискомфорт в его душевном состоянии, особенно, если отец имел большое значение в жизни ребенка. Эта душевная рана, которая при любом упоминании об отце, о семье будет причинять боль, страдания.
Кроме того, респонденты указывают и на закомплексованность ребенка. Некоторые даже объясняли это тем, что ребенок боится быть осмеянным своими сверстниками и вообще окружающими: «Почему у всех полная семья, а у нас нет? Я не хочу, чтобы на меня показывали пальцем и говорили: «А у него родители развелись» - приводили они примеры. То есть такое поведение ребенка говорит о том, что он испытывает некий комплекс по поводу развода родителей. Произнося эти фразы, ребенок пытается донести до родителей, что развод может повлиять и на его положение в обществе. Ему кажется, что он будет выделяться из толпы, и его будут обсуждать. Таким образом, пытается предотвратить появление этой проблемы.
Также респонденты говорят и об эмоциональной неустойчивости ребенка. Решая какую-то проблему, конфликт нами в большинстве случаев руководят эмоции. Так и ребенок, узнав о намерении родителей развестись, испытывает целый ураган чувств и эмоций. Это могут быть частые нервные срывы, истерики, необоснованная раздражительность. На лицо внутренние переживания ребенка.
Все три характеристики – это, по
словам респондентов, начальные проявления
реакции на развод родителей, поэтому
взрослые выдвинули их в качестве
характеристик ребенка разведен
Все остальные характеристики –
это последствия развода
Например, замкнутость. По мнению респондентов такая черта характера может возникнуть из-за того, что ребенок побоится открыть кому-то свои чувства, переживания по поводу развода родителей. Он уйдет в себя, останется наедине со своими проблемами. Ему не захочется говорить с родителями о наболевшем, так как думает, что его не поймут.
Респонденты утверждают, что кроме этих характеристик могут возникнуть и другие, такие как плаксивость, неуверенность в себе, боязливость, сложности в общении с противоположным полом, тревожность, неадекватная самооценка, агрессивность, демонстративность.
Выдвигая свои предположения о том, какие черты характера могут быть присущи ребенку разведенных родителей, я думаю, что респонденты руководствовались где-то своим жизненным опытом. Кто-то сам сталкивался с подобной ситуацией и пережил этот конфликт, кто-то в детстве тоже был ребенком, у которого развелись родители и знает, что это такое. У кого-то знакомые сталкивались с подобной ситуацией, потому что в наше время разведенная семья – это не редкость. Поэтому им не составило особой сложности выдвинуть эти характеристики.
Выводы:
В проведенной работе нам удалось
нарисовать психологический портрет
ребенка разведенных родителей.
Протокол №1
Портрет ребенка разведенных родителей глазами взрослых
Примерные характеристики |
Респонденты |
Результат, % | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
Низкая самооценка |
* |
* |
* |
* |
40 | ||||||
Высокая тревожность |
* |
* |
* |
* |
* |
40 | |||||
Неуверенность в себе |
* |
* |
* |
* |
* |
50 | |||||
Отчуждение от семьи |
* |
* |
* |
20 | |||||||
Замкнутость |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
70 | |||
Ранимость |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
80 | ||
Агрессивность |
* |
* |
* |
* |
40 | ||||||
Боязливость |
* |
* |
* |
* |
* |
50 | |||||
Плаксивость |
* |
* |
* |
* |
* |
60 | |||||
Закомплексованность |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
80 | ||
Чувство неполноценности |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
60 | ||||
Подавленность |
* |
* |
* |
* |
40 | ||||||
Демонстративность |
* |
* |
* |
* |
40 | ||||||
Эмоциональная неустойчивость |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
80 | ||||
Сложность в общении с противоположным полом |
* |
* |
* |
* |
* |
50 |
Информация о работе Психологический портрет ребёнка разведённых родителей