Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 00:02, курсовая работа
Цель работы:
определить психологический портрет ребенка разведенных родителей.
Задачи:
1. Определение характеристик ребенка разведенных родителей;
2. Объяснение причин возникновения этих качеств;
3. Описание различных типов детей, перенесших ситуацию развода.
1. Введение………………………………………………………………………
2.I. Размышления о разводе….................................................
Глава 1. Что такое развод? ………………………......................
1.1. Предрассудки о разводе………………………………………….
1.1. Семья для детей……………………………………………………
Глава 2. Ребенок узнал о разводе………………………………..
2.1. Если предстоит развод……………………………………………
2.2. Контакт во время развода……………………………………..
2.3. Ребенок узнал о разводе……………………………………….
2.4. Как протестуют мальчики и девочки………………………..
Глава 3. Папа, ты мой! ……………………………………………….
3.1. Союз или вражда…………………………………………………..
3.2. Полное отсутствие……………………………………………….
3.3. Встречи ребенка с отцом……………………………………….
Глава 4. Новые родственники……………………………………….
4.1. Примерим отчима………………………………………………….
3.II. Экспериментальная часть……………………………………………
4. Интерпретация выводов…………………………………………………
5. Заключение………………………………………………………………….
6. Приложения…………………………………………………………………
7. Список используемой литературы………………
Мальчики могут выражать свою агрессивность по-разному, меняя ее объект в зависимости от наличных условий – они могут демонстративно отказаться говорить с отцом, но если отец вне дома, - пытаться повышать голос на мать. Обычная история – уходы из дому без того, чтобы поставить в известность мать. Еще хуже – побеги. Причем иногда в достаточно отдаленные регионы. Ребенок может и просто перейти жить к бабушкам или друзьям.
Многое в психологической
Маленькие дети тесно связаны с родителями и особенно нуждаются в ласке и внимании. принято считать, что любовь матери принадлежит ребенку изначально, она его неотъемлемое право и собственность. Природа же отцовской любви может быть и другой. В представлении детей она как бы исходит из заслуг ребенка. Следует принципу «Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои надежды, выполняешь свой долг2. Поэтому когда из семьи уходит отец, первые чувства детей – это страх, стыд, агрессия, обвинения.
Чаще всего негативные эмоции ребенка бывают направлены на того из родителей. Кто настоял на разделе семьи, кто покинул ребенка. Но даже если мама не являлась инициатором развода, то не гарантированы от агрессивного отношения к себе или демонстративного непослушания.
I.3.Папа, ты мой
3.1. союз или вражда
Отец – это второй после мамы по значимости человек в жизни детей. Они уже получили от судьбы один незаслуженный удар – отца нет рядом. Возможно, со стороны ребенок выглядит вполне благополучным, но на самом деле ему сейчас очень тяжело. Он ощущает себя брошенным, сомневается в том, что его любят. В маминых силах постараться залечить эту рану. Но если после развода родной и близкий прежде для детей человек превратился в постороннего – это уже мамин грех.
Возможно, в настоящий момент в душе ребенка идет борьба между обидой на отца и любовью к нему.
Дети имеют право в любой ситуации быть любимыми и любить обоих родителей. Или, другими словами, - мама не должна быть единственной привязанностью своих детей. Мамино негативное отношение к бывшему супругу или при сохраняющейся привязанности к нему ребенка может стать причиной раздвоения его психологической жизни. Необязательно даже спрашивать ребенка о том, кого он больше любит – папу или маму. Теперь же когда родители не вместе, это просто разрушительно для него.
Мать иногда называют «эмоциональным тылом ребенка». Имеется в виду созвучие ,во взаимоотношениях матери и ребенка. Ее способность пережить вместе с дочерью или сыном их чувства, а не «нагружать» еще и своими.
3.2. «Полное отсутствие
Довольно часто встречается безразличное отношение к детям со стороны отца, который не стремится к общению с ними.
Внимание с его стороны служит для детей подтверждением собственной значимости, улучшает самооценку, в какой-то степени способно восстановить утерянное эмоциональное равновесие.
Детям нужно объяснить, что в жизни бывает и как: надежность и сила сменяются слабостью и неспособностью противостоять обстоятельствам и соблазнам. Возможно. Для сына это послужит предупреждением о том, что безответственность мужчин ложится тяжелым бременем на женские плечи. Дочери стоит в какой-то момент рассказать, какие промахи в поведении жены могут дать развиться нежелательным качествам в муже. Быть женой -это тоже труд и ответственность.
3.3. Встречи ребенка с отцом
Еще одна проблема, с которой сталкивается ребенок разведенных родителей – это возможность встреч с отцом. Возможно, мама будет препятствовать общению ребенка с отцом, так как, не исключено, что она захочет вычеркнуть его (отца) не только из своей жизни, но и из жизни детей. Препятствуя встречам, мама будет использовать ребенка как орудие сведения счетов. Поступая таким образом, она, наверняка, не задумывается о том, что будет чувствовать ребенок в такой ситуации. Мама старается отомстить отцу, а ребенок используется как посредник между ними, и именно он расплачивается за ошибки своих родителей. Поэтому, для того, чтобы ребенок чувствовал себя наиболее комфортно в этой ситуации, родители должны договориться об условиях общения отца и детей.
Автор книги «Чей я, мамин или папин?»,автор утверждает, что если нет опасности для здоровья и душевного состояния ребенка, мама не должна непременно присутствовать при этих встречах. Она должна уважать право своего ребенка на интимность в отношениях с отцом.
Не так уж редки случаи, когда неспособность бывших супругов договориться об условиях общения отца и детей порождают новые конфликты, и их последствия даже серьезнее, чем в предразводной ситуации.
I.4. Новые родственники
4.1. Примерим отчима
Развод родителей предполагает не только их расставание, но и то, что каждый из них будет обустраивать свою личную жизнь заново. Поэтому ребенку нужно быть готовым к тому, что мама найдет себе нового спутника жизни, который будет жить вместе с ней.
Пожалуй, самая первая мысль, которая может придти к ребенку в голову – это почему с нами живет какой-то чужой дядя, мужчина, а не папа, а вдруг мне придется называть его папой? В связи с этим у ребенка может возникнуть некая настороженность, тревога, переживания чего-то чужеродного в доме: ребенок переживает за свое место в семье. С другой стороны, у него появится надежда, что его смогут защитить, поддержать, полюбить еще больше. Но все же реакция на данную ситуацию бывает различной, все зависит и от возрастных особенностей ребенка.
Из книги Нартовой-Бочавер «Чей я, мамин или папин?»:
У малыша реакция на изменения в семье обычно бывает чисто эмоциональным: сын или дочка почему-то стали капризными, несговорчивыми, упрямыми. Или, напротив, плаксивыми. И хотя прямо это, кажется, никак не связано с новым человеком, будьте уверены, что причина именно в этом.
Дошкольник не может внятно рассказать о своих чувствах, поэтому маме надо быть чуткой. Ребенок ходит за мамой «хвостиком», что прежде было ему не свойственно.
Подростки часто воспринимают приход отчима открыто, недоброжелательно. Они вступают в открытый бой за свою маму и прямым текстом говорят о том, что не хотят видеть его в доме, что он чужой человек.
Ребенка нельзя ставить в позицию выбора между двумя мужчинами, пусть в его жизни присутствуют и один , и другой.
II. Экспериментальная часть
Экспериментальная часть включает в себя ряд исследований, направленных на то, чтобы определить портрет ребенка разведенных родителей.
Первый этап
Первый этап представляет собой пилотажное исследование для того, чтобы поставить гипотезу.
В качестве вывода на данном этапе работы можно отметить, что среди самых значительных характеристик взрослые выделяют такие, которые говорят как раз об эмоциональной неустойчивости детей, о том, что налицо внутренний конфликт, глубокие душевные переживания – это ранимость, закомплексованность, замкнутость. Все это свидетельствует о влиянии развода родителей на психологическое состояние и поведение ребенка.
В то же время в данных характеристиках заметен некий диссонанс: одновременно присутствуют совершенно не сочетаемые качества характера, например, замкнутость и демонстративность, подавленность и агрессивность. Поэтому возник вопрос, который и привел нас к поставленной гипотезе о том, что существует несколько типов реагирования детей на развод родителей.
Для того, чтобы разграничить понятия этих форм реагирования детей на сложившуюся ситуацию, необходимо было провести еще одно пилотажное исследование.
Второй этап
Если внимательно рассмотреть качества характера ребенка разведенных родителей, выявленных на первом этапе работы, то можно увидеть, что у ребенка не может одновременно сочетаться замкнутость, то есть уход в себя, с демонстративностью протеста против развода родителей и агрессивностью. Поэтому респондентам – 10 человек, необходимо было из предложенных им качеств характера и особенностей поведения, которые были определены на первом этапе, ребенка выделить те, которые были бы характерны одному, либо другому типу (см. приложение2). То есть разделить данные характеристики на две группы: первая – ребенок замкнут и уходит в себя в результате развода родителей, другой же, наоборот, активно выражает протест против решения родителей.
В результате опроса получилось следующее:
Первый тип:
Второй тип:
В качестве подведения итогов на данном этапе работы можно отметить, что эти данные свидетельствуют (в обоих случаях) о нехватке внутренних ресурсов ребенка решить конфликт, связанный с переживаниями по поводу развода родителей. Поэтому все время он придумывает себе разные формы психологической защиты.
Первый тип – недостаток внимания компенсирует тем, что «входит в образ маленького ребенка», требующего внимания, ласки, защиты и любви.
Второй тип – ему тоже не хватает внимания, и он требует этого внимания от окружающих.
Отличия таких детей в том, что первый переносит все в себе, и окружающим порой не известно о его мыслях, чувствах и переживаниях. Второй же, наоборот, старается выразить протест по поводу расставания родителей и показать окружающим, что ему совсем не больно, не страшно, не обидно, что он не уязвим.
Третий этап
На третьем этапе работы респондентам (10 человек) предъявлялся список качеств характера ребенка разведенных родителей, по которому им требовалось объяснить, почему ребенку могут быть присущи именно данные качества и указать на причины их возникновения.
В результате получилось следующее:
Неуверенность в себе
Боязливость
Плаксивость
Неадекватная самооценка
Замкнутость
Ранимость
Информация о работе Психологический портрет ребёнка разведённых родителей