Психология семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить психологию семейного воспитания
Задачи исследования:
1.Проанализировать литературу по данной теме
2. Исследовать понятия «психология» семьи

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………...3
§1.Психология семейного воспитания……………………………………………………………..5
§2. Семья как социальная группа. Особенности взаимоотношений родителей и детей в многодетной семье………………………………………………………………………..14
§3. Психологические механизмы социализации в семье. Стили семейного воспитания……………………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….37
Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 59.35 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Московский  Государственный Областной Университет.

 

 

 

 

 

                                           Кафедра социальной педагогики

Курсовая  работа по дисциплине

“Коррекционная педагогика ”

Тема: ”Психология семейного воспитания ”

 

                                                                                                              Выполнила

                                         Студентка 2 курса

Факультет психологии

Специальность “социальной педагогики”

Магомедова  Зухра Магомедовна

Научный руководитель:

Рачковская  Н.А

 

 

 

 

                                                   Москва 2012

                                                    Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………...3

§1.Психология семейного воспитания……………………………………………………………..5

§2. Семья как социальная группа. Особенности взаимоотношений родителей и детей в многодетной семье………………………………………………………………………..14

§3. Психологические механизмы социализации в семье. Стили семейного воспитания……………………………………………………………………..29

Заключение…………………………………………………………………….37

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Введение

               С первого дня жизни ребенка родители начинают выполнять свой главный родительский долг – они становятся воспитателями. Через радости и испытания ведут они растущего человека по пути развития его духовных и физических сил, к духовной и физической зрелости.

              Великий русский педагог К. Д. Ушинский отвечает: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,– и тем понятнее и легче оно, чем менее знаком человек теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания». В наше время тем более нельзя воспитывать детей «как бог на душу положит». Продолжим мысль К. Д. Ушинского соображениями советского педагога А. С. Макаренко: «...вы родили и воспитываете сына или дочь не только для родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране».

           Семья должна быть тем местом, где подрастающий человек встречается с вопросами, на которые ему помогают найти ответы взрослые и, в первую очередь, мать и отец. Поэтому очень важную роль в этом играет духовная атмосфера, окружающая личность - семья. Семья, которая культивирует партнерские отношения, содействует становлению личности, развивает ее индивидуальность и где основным стрежнем всех составляющих должен стать диалог между ее членами, который накладывает на всех участников общения некоторые обязательства. Семья - это опора, которая может ускорить движение общества к духовному обновлению, проявляющееся при обращении всех членов семьи к морали, освященной веками и опытом поколений, где воспитание членов семьи считается долгом всех и каждого. Но как достичь этого. Однозначно ответить на этот вопрос затруднительно, т. к.. ответом на него являются пять составляющих: первая - любовь к детям, вторая - взаимопонимание, третья - взаимоуважение, четвертая - традиции, на которые опирается воспитание, и пятая - диалог. Значение каждой из составляющих трудно переоценить, ибо нехватка хотя бы одной из них, несомненно, приведет к бесполезности существования остальных.

               Таким образом, процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.

 Объект исследования: Семья

Предмет исследования: Психология семейное воспитание

Цель исследования: Изучить психологию семейного воспитания

Задачи исследования:

1.Проанализировать литературу  по данной теме

2. Исследовать понятия «психология» семьи

3. Отметить специфику семейного воспитания и определить его значение

4.Рассмотреть современные проблемы и нарушение семейного воспитания

5. Рассмотреть общие условия семейного воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.Психология семейного воспитания

              Семья - как важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти.Стиль семейной социализации вязан с национальной культу рой, традициями, а в их рамках - с социальной принадлежностью и уровнем образования родителей.Эти обстоятельства влияют на характер воспитания детей. Различают три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

               Авторитарный стиль представляется как жесткое декларирование родителями требований, которые охватывают всю жизнь детей. В семье проявляется силовое давление, агрессия, диктат, черствость и холодность, бесцеремонное внимательность. Либерализм в семье характеризуется полным безразличием членов семьи друг и другу, полным попустительством. Каждый из членов семьи живет своими делами, заботами, мыслями. Родители, придерживающиеся этого стиля, ценят, прежде всего, свободу воспитания. Этот стиль, по их убеждениям, формирует у детей самостоятельность. Дети, в семье которых господствуют обособленность и отчужденность, оказываются беспризорными.      Демократизм основывается на взаимной заинтересованности, поддержке и взаимопомощи. При авторитарном стиле потребности детей подавляются, а при либеральном - игнорируются, то в демократической семье наблюдается постоянный ненавязчивый контроль, за развитием ребенка. Основным направлением в описании типологии семейного воспитания - это изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде это можно сформулировать как неоптимальные и оптимальные родительские позиции. Позиция. Мнение, точка зрения, отношение к чему - либо и соответствующее поведение. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность родительской позиции представляется как понимание родителей индивидуальности своего ребенка, видение происходящих в его душевном мире изменения. Прогностичность родительской позиции заключается в том, то стиль общения должен опережать появление новых типических и личностных качеств детей. На основе прогностичной родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию. Гибкость родительской позиции рассматривается как способность изменения воспитательных воздействий на ребенка по ходу условий жизни семьи. Некоторые авторы, занимающиеся проблемой воспитания детей, пытались положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку. Воспитание по типу любви и принятия. Обобщенная формула родительского воспитания выражается удовлетворением «Ребенок - центр моих интересов». Родители постоянно занимаются с ребенком, нежно к нему относятся, заботятся о его жизни. Следующий тип - неприятие и отвержение ребенка. Обобщенная формула родительского отношения: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться». Родители невнимательно относятся к ребенку, проявляется жестокость в общении, желание как можно меньше общаться с ним.

                 В других исследованиях внимание уделялось как степень свободы ребенка в семье, т.е. как родители регулируют его поведение. При этом подходе выделены два крайних типа - чрезмерная опека и излишняя требовательность. Воспитание по типу чрезмерной опеки. Воспитательная формула родителей: «Все сделаю для ребенка». В поведении родителей прослеживается полное попустительство в сочетании с чрезмерной опекой. Воспитание по типу излишней требовательности. Воспитательная формула родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». Родители постоянно критикуют поведение ребенка, отсутствует поощрение и похвала.

              Третья группа ученых, анализируя типы воспитания, пришли к выводу, что более точная оценка воспитания заключается не в одном, а в нескольких аспектах. С одной стороны - эмоциональный аспект отношения к детям, с другой стороны отражение поведения. Сочетание этих аспектов дают четыре типа воспитания:

1) теплое  отношение к ребенку в сочетании  с представлением ему самостоятельности  и инициативы;

2) холодное  разрешающее воспитание, при котором  есть некоторое холодность к  ребенку, недостаточность родительских  чувств сочетаются с представлением  ему свободы; 

3) теплое  ограничивающее воспитание, которое  характеризуется эмоционально ярким  отношением к ребенку с излишним  контролем за его поведением;

4) холодное  ограничивающее воспитание, которое  сопровождается постоянной критикой  ребенка, придирками, а иногда  и к преследованию самостоятельного  поступка.

               В последнее время определился еще один подход, исходящий не из двухчисленной, а из трехчисленной модели воспитания. Выделены три аспекта отношений, составляющих отношение родителей к своему ребенку: симпатия - антипатия, уважение - неуважение, близость - дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет выделить восемь типов родительского воспитания.

 

Действенное воспитание, основанное на симпатии, уважении и близости. Формула родительского  отношения к детям такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, буду помогать ему в этом». В семье  теплый эмоциональный тон общения, присуще активное воспитание и интересам, увлечениям, способностям ребенка, уважаются  его права, оказывается радужная требовательность.

             Отстраненное воспитание, основанное на симпатии, уважении, но существует большая дистанция с ребенком. Формула семейного воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль что у меня не так много времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, его внешний облик, его успехи, способности, но мягкое обращение с ним сопровождается неумением помочь в его проблемах.

           Действенная жалость. Основана на близости, симпатии, но отсутствует уважение. Формула воспитания такова: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю». Этот стиль эмоционального отношения к ребенку характеризуется осознанностью действительных, а иногда и мнимых отклонений в его физическом и умственном развитии. В результате родители приходят к идее исключительности своего ребенка. В общении с ребенком идут к пути предоставления особых привилегий всячески предохраняют от вредных влияний. Интересы родителей сосредоточены на нем, они как бы не верят в возможности и способности ребенка.

            Воспитание по типу снисходительного отстранения, основывается на симпатии, неуважении, большей межличностной дистанции. Формула семейного воспитания выглядит примерно так: «Нельзя не винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит». Неблагополучие ребенка негласно является его правом, родители не вмешиваются в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, недостаточно ориентируются в душевном мире ребенка.

           Отвержение основано на антипатии, неуважении, большой межличностной дистанции. Такое отношение родителей к своим детям встречается очень редко, формула родительской позиции выражается так: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело». Родитель отстраняется от ребенка, не хочет общаться с ним, не замечает его присутствия. Родитель становится холодно-неприступным при его приближении.

          Презрение. В этом типе отношений присутствуют неуважение, малая межличностная дистанция. Такое отношение к детям соответствует родительской формуле следующего вида: «Я мучаюсь, беспредельно страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, упрям, труслив, неприятен другим людям». Любые достижения ребенка родитель не замечает, игнорирует, в общении не замечает ничего положительного. Общение родителей и детей строится на понукании, назидании, требовательности. Такие родители постоянно посещают специалистов в желании «исправить» его.

          Преследование. При таком типе родительского отношения не уважение, антипатия, но близость к ребенку существует. Воспитание строится по формуле: «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!». В воспитании присутствует твердая убежденность родителей, что их ребенок превратился в «мерзавца». Родители пытаются чрезмерной строгостью, жестким контролем переломить ребенка, нередко выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности.

 

          Отказ основывается на антипатии, уважении и большой межличностной дистанции. В воспитании ребенка преобладает отстранение от его проблем. Они, как и он издали наблюдают за ребенком, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. При заострении отношений такие родители охотно прибегают к помощи общественности, стремятся доверить ребенка школе.

           Приведенные типы родительского воспитания заостренны. В ходе воспитания под воздействием обстоятельств, тех или иных событий отношение родителей к ребенку изменяется. Будет ошибочным считать, что поведение родителей от рождения ребенка до его взросления описывалось одним типом воспитания. Практика показывает в поведении родителей несколько вариантов отношений. Приведенный подход позволяет определить, какая именно установка на данный момент стала для родителей ведущей.

          Одним из ведущих спектров отношений в семье является общение. Исследователи В. Заслуженюк и В. Семиченко выделяют, что общение между родителями и детьми имеет ряд специфических особенностей. Они выделяют следующие положительные признаки семейного общения:

1. семейному  общению присущи интимность, камерность, снижение «доверительного интервала», дистанции между общающимися  сторонами; 

2. семейное  общение охватывает все стороны  человека, обеспечивая его внеролевое  принятия и взаимодействие. Например, ребенок в школе выполняет  роль ученика, на улице, переходя  ее - роль пешехода, в спортивной  секции - спортсмена. Семья принимает  его в интеграции всех его  внешних ролей; 

 

3. в семейном  общении невозможно выделить  такие аспекты как бучение,  воспитание, развитие. Им присущ  комплексный характер влияния.  Поощряя определенное поведение  ребенка, наказывая его за нарушение  тех или иных правил. родители  дают понять какая система  норм, правил приемлема. В то  же время, одновременно идет  механизм идентификации: ребенок  подражает родителям, ориентируется  на них, это может происходить  как на сознательном, так и  на несознательном уровне;

4. на семью  возлагается обязанность регулировать  разнообразные отношения ребенка  с окружающим миром. Родители  являются своеобразным «буфером»,  т.к. обрушивать сложности жизни  на неокрепшую психику ребенка  недопустимо. В семье снимаются  стрессы, получаемые ребенком  в других сферах жизни. Здесь  семья выполняет рекреационную  функцию;

5. семья обеспечивает  максимальную длительность связей, что имеет большое влияние  на человека на протяжение  почти всей его жизни [9].

Исследователь детского невротизма В. Гарбузов выделяет несколько типов неправильного  воспитания: гиперсоциальный, тревожно-мнительный, эгоцентрический. Гиперсоциальный тип неправильного воспитания встречается более часто. Ребенка хотят иметь не потому, что в нем есть глубокая душевная потребность, а потому, что дети должны быть в каждой семье. В семье придерживаются «строгих» правил: читаются и да формализма пунктуально выполняются рекомендации по «идеальному» воспитанию. Например, малыша не берут на руки, даже если он заходится в плаче. Кормят по часам, хотя он не хочет есть в положенное время и плачет от голода в неположенное. Ребенок у гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован, чрезмерно дисциплинирован, чересчур гипомнителен. При гиперсоциальном воспитании темперамент подавляется, в результате у детей формируется гиперсоциальный или тревожно-мнительный характер, который приводит к неврозу, если они терпят тяжелую неудачу или крах притязаний.

Информация о работе Психология семейного воспитания