Психология семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить психологию семейного воспитания
Задачи исследования:
1.Проанализировать литературу по данной теме
2. Исследовать понятия «психология» семьи

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………...3
§1.Психология семейного воспитания……………………………………………………………..5
§2. Семья как социальная группа. Особенности взаимоотношений родителей и детей в многодетной семье………………………………………………………………………..14
§3. Психологические механизмы социализации в семье. Стили семейного воспитания……………………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….37
Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 59.35 Кб (Скачать файл)

          Тревожно-мнительный тип наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно возникает и неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие. Воспитание по этому типу нередко наблюдается в семье с единственным ребенком, а также в семье, где растет ребенок. Ребенок в таком случае несамостоятелен, нерешителен, раним, обидчив, не уверен себе. Они становятся очень беспокойными из-за тревожного восприятия действительности. Эгоцентрический тип наблюдается в семье с недостаточным уровнем ответственности в отношении будущего. Ребенку навязывается представление о себе как о самодовлеющей сверхценности. Малейшие прихоти удовлетворяются немедленно, желания предугадываются. Из вышеперечисленных причин можно сказать, что при потенциально высоких возможностях семейного воспитания существуют причины, которые усложняют процесс внутрисемейного взаимодействия. В результате каждодневного взаимодействия складывается общая атмосфера внутрисемейных отношений, характерная для того или иного типа семьи.

          Встречают следующие виды отношений. Сотрудничество заключается в поддержке и взаимоотношении. В семье удовлетворяются основные потребности всех членов семьи. Каждый независимо от возраста чувствует свою значимость, получает в семье помощь и понимание от всех. Паритет - подразумеваются «союзнические» отношения, базирующиеся на получении при взаимодействии общей выгоды, удовлетворяющей все стороны. Личностная значимость каждого члена семьи отодвигается на второй план, ценнее всего поиск рациональной целесообразности любого события. Соревнование - в семье каждый стремится быть первым во всем, быстрее, любой ценой достигнуть собственных целей. Конфронтация - в семейных отношениях преобладает стремление главенствовать над другими.

          Показывать свое превосходство над другими. Антагонизм - в семейных отношениях есть две или три противоборствующие стороны, которые не согласны на компромисс. Такое отношение может возникнуть между родителями и детьми. На фоне таких видов семейных отношений как антагонизм и конкуренция появляются симптомы «скрытого сиротства», эмоциональная отчужденность детей от родителей, утрата защитных контактов между родителями и детьми, а следствием этого видим детскую беспризорность, бродяжничество, неконтролируемость поступков детей. При таких условиях растет количество детских неврозов. Не излеченный в детстве невроз может исказить судьбу человека, отразиться на всей его жизни.

           Проблемы семейного воспитания многоплановы. Нарушение функций семьи, воспитания: неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям развития детей. Всех сложностей внутрисемейных отношений не избежать. Но воспитание чуткости, уверенности в себе помогут в решении семейных проблем с меньшими потерями, чем при стихийном течении событий.

 

 

 

 

 

 

§2.Семья как социальная группа. Особенности взаимоотношений родителей и детей в многодетной семье

           Большое значение для воспитательного потенциала семьи имеют такие её составляющие, как образовательный уровень родителей, общая культура, педагогическая активность, умение устанавливать добрые отношения со всеми окружающими, структурный тип семьи, возраст отца и матери. Нельзя не подчеркнуть, что семейная атмосфера – отношение между членами семьи ценности и родительские связи, создают исходную, решающую сред, в которой формируется личность ребенка. Из опыта семейной жизни он устанавливает представление о себе, о других, об окружающем мире в целом. Эта атмосфера формирует ценности самого ребенка, обеспечивает ему чувство защищенности собственной значимости. Нужно заметить, что трудности, которые испытывает семья, в частности социального и психологического порядка, тесно переплетаясь и взаимно действую, влияет на воспитательный процесс. И этим трудностям относятся проблемы семейных отношений, материальные трудности, недостаток жизненного опыта и педагогических умений и навыков. Педагогические неудачи спокойной напряженности, ведут к потере терпения, выдержки, влияют на стабильность семьи.

           Все дети в большой или меньшей степени испытывают на себе влияние семейной атмосферы, сформированной родительскими отношениями. Посредством их он приобщается к усвоению культурного наследия своего народа. Неблагополучие в семейном воспитании – это прежде всего и главным образом – несложившиеся отношения между матерью и отцом ребенка. Нет большой угрозы семье и вреда здоровью ребенка, чем его негативные чувства. Супружеские отношения формируют определенную позицию – эмоциональные отношения к сыну или дочери, взгляд на его (её) воспитание. Родительская позиция – один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности ребенка. В ней отражаются чувства, которые родители его питают друг к другу. Свое разрушительное влияние оказывает сниженный эмоциональный тонус отца и матери, фригидность (негибкость) отношений к ребенку, эмоциональная «глухота», концентрация на собственных переживаниях. Все вместе взятое создает у ребенка чувство недоверия к взрослым, собственной ненужности, формирует конфликтный тип личности. Не владея педагогическими знаниями, родители, добиваясь послушания, прибегают к мало эффективным мерам воздействия как нотации, угрозы, наказания.

          В отношении родителей к детям также можно отметить недостаток содержательного общения. Импульсивность, категоричность, и навешивание ярлыков, стремление моментально добиться положительной реакции на свои действия, получить (мнимый) результат – вот неполный набор методов семейного воспитания.

          О значении гуманного воспитания писали многие выдающиеся педагоги В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко. Проблема эмпатии (сочувствие, сопереживание), эмоционального благополучия активно обсуждается современными исследователями. Однако инертность, нежелание глубоко задуматься, огорчать свое влияние на воспитание, ставит детей в зависимое положение от воли и настроения родителей. Для воспитания детей важное значение имеет личный пример родителей. Основной ошибкой, писал Л.Н. Толстой, является то, что они берутся за воспитание детей, не утруждая себя самовоспитанием.

Внутрисемейные  связи в многодетной семье, как  известно, включают супружеские отношения, родительско - детские и отношения  между детьми. Данные экспериментов  показывают, что больше трудности  в воспитательном процессе семьи, имеющей несколько детей, связаны именно с налаживанием дружеских взаимоотношений между ними. Особое значение внутрисемейных отношений, семейного микроклимата для воспитания детей отмечалось многими русскими исследователями. Так П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что условие для семейной жизни помогает ребенку осознать свою причастность к роду человеческому, приобщиться к духовным ценностям народа, его языку, правам, оставляют неизгладимый след на всем его будущем существовании. Семейная жизнь, как писал Острогорсний А.Н., имеет для ребенка то же значение, что и общественная – для взрослых. Дети пробуют свои силы и возможности прежде всего в семье, а затем уже в общении с детьми и взрослыми вне дома. Атмосфера семьи, весь семейный уклад оказывает влияние на ребенка. Опыт общение, полученный в семье, очень важен. Им в значительной степени определяется благополучие взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

         Многодетная семья является личностной микросредой для ребенка. Специфическая особенность личностной микросреды составляет не столько её ограниченность, сколько то решающее обстоятельство, что ребенок активно взаимодействует с ней, приобретает здесь свой социальный опыт, эмоционально переживает свои взаимоотношения с составляющим её модели. Личностная микросреда ребенка, в данном случае, это - многодетная семья, представляет собой единство двух основных социально психологических подсистем: первоначально это подсистема «взрослый – ребенок», к которой на определенной стадии онтогенеза подключается система «ребенок – ребенок». В многодетной семье система «ребенок – ребенок» реализуется способом – братья и сестры. На эту связь продолжает действовать система «взрослый–ребенок». Анализ генезиса взаимоотношений в системе «ребенок – ребенок» необходимо начать с рассмотрения исходной, начальной системы «взрослый – ребенок» . Именно в этой зарождается и получает стимул к развитию и саморазвитию потребность в общении, которая предстает определяющим в мотивационно–потребностной сфере межличностных отношений.

          Как и когда возникает взаимоотношения и общение ребенка со взрослым.Этот вопрос не так прост, как представляется на первый взгляд, и стереотипный ответ: «с момента рождения ребенка» неточен. Дело в том, что отношение матери (и других значимых взрослых) к ребенку возникает до его появления на свет. Это отношение связано с содержанием комплекса соответствующих социально-психологических эталонов, стандартов и стереотипов в области семейных традиций и индивидуальных установок относительно социально - одобренных норм материнской любви, забота о детях, обязанностей, связанных с ними и т.д. Таким образом, еще до рождения мать прогнозирует свое будущее отношение к нему. В данном случае можно говорить о наличии отношения без соответствующей реализации в процессе общения.

            Новый этап развития отношения матери к ребенку начинается в пренательный период по существования. Здесь существенно меняется сам характер отношений – появляются актуальные переживания, связанные с вынашиванием ребенка, и с его впервые ощущаемыми движениями, и с ожиданием родов. В процессе пренательного развития ребенок уже находится в теснейшем общении с матерью, которая имеет, конечно, чисто физиологический характер. Отношения в системе “ взрослый – ребенок ” продолжают оставаться односторонними и в первые два месяца жизни новорожденного. Отношение матери к ребенку в данный период еще не находит собственно психологического отклика с его стороны. Младшему уже общается с матерью, но это общение носит чисто операциональный характер. В этом случае мы наблюдаем феномен общения без субъективного психологического отношения. Постепенно объективная нужда во взрослом человеке начинает отражаться в форме переживания, и с этого момента можно говорить о возникновении потребности в общении которая выступает биологически и социально целесообразным субъективным корелятом этой нужды. К развитию потребности в общении, с нашей точки зрения, вполне применима гипотеза Л.И. Божович о генезисе духовных потребностей человека. По-видимому, потребность в общении, как и потребность в новых впечатлениях, о которой говорит Л.И. Божович, относится к такой качественно новой форме потребности, «когда человека поднимает не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремлении к новому переживанию – к овладению, достижению. Таким образом, психические душевные потребности становятся ненасыщенными, приобретают возможность самодвижения».

                На третьем месяце жизни эта потребность ярко выражается в деятельности непосредственно-эмоционального отношения со взрослыми («комплекс оживления»), которые по мнению Д.Б. Эльконина, представляет собой ведущую деятельность младенца С момента, когда общение приобретает двусторонний характер, система «мать-ребенок» с социально – психологической точки зрения становится «малой группой», т.е. относительно постоянной обязательно, в которой осуществляется непосредственное межличностное общение, значимое для его членов. Именно здесь ребенок приобретает тот социально-психологический опыт, который на новом этапе ведет к расширению круга общения, распространяется на других значимых взрослых, и, что для нас здесь особенно важно, на других детей, способствуя тем самым возникновению системы «ребенок-ребенок». Наиболее общей социально-психологической закономерностью взаимоотношений детей является образование малой группы, которая представляет собой универсальную систему непосредственного межличностного общения.

           Малая группа представляет собой естественный и несубъектный социально-психологический субтрат коллектива. И в связи с этим, в нашем случае, взаимоотношение детей в многодетной семье можно рассматривать как внутригрупповой процесс малой группы в коллективе. Перейдем далее к краткой характеристике некоторых более частных социально-психологических закономерностей функционирования групп детей на разных возрастных этапах. Начнем с анализа структурно-динамических характеристик взаимоотношений в группе. Избирательное отношение человека к другим людям возникла на ранних стадиях онтогенеза. «Безудержная общительность» двухмесячного младенца, который эмоционально положительно реагирует на появление в поле зрения любого взрослого, уже с 4-5 месяцев уступает место избирательному отношению: возникает первая, но в то же время фундаментальная дифференциальная «свои» и «чужих».

          В группе детей эта избирательность порождает ряд явлений, которые имеют характер общих социально-психологических закономерностей, проявляющих во всех возрастных этапах. К ним в первую очередь следует отнести статусную структуру группы, её дифференциацию на членов, занимающих различные помещения. На любом возрастном этапе в группе имеются люди, которые пользуются расположением (симпатией) многих детей и занимают с этой точки зрения «высшее» положение, а также имеются те, кто занимает «среднее» положение или ниже среднего. В группе могут быть люди, не пользующиеся симпатиями других членов или вызывающие к себе антипатию, в силу чего они оказываются в своеобразной психологической изоляции.

 

Общий характер статусной структуры выражается в том, что крайние социометрические категории (лидеры и отверженные  – аутсайдеры) всегда более малочисленны, чем средние (принятые). Обнаруживается и возрастная тенденция: число людей  в крайних статусных группах  с возрастом увеличивается. По-видимому, это объясняется повышением избирательности  в межличностных отношениях. Данные полученные Я.Л. Коломинским, свидетельствует  о диагностическом значении показателя, который называется «уровень благополучия взаимоотношений» (УБВ) – это соотношение  числа членов группы, находящихся  в благоприятных статусных категориях (I и II) с числом членов группы, оказавшихся  в неблагоприятных статусных  категориях (III и IV). Если в группе большинство  членов относится к I и II категориям, УБВ определяется как высокий; при  одинаковом соотношении он квалифицируется  как средний; при преобладании в  группе людей с низким статусом –  как низкий. Эксперименты, проведенные  Я.Л. Коломинским, выявили, что в сопоставлении  высоты УБВ со стилем отношения учителя  к детям обнаруживается четкая зависимость: в классах с положительными стилями  отношений УБВ выше, чем в классах  с отрицательным стилем. Выводы констатирующего  исследования подтвердились результатами преобразующего психолого-педагогического  эксперимента, направленного на изменение  статусной структуры путем оптимизации  стиля отношения к детям.

Информация о работе Психология семейного воспитания