Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:44, курсовая работа
Цель исследования: Изучить психологию семейного воспитания
Задачи исследования:
1.Проанализировать литературу по данной теме
2. Исследовать понятия «психология» семьи
Введение…………………………………………………………………………………………………………...3
§1.Психология семейного воспитания……………………………………………………………..5
§2. Семья как социальная группа. Особенности взаимоотношений родителей и детей в многодетной семье………………………………………………………………………..14
§3. Психологические механизмы социализации в семье. Стили семейного воспитания……………………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….37
Список литературы
Другим вашим диагностическим критерием может считаться «ниже изолированности» (аутсайдеры) – процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории. Я.Л. Коломинский совместно с Н.А. Березовым обнаружил четкую связь типа отношений учителя к классу с величиной этого индекса. В классах с устойчиво-положительным стилем отношения он составляет в среднем 12,5%, с отрицательным стилем – 21%. Эта величина существенно уменьшилось в результате соответствующих психолого-педагогических воздействий. Избирательность отношений между членами малых групп проявляется также в различной степени взаимности симпатий. Ясно, что потребность человека в общении с определенными членами группы может быть удовлетворима в том случае, если она взаимна. Можно предположить, что взаимное отношение, фиксируемое в социометрическом опыте, с большой степенью вероятности может считаться показателем реального общения. Это не значит, что реальное общение всегда основано на взаимности симпатий, но наблюдение свидетельствует о том, что устойчивое и глубокое общение базируется именно на симметричных эмоциональных стремлениях. Обнаружено также, что в группах, которые характеризуется как более организованные и сплоченные, наблюдается связь между уровнем благополучия отношений с коэффициентом их устойчивости и коэффициентом взаимности. Исходя их того, что дети в многодетной семье представляют собой малую группу, следует выделить особенности их взаимоотношений.
Данный аспект
взаимоотношений в многодетной
семье мало изучен. Хоментаускасом
Г.Т. взаимоотношение в семье
Группа братьев и сестер характеризуется тем, что одни дети для другого выступают скорее в роли партнера, чем любой из родителей или взрослых. Закономерно, что между детьми возникает множество конфликтов, как у них интересы и потребности «близкие», но разумеется не тоджественные. Но в то же время их «партнерство» – источник множество общественно позитивных ситуаций и тенденций. Тут формируется «соучение», «соигра» и «сотрудничество». Следующая черта – детям приходится делить между собой вниманием родителей и многое другое, тем самым они учатся в определенной мере, быть учтивыми и восприимчивыми. Помимо то, что у детей формируется представление я это я, в многодетной семье очень быстро возникает сознание, что есть мы – дети, братья, сестры. К тому же жизнь в детской группе весьма действенно способствует так называемой дифференциации личности. Ребенок в семье хочет делать то, что делает другой, уметь то, что умеет другой и т.д. но с другой стороны, каждый из них с таким же упорством защищает что-то свое, хочет уметь что-то другое, делать что-то другое. Хочет быть самим собой, а не только старшим или младшим братом. Он хочет нравиться родителям, импонировать другим детям чем-то своими, особенным, а не только тем, что он брат или сестра кого-то, кто как пример постоянно маячит перед ним, или как баловать по состоянию наступает ему на пятки. Здесь коренится причина детского соперничества. Оно может быть по-своему естественным и здоровым, если родители сумеют поддерживать и направлять его так, чтобы никто не был обойденным и униженным. Но соперничество может принести негативные результаты, если упустить контроль за ними. Соперничество, конкуренция между детьми в семье – явление настолько распространенное, что некоторыми психологами, психиатрами считается неизбежным. Или же отмечается общее закономерность: чем больше разрыв в годах, тем меньше проявляются конкурентные отношения и наоборот – чем меньше различается возраст детей, тем ярче их соперничество.
Г.Т. Хоментаускас отмечает, что от отношения родителей к детям, зависит взаимоотношение детей. Даже к неродившемуся члену семьи при исправленном поведении родителей у другого ребенка может проявиться как результат ревность и агрессивное отношение к воображаемому конкуренту, которые наверняка могут стать реальностью, если в семье ничего не изменится.
Такие чувства более или менее знакомы всем первенцам, но не у всех одинаково интенсивны. И более того, не всегда негативны, так как имеют определенный психологический смысл – поощряют ребенка к поиску новых форм поведения в семье. Они могут способствовать преодолению эгоизма, направлять энергию ребенка на утверждение себя в более зрелых способах общения с родителями и т.д. однако, когда негативные чувства слишком интенсивны, они могут стать причиной глубоких психологически проблем. Для восполнения эмоциональных отношений (дефицит любви внимания матери) старший ребенок может проявить репрессию. Дети таким образом стремится осмыслить происходящее путем ролевой игры.
Для достижения психологической выгоды (ощущение значимости, любимости) старшие дети ставят перед собой различные социально значимые цели. Но это может привести и к различным нарушениями поведения, к ощущению собственной неполноценности, если младший ребенок обгоняет его в определенной, значимой для обоих ситуациях. Рождение второго и следующих детей в семье приносит меньше хлопот, чем первенец. Таким образом эти дети оказываются в более спокойной, стабильной атмосфере семьи. Но эти дети сталкиваются с иными, не менее сложными обстоятельствами. Исследования показывают, что мать меньше разговаривает, меньше занимается или частично это восполняет старший ребенок – по собственной инициативе или по настоянию родителей. Г.Т. Хоментаускас, анализируя соперничество между детьми, приводит следующий психологический сценарий конкуренции: сначала старший ребенок стремится показать свое превосходство родителям, малышу и себе в одной из значимых для него сфер – в силе, в опрятности, в знаниях, в творчестве и т.п. Такие устремления старшего обуславливают чувство неполноценности второго ребенка и вместе с тем определяют и интенсивное его стремление обойти старшего. Конкурентное отношение младшего не остается незамеченным первенцем, и тот еще больше старается показать свое превосходство. Так создается замкнутый круг все нарастающих конкурентных отношений между детьми. Такое поведение детей изнутри поощряет определенной внутренней установкой: «Я ценен соответственно тому, насколько больше я достигаю, чем другие окружающие меня люди». Подобное «спортивное» осмысление себе среди других людей ведет, с одной стороны, к интенсивному стремлению достичь все больше и больше; с другой – к тому, что обесценивается сам процесс творчества, учебы (или другой сферы, на почве которой сложилось конкурентные отношения), ценностью же становится сам факт «победы». Конкурентные отношение изнуряет детей, но что особенно важно, они не имеют финиша. Сложившийся сценарий может закрепится на всю жизнь м вызывать напряжение, недовольство собой. К тому же данное отношение часто становится жизненной философией, оправдывающей бесцеремонное обращение с другими людьми, моральными нормами.
Конкурентные отношения между детьми одной семьи, как правило, имеют прямое или косвенное поощрение со стороны родителей. Один из механизмов такой поддержки – повышенное внимание и любовь к ребенку в качестве награды за какие – то достижения. Соперничество особенно взвинчивается, если при этом родители сравнивают детей друг к другу, а позже – и восприятие мира как арены борьбы. Для того, чтобы ориентироваться в сложных взаимоотношениях детей в семье Хоментаускас предлагает экологическую схему семьи, которая как он считает, подчеркивает тесную связь взаимоотношений детей и отношения родителей к детям.
Семья для каждого её члена является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. В ней каждый стремится удовлетворять свои потребности, реализовать развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. Для этой «экологической системы» характерно то, что несогласованность психологических потребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду семьи. Образно говоря, каждый член семьи занимает определенную «экологическую нишу», т.е. выполняет определенные необходимые для поддержания баланса системы функции. И таким образом, каждый ребенок занимает определенную позицию, статус в межличностных отношениях детей. В многодетной семье дети выбирают различные, индивидуальные пути поведения, которое строятся на основе субъективной, подсознательной оценки происходящего вокруг. Уже в конце первого и в начале второго года жизни ребенок становится настоящим «экспертом» своих родителей. В семьях с серьезными проблемами в отношениях, личностными отклонениями родителей наблюдаются такие формы поведения детей и воздействия на родителей, которые плохо влияют на развитие и взаимоотношение ребенка с другими детьми (болезнь, агрессия).
Существуют научные аргументы в пользу того, что терпимое, в некоторой степени снисходительное отношение к путям развития личности служит одним из факторов психического здоровья развивающегося человека. Нетерпимость к индивидуальным, творческим проявлениям ребенка, как правило, приведут к искаженным отношениям к окружающим к себе, протесту, негативному, а часто и к психическим нарушениям. Родители должны с пониманием относиться к различным и разнообразным проявлениям личности ребенка, должны обладать способностью воспринимать и любить своих детей такими, какие они есть. Это дает шанс детям найти приемлемые неконкурентные позиции по отношению друг к другу, сохраняет эмоциональный контакт между родителями и детьми. В воспитании детей эффективнее не прямая манипуляция путем жестких ограничений, а вера в саморазвивающую силу ребенка, развитие его самостоятельности. Это основа того, чтобы маленький человек сам разобрался в окружающем его мире, чтобы из него получилась сильная, готовая к любым трудностям жизни личность. Таким образом, на характер взаимоотношений детей в многодетной семье влияют следующие факторы:
- супружеские отношения;
- позиция
родителей, выражающаяся в
- возраст самих детей;
- личностные качества детей;
Ссоры между детьми в семье по своей значимости на формирование личности детей несут противоречивый характер. С одной стороны они закаливают характер, выступают как субъективный опыт детей. Ссор между детьми в семье избежать невозможно. Но их можно считать естественными и нормальными, только если в их основе не лежит мотив предательства. Негативные отношения между детьми при отсутствии правильной позиции родителей и положительных личностных качеств самих детей, могут закрепиться и сопровождать их всю жизнь, вызывая различные внутренние конфликты личности и влияя на отношение с другими людьми.
§3. Психологические механизмы социализации в семье. Стили семейного воспитания
Социализация в семье осуществляется разными путями и происходит в основном по двум параллельным направлениям: в результате целенаправленного процесса воспитания и социального научения.
Семейное воспитание — это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.
Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления — поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью; механизма идентификации — ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же.
При рассмотрении
воспитательной деятельности
различные стили воспитания;
факторы воспитательного воздействия;
воспитательную позицию родителей и др.
Процесс социального научения, в свою очередь, происходит как при непосредственном взаимодействии ребенка с родителями, так и за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.
Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.
Выделяются два типа деформации семьи:
структурная
психологическая
Структурная
деформация семьи — это
Психологическая
деформация семьи связана с нарушением
системы межличностных
Как структурная, так и психологическая деформация семьи оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка.
Стили семейного воспитания