Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:21, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить психодиагностические методики, направленные на выявление духовно - нравственного развития и воспитания личности школьника и провести исследование.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить сущность понятия психолого – педагогическая диагностика, духовно - нравственного воспитания, духовно - нравственного развития.
- выявить взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом;
- найти исследования направленные на выявления духовно - нравственного развития и воспитания.
- провести исследования.
Введение
Глава I Теоретические основы психолого – педагогического диагностики духовно нравственного воспитания и развития личности школьников.
1.1.Понятие психолого – педагогической диагностики.
1.2.Понятие духовно – нравственного воспитания школьников.
1.3. Понятие духовно – нравственного развития школьников.
1.4. Исследования, направленные на выявление духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.
Глава II. Проблема исследования духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.
2.1. Обзор исследований по проблеме духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.
2.2. Диагностика нравственной самооценки
2.3. Диагностика ценностных ориентаций подростков.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
В педагогической диагностике
также важно определить качество результатов
измерения. Разработаны соответствующие
критерии, которые позволяют дать оценку
качеству измерения. Важнейшими из них
являются:
a. объективность,
b. надежность,
c. валидность.
Важнейшими принципами
диагностирования и контролирования обученности
(учащихся являются объективность, систем
Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.
Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.
Принцип наглядности заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка – это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.
Наблюдение – целенаправленное восприятие фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств, или косвенным, основанным на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, проводивших непосредственное наблюдение. Классификация видов наблюдения:
- по времени проведения: непрерывные и дискретные;
- по объему: широкие и узкоспециальные;
- по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые).
Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в виде письменного или анкетного опроса. Применение бесед и интервью требует от исследователя чётко поставленных целей, основных и вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально-психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации.
Эксперимент – научно поставленный опыт, связанный с наблюдением исследуемых явлений в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.
Лабораторный эксперимент характеризуется тем, что исследователь сам вызывает изучаемое явление, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создает и меняет условия, при которых это явление протекает. Меняя отдельные условия, исследователь имеет возможность выявить каждое из них.
Естественный эксперимент (разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) проводится в обычных, привычных для испытуемых условиях, без специальной аппаратуры.
Психолого-педагогический
эксперимент (ППЭ) создан на основе естественного
эксперимента. В ходе ППЭ исследователь
активно воздействует на протекание изучаемых
явлений, изменяет обычные условия, целенаправленно
вводит новые, выявляет определенные тенденции,
оценивает качественные и количественные
результаты, устанавливает и подтверждает
достоверность выявленных закономерностей.
Виды ППЭ:
- констатирующий
- проверочный;
- созидательно-преобразующий (формирующий);
- контрольный.
Как правило, все эти виды используются в одном исследовании в качестве отдельных этапов.
Констатирующий эксперимент проводят в начале исследования. Он ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления, построение его схематической модели.
Формирующий эксперимент организуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует её проверку. Для повышения объективности анализа полученных данных вводятся контрольная и экспериментальная группы
1.2. Понятие духовно – нравственного воспитания школьников.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.1
В последние годы в теории и практике воспитания, прежде всего учащихся общеобразовательной школы, все более широко используется понятие «духовно-нравственное воспитание». В регионах разрабатываются и действуют соответствующие программы воспитания учащихся (Воронежская область), детей и молодежи (республики Башкортостан и Татарстан, Краснодарский край, Воронежская, Курская, Тульская и др. области) и даже всего населения региона (Белгородская область). Аналогичные программы реализуются в муниципальных образованиях, районах, округах, таких как г. Ульяновск, Прокопьевск, Клин, Восточный административный округ г. Москвы и т.д. Растет число научных публикаций, где используется это понятие, издаются методические и учебные пособия по развитию, формированию духовно-нравственной культуры школьников. Положения о духовно-нравственном развитии обучающихся в 2007 г. включены в Закон РФ «Об образовании» (ст. 9, 14), в материалы, разрабатывающиеся в рамках обновления стандарта общего образования.
Нравственности не существует без мировоззренческого основания, той или иной картины мира. Нравственное воспитание выступает средством практической реализации определенного мировоззрения, обеспечивает единство мысли и чувства, слова и дела, убеждений и поведения, деятельности человека. Духовно-нравственное воспитание включает формирование взглядов, убеждений и соответствующих нравственных установок. Именно тех установок, которые соответствуют данному мировоззрению. Поэтому никакого духовно-нравственного воспитания на немировоззренческой или размытой мировоззренческой основе — быть не может.
Представляется более обоснованным связывать духовно-нравственное воспитание школьников с приобщением к определенной системе взглядов на мир и соответствующей системе морали. Различительным знаком здесь может служить слово «система»: приобщение к системе взглядов на мир и системе морали, а не просто совокупности, набору некоторых взглядов, ценностей, нравственных установок, который может периодически изменяться.
Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т.е. высших смысложизненных ценностей, наиболее значимых представлений в мировоззрении данного типа, усвоение этого мировоззрения (как возможный итог) и выработку соответствующих нравственных качеств, духовно-нравственной культуры также определенного типа. Результатом духовно-нравственного воспитания является определенный образ жизни человека. В таком понимании духовно-нравственное воспитание детей в государственной и муниципальной школе может быть только вариативным и добровольным.
Исходя из всего вышесказанного, уточним определение и основные принципы духовно-нравственного воспитания учащихся в государственно-общественной, государственной и муниципальной общеобразовательной школе. Духовно-нравственное воспитание школьников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы, социализации в современном обществе. Духовно-нравственное воспитание в государственной и муниципальной общеобразовательной школе должно быть вариативным и добровольным, предусматривать возможность мировоззренческого выбора. Именно эти принципы: добровольность, возможность выбора и многообразие — были перечислены как базовые принципы углубленного изучения истории и культуры религий в светской школе и в Предложениях Совета Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования от 29 ноября 2006 г., направленных Министерству образования и науки РФ [14]. Духовно-нравственное воспитание учащихся в школе, проводимое с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей их семьи, также не должно противоречить общим гражданским ценностям и нормам, общепринятой в российском обществе морали.
Духовно-нравственное воспитание на определенной мировоззренческой основе в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях может реализовываться (и реализуется) по двум моделям [15]:
1) добровольности выбора
2) добровольности выбора в
Наибольшую заинтересованность в этом проявляет православное сообщество и, соответственно, Русская Православная Церковь, как по причине масштабного запроса на эту практику от православного населения, так и потому, что другие конфессии до сих пор развивают религиозное образование и духовно-нравственное воспитание детей в светской школе в основном по первой из указанных выше моделей «религиозно-этнической школы». Соответствующие предложения были подготовлены в Комиссии по преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию при Отделе религиозного образования Русской Православной Церкви и в августе 2009 г. переданы в Минобрнауки России. Они предусматривают введение в стандарт одного из вариантов Базисного учебного плана по выбору школы (органа самоуправления), включающего преподавание учебных предметов по религиозной культуре и этике в основной (инвариантной) части плана с минимальной учебной нагрузкой по всем годам обучения. Это позволит развивать духовно-нравственное образование детей по выбору их семьи в каждой российской школе, а также создаст реальную основу для успешной реализации указанного выше «эксперимента».
Полномасштабное введение в российской школе такого общедоступного систематического духовно-нравственного образования учащихся в учебной и внеучебной деятельности будет означать, что наша школа наконец выходит из «идеологического ступора», вызванного разрушением системы воспитания советского периода. Это придаст импульс обновлению воспитательной деятельности школы в целом, а также ценностного содержания основных учебных дисциплин. Ориентиром здесь может быть рекомендация из тех же Предложений Общественной палаты РФ: «Реализуя установленные в законодательстве нормы: учитывать в содержании образования разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений — при разработке требований к образовательным стандартам и программам, а также требований к выпускникам учитывать, что научные истины носят объективный характер, наряду с ними существуют мировоззренческие представления, включая религиозные, которые должны преподаваться на вариативной основе» [14, п. 4.5].
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально – ответственному поведению.
- готовность и способность к
реализации творческого
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.[16]
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли.
Н.И. Пирогов
1.3. Понятие духовно
– нравственного развития
Духовно-нравственное развитие личности – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;