Психолого-педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания и развития личности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить психодиагностические методики, направленные на выявление духовно - нравственного развития и воспитания личности школьника и провести исследование.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить сущность понятия психолого – педагогическая диагностика, духовно - нравственного воспитания, духовно - нравственного развития.
- выявить взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом;
- найти исследования направленные на выявления духовно - нравственного развития и воспитания.
- провести исследования.

Содержание работы

Введение
Глава I Теоретические основы психолого – педагогического диагностики духовно нравственного воспитания и развития личности школьников.
1.1.Понятие психолого – педагогической диагностики.
1.2.Понятие духовно – нравственного воспитания школьников.
1.3. Понятие духовно – нравственного развития школьников.
1.4. Исследования, направленные на выявление духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.
Глава II. Проблема исследования духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.
2.1. Обзор исследований по проблеме духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.
2.2. Диагностика нравственной самооценки
2.3. Диагностика ценностных ориентаций подростков.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ 2012 ГОД.docx

— 98.46 Кб (Скачать файл)

Духовно – нравственное развитие гражданина России происходит в:

- семейной жизни,

- культурно – регионального  сообщества,

- культуры своего народа, компонентом  которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской  религии,

- российской гражданской нации,

- мирового сообщества.[16].

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

 

 

 

 

1.4. Исследования, направленные на выявление духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Проблема исследования духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.

 

2.1. Обзор исследований по проблеме духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.

 
Методика №1: Диагностика нравственной самооценки

Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны – оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".

Пример:

1. - 3;

2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

8. Мне приятно делать людям радость

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,

в 3 балла – 2 единицы,

в 2 балла – 3 единицы,

в 1 балл – 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

 

Методика №2 Диагностика ценностных ориентаций подростков 

   Для самостоятельного анализа предлагается два списка ценностей: А (первый класс – ценности-цели) и Б (второй класс – ценности-средства), работайте с ними последовательно, не спеша, вдумчиво и внимательно. Оба списка составлены в алфавитном порядке. Постарайтесь присвоить каждой ценности определенный ранговый номер, соответствующий тому значению, которое вы придаете данной ценности в жизни по сравнению другими. В случае необходимости возможны исправления, понятные вам и отражающие ваше мнение.

Сопоставьте результаты ранжирования по обоим спискам, рас смотрите, как соотносятся в вашем представлении ценности-цели и ценности-средства, каковы их сочетание и взаимосвязь. Вы многое сможете узнать о себе, выполнив такую работу, она поможет вам сориентироваться в мире ваших собственных ценностей и решить, что вы можете сделать для своего дальнейшего развития, самосовершенствования и личностного роста. Помните, что ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств. Другими словами, это то, чем человек живет и к чему стремится, это одна из призм, через которую он смотрит на себя и окружающий мир.

Перечень А

Терминальные ценности

Место в жизни

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

 

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)

 

Здоровье (физическое и психическое)

 

Интересная работа

 

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

 

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

 

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

 

Наличие хороших и верных друзей

 

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

 

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

 

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

 

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

 

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

 

Счастливая семейная жизнь

 

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

 

Творчество (возможность заниматься творчеством)

 

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

 

Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

 

 

Перечень Б

Инструментальные ценности

Место в жизни

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)

 

Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

 

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

 

Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

 

Исполнительность (дисциплинированность)

 

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

 

Непримиримость к недостаткам в себе и других

 

Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

 

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

 

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

 

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

 

Смелость в отстаивании своего мнения

 

Чуткость (заботливость)

 

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

 

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

 

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

 

Честность (правдивость, искренность)

 

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

 

 

 

2.2. Диагностика нравственной самооценки                    

 

Автор методики Колмогорцева Л. Н

Инструкция: 4 балла – если вы полностью согласны с высказыванием,

3 балла – если, вы больше  согласны, чем не согласны

2 балла – если вы  немножко согласны

1 балла – если вы  совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
  3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
  6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
  7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
  8. Мне приятно делать людям радость.
  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
  10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

Данные, полученные в ходе тестирования подростков, с помощью методики Колмогорцева Л. Н приведены в таблицах. Таблица 2.1 - Результаты (см. Приложение 2). .

Полученные результаты показывают, что в данном классе у 100 % подростков средний уровень нравственной самооценки (95 % : 19 чел. ) и только 7 %

(. 1 чел. 5 =  %) нравственная  самооценка находится на уровне  ниже среднего.

 

2.3. Диагностика  ценностных ориентаций подростков.

 

Цель исследования – выявить уровень нравственно–эстетического развития подростков.

Экспериментальная работа проводилась на базе средней школы № 14 г. Калуги в 6 «А» классе данной школы.

В процессе исследования уровня развития норм эстетического поведения и состояния межличностного общения между подростками мною использовались две методики – методика изучения ценностных ориентации М. Рокича.

Методика М. Рокича (см. Приложение), основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей:

1) Терминальные – убеждения  в том, что конечная цель индивидуального  существования стоит того, чтобы  к ней стремиться. Ориентация  на терминальные ценности характерна  для людей, обладающих достаточном  уровнем развития морально –  нравственной сферы, имеющих лидерский  потенциал

2) Инструментальные – убеждения  в том, что какой-то образ действий  или свойство личности является  предпочтительным в любой ситуации. Ориентация на инструментальные  ценности свидетельствует о том, что в той или иной ситуации  человек может поступиться нравственными  принципами, приспосабливать свою  манеру поведения к тем или  иным обстоятельствам.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства .

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Перед началом исследования подросткам давалась следующая инструкция.

Информация о работе Психолого-педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания и развития личности школьников