Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:21, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить психодиагностические методики, направленные на выявление духовно - нравственного развития и воспитания личности школьника и провести исследование.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить сущность понятия психолого – педагогическая диагностика, духовно - нравственного воспитания, духовно - нравственного развития.
- выявить взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом;
- найти исследования направленные на выявления духовно - нравственного развития и воспитания.
- провести исследования.
Введение
Глава I Теоретические основы психолого – педагогического диагностики духовно нравственного воспитания и развития личности школьников.
1.1.Понятие психолого – педагогической диагностики.
1.2.Понятие духовно – нравственного воспитания школьников.
1.3. Понятие духовно – нравственного развития школьников.
1.4. Исследования, направленные на выявление духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.
Глава II. Проблема исследования духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.
2.1. Обзор исследований по проблеме духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.
2.2. Диагностика нравственной самооценки
2.3. Диагностика ценностных ориентаций подростков.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Духовно – нравственное развитие гражданина России происходит в:
- семейной жизни,
- культурно – регионального сообщества,
- культуры своего народа, компонентом
которой является система
- российской гражданской нации,
- мирового сообщества.[16].
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
1.4. Исследования, направленные на выявление духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников
Глава II. Проблема исследования духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.
2.1. Обзор исследований по проблеме духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.
Методика №1: Диагностика
нравственной самооценки
Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны – оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Пример:
1. - 3;
2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
8. Мне приятно делать людям радость
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
в 3 балла – 2 единицы,
в 2 балла – 3 единицы,
в 1 балл – 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2 Диагностика ценностных ориентаций подростков
Для самостоятельного анализа предлагается два списка ценностей: А (первый класс – ценности-цели) и Б (второй класс – ценности-средства), работайте с ними последовательно, не спеша, вдумчиво и внимательно. Оба списка составлены в алфавитном порядке. Постарайтесь присвоить каждой ценности определенный ранговый номер, соответствующий тому значению, которое вы придаете данной ценности в жизни по сравнению другими. В случае необходимости возможны исправления, понятные вам и отражающие ваше мнение.
Сопоставьте результаты ранжирования по обоим спискам, рас смотрите, как соотносятся в вашем представлении ценности-цели и ценности-средства, каковы их сочетание и взаимосвязь. Вы многое сможете узнать о себе, выполнив такую работу, она поможет вам сориентироваться в мире ваших собственных ценностей и решить, что вы можете сделать для своего дальнейшего развития, самосовершенствования и личностного роста. Помните, что ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств. Другими словами, это то, чем человек живет и к чему стремится, это одна из призм, через которую он смотрит на себя и окружающий мир.
Перечень А
Терминальные ценности |
Место в жизни |
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) |
|
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту) |
|
Здоровье (физическое и психическое) |
|
Интересная работа |
|
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) |
|
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
|
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем) |
|
Наличие хороших и верных друзей |
|
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег) |
|
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) |
|
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) |
|
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) |
|
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) |
|
Счастливая семейная жизнь |
|
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
|
Творчество (возможность заниматься творчеством) |
|
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
|
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения) |
Инструментальные ценности |
Место в жизни |
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел) |
|
Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения) |
|
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
|
Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора) |
|
Исполнительность (дисциплинированность) |
|
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) |
|
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
|
Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень) |
|
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) |
|
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) |
|
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
|
Смелость в отстаивании своего мнения |
|
Чуткость (заботливость) |
|
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) |
|
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
|
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
|
Честность (правдивость, искренность) |
|
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
2.2. Диагностика нравственной самооценки
Автор методики Колмогорцева Л. Н
Инструкция: 4 балла – если вы полностью согласны с высказыванием,
3 балла – если, вы больше согласны, чем не согласны
2 балла – если вы немножко согласны
1 балла – если вы совсем не согласны
Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.
Текст вопросов:
Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
Данные, полученные в ходе тестирования подростков, с помощью методики Колмогорцева Л. Н приведены в таблицах. Таблица 2.1 - Результаты (см. Приложение 2). .
Полученные результаты показывают, что в данном классе у 100 % подростков средний уровень нравственной самооценки (95 % : 19 чел. ) и только 7 %
(. 1 чел. 5 = %) нравственная
самооценка находится на
2.3. Диагностика
ценностных ориентаций
Цель исследования – выявить уровень нравственно–эстетического развития подростков.
Экспериментальная работа проводилась на базе средней школы № 14 г. Калуги в 6 «А» классе данной школы.
В процессе исследования уровня развития норм эстетического поведения и состояния межличностного общения между подростками мною использовались две методики – методика изучения ценностных ориентации М. Рокича.
Методика М. Рокича (см. Приложение), основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.
М. Рокич различает два класса ценностей:
1) Терминальные – убеждения
в том, что конечная цель
2) Инструментальные – убеждения
в том, что какой-то образ действий
или свойство личности
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства .
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Перед началом исследования подросткам давалась следующая инструкция.