Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:21, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить психодиагностические методики, направленные на выявление духовно - нравственного развития и воспитания личности школьника и провести исследование.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить сущность понятия психолого – педагогическая диагностика, духовно - нравственного воспитания, духовно - нравственного развития.
- выявить взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом;
- найти исследования направленные на выявления духовно - нравственного развития и воспитания.
- провести исследования.
Введение
Глава I Теоретические основы психолого – педагогического диагностики духовно нравственного воспитания и развития личности школьников.
1.1.Понятие психолого – педагогической диагностики.
1.2.Понятие духовно – нравственного воспитания школьников.
1.3. Понятие духовно – нравственного развития школьников.
1.4. Исследования, направленные на выявление духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.
Глава II. Проблема исследования духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.
2.1. Обзор исследований по проблеме духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.
2.2. Диагностика нравственной самооценки
2.3. Диагностика ценностных ориентаций подростков.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
«Сейчас вам будет предъявлен набор карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.
Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию».
Данные, полученные в ходе тестирования подростков, с помощью методики изучения ценностных ориентации М. Рокича приведены в таблицах. Таблица 1.1 - Результаты исследования ценностных ориентаций подростков с использованием методики М. Рокича (см. Приложение 1). .
Полученные результаты показывают, что в данном классе 93 % подростков ориентируются на инструментальные ценности (100 % : 20 чел. и 18 чел .= 85 %) и только 7 % (100 % : 20 чел. и 2 чел. = 15 %) подростков ориентируются на терминальные ценности.
Результаты, исследования, полученные в классе, отражены на рис. 1.1.
Рис. 1.1 Структура ценностных ориентаций подростков в классе.
Заключение.
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.
Работая над проблемой нравственного воспитания школьников, я изучила психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрела сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики школьного возраста, раскрыла особенности нравственного воспитания в школьном возрасте, изучила методы, формы и приемы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности, произвела анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришла к следующим выводам:
Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Я считаю, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Средний возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление, речь, память, внимание, активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения. Наиболее явные различия школьников связаны с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение школьника в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе.
Средний школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие школьников отличается заметным своеобразием. Важную роль в нравственном развитии школьника играет эмпатия. Работая над проблемами нравственного воспитания нужно учитывать их возрастные и психосоциальные особенности.
Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Я выяснила, что методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.
Результаты экспериментальной работы по изучению и совершенствованию нравственного опыта школьников подтвердили выдвинутую мною гипотезу.
Я пришла к выводу, что успешному формированию нравственных качеств способствуют:
– Личный пример учителя;
– Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;
– Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;
Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание работы.
Завершая мое исследование я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Школьник, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие школьника занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Нравственное воспитание школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Список литературы
1. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т. 2. – М.: Просвещение, 1978.
2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 2000.
3. Педагогика школы/ Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1998;
4. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.
5. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.
6. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М., 1985 г.
7. Рожков М.И. Байбородова Л.В.
8. Педагогика школы/ Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1998;
9. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 2003.
10. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980 г
11. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М.: 1985, т. 2
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004.
13. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV
14. Предложения Совета
Общественной палаты РФ по
вопросам изучения религиозной
культуры в системе
15. Метлик И.В. Изучение религий и воспитание учащихся в современной школе // Педагогика. 2008. № 9.
16. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М. «Просвящение» 2009г.
Приложение 1
Таблица 1.1 Результаты исследования ценностных ориентаций подростков с использованием методики М. Рокича.
Ценности |
Результаты исследования терминальных ценностей подростков среднего школьного возраста | ||||||||||
Номер испытуемого | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
Активная деятельная жизнь |
18 |
18 |
21 |
30 |
21 |
30 |
8 |
11 |
30 |
8 | |
Жизненная мудрость |
20 |
20 |
22 |
32 |
22 |
32 |
7 |
26 |
32 |
7 | |
Здоровье |
21 |
21 |
24 |
34 |
24 |
34 |
1 |
30 |
34 |
1 | |
Интересная работа |
23 |
23 |
23 |
36 |
23 |
36 |
33 |
27 |
36 |
33 | |
Красота природы и искусства |
19 |
19 |
28 |
31 |
28 |
31 |
6 |
31 |
31 |
6 | |
Любовь |
22 |
22 |
29 |
33 |
29 |
33 |
32 |
12 |
33 |
32 | |
Материально-обеспеченная жизнь |
24 |
24 |
32 |
25 |
32 |
25 |
2 |
36 |
25 |
2 | |
Наличие хороших друзей |
28 |
28 |
32 |
26 |
32 |
26 |
3 |
29 |
26 |
3 | |
Общественное признание |
27 |
27 |
26 |
27 |
26 |
27 |
13 |
28 |
27 |
13 | |
Познание |
29 |
29 |
31 |
21 |
31 |
21 |
18 |
32 |
21 |
18 | |
Продуктивная жизнь |
26 |
26 |
27 |
28 |
27 |
28 |
4 |
13 |
28 |
4 | |
Развитие |
30 |
30 |
25 |
22 |
25 |
22 |
5 |
33 |
22 |
5 | |
Развлечение |
31 |
31 |
34 |
24 |
34 |
24 |
11 |
6 |
24 |
11 | |
Свобода |
35 |
35 |
30 |
29 |
30 |
29 |
34 |
25 |
29 |
34 | |
Счастливая семейная жизнь |
32 |
32 |
35 |
23 |
35 |
23 |
10 |
24 |
23 |
10 | |
Счастье других |
33 |
33 |
36 |
19 |
36 |
19 |
12 |
34 |
19 |
12 | |
Творчество |
34 |
34 |
20 |
20 |
20 |
20 |
19 |
35 |
20 |
19 | |
Уверенность в себе |
25 |
25 |
19 |
18 |
19 |
18 |
9 |
23 |
18 |
9 | |
Сумма баллов |
470 |
477 |
495 |
498 |
494 |
498 |
220 |
432 |
494 |
227 | |
Ценности |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
Аккуратность |
2 |
14 |
2 |
4 |
1 |
14 |
9 |
14 |
13 |
20 | |
Воспитанность |
11 |
4 |
7 |
14 |
4 |
4 |
7 |
4 |
15 |
14 | |
Высокие запросы |
10 |
10 |
1 |
10 |
8 |
10 |
1 |
12 |
5 |
21 | |
Жизнерадостность |
12 |
9 |
6 |
8 |
18 |
8 |
33 |
9 |
14 |
24 | |
Исполнительность |
1 |
13 |
33 |
13 |
7 |
13 |
6 |
13 |
4 |
35 | |
Независимость |
6 |
4 |
32 |
12 |
5 |
12 |
32 |
35 |
16 |
22 | |
Непримиримость к недостаткам |
5 |
12 |
3 |
35 |
2 |
35 |
2 |
10 |
3 |
23 | |
Образованность |
17 |
8 |
3 |
2 |
6 |
2 |
3 |
8 |
11 |
15 | |
Ответственность |
13 |
35 |
13 |
8 |
9 |
8 |
9 |
3 |
2 |
16 | |
Рационализм |
15 |
1 |
18 |
3 |
3 |
3 |
18 |
2 |
10 |
25 | |
Самоконтроль |
8 |
2 |
5 |
1 |
10 |
1 |
4 |
11 |
12 |
36 | |
Смелость в отстаивании своего мнения |
14 |
7 |
4 |
7 |
11 |
7 |
5 |
4 |
1 |
17 | |
Твердая воля |
4 |
4 |
11 |
4 |
12 |
4 |
11 |
7 |
6 |
26 | |
Терпимость |
16 |
5 |
34 |
32 |
13 |
32 |
34 |
6 |
5 |
28 | |
Широта взглядов |
3 |
32 |
10 |
5 |
17 |
5 |
10 |
5 |
17 |
27 | |
Честность |
7 |
6 |
12 |
6 |
15 |
6 |
12 |
6 |
9 |
30 | |
Эффективность в делах |
9 |
11 |
19 |
33 |
14 |
33 |
19 |
32 |
7 |
29 | |
Чуткость |
36 |
33 |
9 |
11 |
16 |
11 |
13 |
1 |
2 |
31 | |
Сумма баллов |
216 |
211 |
202 |
219 |
152 |
218 |
206 |
219 |
152 |
419 | |
Ценностные ориентации |
Ин |
Ин |
Ин |
Ин |
Ин |
Ин |
Ин |
Ин |
Ин |
Терм | |
Ценности |
Результаты исследования терминальных ценностей подростков среднего школьного возраста | ||||||||||
Номер испытуемого | |||||||||||
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 | ||
Активная деятельная жизнь |
18 |
21 |
30 |
8 |
20 |
36 |
18 |
21 |
30 |
8 | |
Жизненная мудрость |
20 |
22 |
32 |
7 |
14 |
17 |
20 |
22 |
32 |
7 | |
Здоровье |
21 |
24 |
34 |
1 |
21 |
26 |
21 |
24 |
34 |
1 | |
Интересная работа |
23 |
23 |
36 |
33 |
24 |
18 |
23 |
23 |
36 |
33 | |
Красота природы и искусства |
19 |
28 |
31 |
6 |
35 |
25 |
19 |
28 |
31 |
6 | |
Любовь |
22 |
29 |
33 |
32 |
22 |
19 |
22 |
29 |
33 |
32 | |
Материально-обеспеченная жизнь |
24 |
32 |
25 |
2 |
23 |
24 |
24 |
32 |
25 |
2 | |
Наличие хороших друзей |
28 |
32 |
26 |
3 |
15 |
20 |
28 |
32 |
26 |
3 | |
Общественное признание |
27 |
26 |
27 |
13 |
16 |
30 |
27 |
26 |
27 |
13 | |
Познание |
29 |
31 |
21 |
18 |
25 |
21 |
29 |
31 |
21 |
18 | |
Продуктивная жизнь |
26 |
27 |
28 |
4 |
36 |
22 |
26 |
27 |
28 |
4 | |
Развитие |
30 |
25 |
22 |
5 |
17 |
31 |
30 |
25 |
22 |
5 | |
Развлечение |
31 |
34 |
24 |
11 |
26 |
23 |
31 |
34 |
24 |
11 | |
Свобода |
35 |
30 |
29 |
34 |
28 |
28 |
35 |
30 |
29 |
34 | |
Счастливая семейная жизнь |
32 |
35 |
23 |
10 |
27 |
15 |
32 |
35 |
23 |
10 | |
Счастье других |
33 |
36 |
19 |
12 |
30 |
27 |
33 |
36 |
19 |
12 | |
Творчество |
34 |
20 |
20 |
19 |
29 |
29 |
34 |
20 |
20 |
19 | |
Уверенность в себе |
25 |
19 |
18 |
9 |
31 |
16 |
25 |
19 |
18 |
9 | |
Сумма баллов |
477 |
494 |
494 |
227 |
439 |
427 |
477 |
495 |
498 |
227 | |
Ценности |
Результаты исследования инструментальных ценностей подростков среднего школьного возраста | ||||||||||
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 | ||
Аккуратность |
11 |
1 |
13 |
20 |
8 |
14 |
2 |
14 |
9 |
14 | |
Воспитанность |
2 |
4 |
15 |
14 |
7 |
4 |
7 |
4 |
7 |
4 | |
Высокие запросы |
10 |
8 |
5 |
21 |
1 |
10 |
1 |
10 |
1 |
12 | |
Жизнерадостность |
12 |
18 |
14 |
24 |
33 |
9 |
6 |
8 |
33 |
9 | |
Исполнительность |
1 |
7 |
4 |
35 |
6 |
13 |
33 |
13 |
6 |
13 | |
Независимость |
6 |
5 |
16 |
22 |
32 |
4 |
32 |
12 |
32 |
35 | |
Непримиримость к недостаткам |
5 |
2 |
3 |
23 |
2 |
12 |
3 |
35 |
2 |
10 | |
Образованность |
17 |
6 |
11 |
15 |
3 |
8 |
3 |
2 |
3 |
8 | |
Ответственность |
13 |
9 |
2 |
16 |
13 |
35 |
13 |
8 |
9 |
3 | |
Рационализм |
15 |
3 |
10 |
25 |
18 |
1 |
18 |
3 |
18 |
2 | |
Самоконтроль |
8 |
10 |
12 |
36 |
12 |
2 |
5 |
1 |
4 |
11 | |
Смелость в отстаивании своего мнения |
14 |
11 |
1 |
17 |
5 |
7 |
4 |
7 |
5 |
4 | |
Твердая воля |
4 |
12 |
6 |
26 |
11 |
4 |
11 |
4 |
11 |
7 | |
Терпимость |
16 |
13 |
5 |
28 |
9 |
5 |
34 |
32 |
34 |
6 | |
Широта взглядов |
3 |
17 |
17 |
27 |
10 |
32 |
10 |
5 |
10 |
5 | |
Честность |
7 |
15 |
9 |
30 |
4 |
6 |
12 |
6 |
12 |
6 | |
Эффективность в делах |
9 |
14 |
7 |
29 |
19 |
11 |
19 |
33 |
19 |
32 | |
Чуткость |
36 |
16 |
2 |
31 |
34 |
33 |
9 |
11 |
13 |
1 | |
Сумма баллов |
209 |
152 |
152 |
419 |
201 |
219 |
202 |
219 |
207 |
219 | |
Ценностные ориентации |
Ин |
Ин |
Ин |
Терм |
Ин |
Ин |
Ин |
Ин |
Ин |
Ин |
Приложение 2
Таблица 2.1 Результаты исследования «диагностики нравственной самооценки» с использованием методики Колмогорцева Л. Н
Номер испытуемого |
Результаты исследования | ||||||||||
Номер вопроса |
Сумма ответов | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
29 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
32 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
30 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
31 |
5 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
30 |
6 |
3 |
4 |
2 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
29 |
7 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
4 |
28 |
8 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
2 |
4 |
27 |
9 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
29 |
10 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
4 |
3 |
4 |
32 |
11 |
4 |
4 |
2 |
2 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
33 |
12 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
30 |
13 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
29 |
14 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
2 |
4 |
4 |
3 |
4 |
31 |
15 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
30 |
16 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
4 |
2 |
4 |
30 |
17 |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
30 |
18 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
2 |
4 |
31 |
19 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
4 |
31 |
20 |
3 |
2 |
4 |
4 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
22 |