Психолого-педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания и развития личности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить психодиагностические методики, направленные на выявление духовно - нравственного развития и воспитания личности школьника и провести исследование.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить сущность понятия психолого – педагогическая диагностика, духовно - нравственного воспитания, духовно - нравственного развития.
- выявить взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом;
- найти исследования направленные на выявления духовно - нравственного развития и воспитания.
- провести исследования.

Содержание работы

Введение
Глава I Теоретические основы психолого – педагогического диагностики духовно нравственного воспитания и развития личности школьников.
1.1.Понятие психолого – педагогической диагностики.
1.2.Понятие духовно – нравственного воспитания школьников.
1.3. Понятие духовно – нравственного развития школьников.
1.4. Исследования, направленные на выявление духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.
Глава II. Проблема исследования духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.
2.1. Обзор исследований по проблеме духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников.
2.2. Диагностика нравственной самооценки
2.3. Диагностика ценностных ориентаций подростков.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ 2012 ГОД.docx

— 98.46 Кб (Скачать файл)

«Сейчас вам будет предъявлен набор карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию».

Данные, полученные в ходе тестирования подростков, с помощью методики изучения ценностных ориентации М. Рокича приведены в таблицах. Таблица 1.1 - Результаты исследования ценностных ориентаций подростков с использованием методики М. Рокича (см. Приложение 1). .

Полученные результаты показывают, что в данном классе 93 % подростков ориентируются на инструментальные ценности (100 % : 20 чел. и 18 чел .= 85 %) и только 7 % (100 % : 20 чел. и 2 чел. = 15 %) подростков ориентируются на терминальные ценности.

Результаты, исследования, полученные в классе, отражены на рис. 1.1.

 

Рис. 1.1 Структура ценностных ориентаций подростков в классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.

Работая над проблемой нравственного воспитания школьников, я изучила психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрела сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики школьного возраста, раскрыла особенности нравственного воспитания в школьном возрасте, изучила методы, формы и приемы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности, произвела анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришла к следующим выводам:

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Я считаю, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Средний возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление, речь, память, внимание, активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения. Наиболее явные различия школьников связаны с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение школьника в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе.

Средний школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие школьников отличается заметным своеобразием. Важную роль в нравственном развитии школьника играет эмпатия. Работая над проблемами нравственного воспитания нужно учитывать их возрастные и психосоциальные особенности.

Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Я выяснила, что методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.

Результаты экспериментальной работы по изучению и совершенствованию нравственного опыта школьников подтвердили выдвинутую мною гипотезу.

Я пришла к выводу, что успешному формированию нравственных качеств способствуют:

– Личный пример учителя;

– Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;

– Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;

Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание работы.

Завершая мое исследование я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Школьник, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие школьника занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.  Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т. 2. – М.: Просвещение, 1978.

2.  Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 2000.

3.  Педагогика школы/ Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1998;

4.  Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.

5.  Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.

6.  Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М., 1985 г.

7.  Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

8.  Педагогика школы/ Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1998;

9. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 2003.

10. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980 г

11.  Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М.: 1985, т. 2

12.  Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004.

13.  Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV

14. Предложения Совета  Общественной палаты РФ по  вопросам изучения религиозной  культуры в системе образования  от 29.11.2006 г. // Электронный ресурс: http://www.oprf.ru

15.  Метлик И.В. Изучение религий и воспитание учащихся в современной школе // Педагогика. 2008. № 9.

16. Данилюк А. Я., Кондаков  А. М., Тишков В. А. концепция духовно  – нравственного развития и  воспитания личности гражданина России  - М. «Просвящение» 2009г.

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 1.1 Результаты исследования ценностных ориентаций подростков с использованием методики М. Рокича.

Ценности

Результаты исследования терминальных ценностей подростков среднего школьного возраста

Номер испытуемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Активная деятельная жизнь

18

18

21

30

21

30

8

11

30

8

Жизненная мудрость

20

20

22

32

22

32

7

26

32

7

Здоровье

21

21

24

34

24

34

1

30

34

1

Интересная работа

23

23

23

36

23

36

33

27

36

33

Красота природы и искусства

19

19

28

31

28

31

6

31

31

6

Любовь

22

22

29

33

29

33

32

12

33

32

Материально-обеспеченная жизнь

24

24

32

25

32

25

2

36

25

2

Наличие хороших друзей

28

28

32

26

32

26

3

29

26

3

Общественное признание

27

27

26

27

26

27

13

28

27

13

Познание

29

29

31

21

31

21

18

32

21

18

Продуктивная жизнь

26

26

27

28

27

28

4

13

28

4

Развитие

30

30

25

22

25

22

5

33

22

5

Развлечение

31

31

34

24

34

24

11

6

24

11

Свобода

35

35

30

29

30

29

34

25

29

34

Счастливая семейная жизнь

32

32

35

23

35

23

10

24

23

10

Счастье других

33

33

36

19

36

19

12

34

19

12

Творчество

34

34

20

20

20

20

19

35

20

19

Уверенность в себе

25

25

19

18

19

18

9

23

18

9

Сумма баллов

470

477

495

498

494

498

220

432

494

227

Ценности

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аккуратность

2

14

2

4

1

14

9

14

13

20

Воспитанность

11

4

7

14

4

4

7

4

15

14

Высокие запросы

10

10

1

10

8

10

1

12

5

21

Жизнерадостность

12

9

6

8

18

8

33

9

14

24

Исполнительность

1

13

33

13

7

13

6

13

4

35

Независимость

6

4

32

12

5

12

32

35

16

22

Непримиримость к недостаткам

5

12

3

35

2

35

2

10

3

23

Образованность

17

8

3

2

6

2

3

8

11

15

Ответственность

13

35

13

8

9

8

9

3

2

16

Рационализм

15

1

18

3

3

3

18

2

10

25

Самоконтроль

8

2

5

1

10

1

4

11

12

36

Смелость в отстаивании своего мнения

14

7

4

7

11

7

5

4

1

17

Твердая воля

4

4

11

4

12

4

11

7

6

26

Терпимость

16

5

34

32

13

32

34

6

5

28

Широта взглядов

3

32

10

5

17

5

10

5

17

27

Честность

7

6

12

6

15

6

12

6

9

30

Эффективность в делах

9

11

19

33

14

33

19

32

7

29

Чуткость

36

33

9

11

16

11

13

1

2

31

Сумма баллов

216

211

202

219

152

218

206

219

152

419

Ценностные

ориентации

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Терм

Ценности

Результаты исследования терминальных ценностей подростков среднего школьного возраста

Номер испытуемого

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Активная деятельная жизнь

18

21

30

8

20

36

18

21

30

8

Жизненная мудрость

20

22

32

7

14

17

20

22

32

7

Здоровье

21

24

34

1

21

26

21

24

34

1

Интересная работа

23

23

36

33

24

18

23

23

36

33

Красота природы и искусства

19

28

31

6

35

25

19

28

31

6

Любовь

22

29

33

32

22

19

22

29

33

32

Материально-обеспеченная жизнь

24

32

25

2

23

24

24

32

25

2

Наличие хороших друзей

28

32

26

3

15

20

28

32

26

3

Общественное признание

27

26

27

13

16

30

27

26

27

13

Познание

29

31

21

18

25

21

29

31

21

18

Продуктивная жизнь

26

27

28

4

36

22

26

27

28

4

Развитие

30

25

22

5

17

31

30

25

22

5

Развлечение

31

34

24

11

26

23

31

34

24

11

Свобода

35

30

29

34

28

28

35

30

29

34

Счастливая семейная жизнь

32

35

23

10

27

15

32

35

23

10

Счастье других

33

36

19

12

30

27

33

36

19

12

Творчество

34

20

20

19

29

29

34

20

20

19

Уверенность в себе

25

19

18

9

31

16

25

19

18

9

Сумма баллов

477

494

494

227

439

427

477

495

498

227

Ценности

Результаты исследования инструментальных ценностей подростков среднего школьного возраста

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Аккуратность

11

1

13

20

8

14

2

14

9

14

Воспитанность

2

4

15

14

7

4

7

4

7

4

Высокие запросы

10

8

5

21

1

10

1

10

1

12

Жизнерадостность

12

18

14

24

33

9

6

8

33

9

Исполнительность

1

7

4

35

6

13

33

13

6

13

Независимость

6

5

16

22

32

4

32

12

32

35

Непримиримость к недостаткам

5

2

3

23

2

12

3

35

2

10

Образованность

17

6

11

15

3

8

3

2

3

8

Ответственность

13

9

2

16

13

35

13

8

9

3

Рационализм

15

3

10

25

18

1

18

3

18

2

Самоконтроль

8

10

12

36

12

2

5

1

4

11

Смелость в отстаивании своего мнения

14

11

1

17

5

7

4

7

5

4

Твердая воля

4

12

6

26

11

4

11

4

11

7

Терпимость

16

13

5

28

9

5

34

32

34

6

Широта взглядов

3

17

17

27

10

32

10

5

10

5

Честность

7

15

9

30

4

6

12

6

12

6

Эффективность в делах

9

14

7

29

19

11

19

33

19

32

Чуткость

36

16

2

31

34

33

9

11

13

1

Сумма баллов

209

152

152

419

201

219

202

219

207

219

Ценностные

ориентации

Ин

Ин

Ин

Терм

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин


 

 

 

 

Приложение 2

Таблица 2.1  Результаты исследования «диагностики нравственной самооценки» с использованием методики Колмогорцева Л. Н

 

Номер испытуемого

Результаты исследования

Номер вопроса

Сумма ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

1

4

3

2

3

4

3

4

4

3

3

29

2

3

4

3

3

4

2

3

3

4

4

32

3

4

3

2

3

4

3

4

4

3

4

30

4

4

4

4

3

4

2

3

4

4

3

31

5

3

4

3

3

4

3

3

4

3

4

30

6

3

4

2

4

4

3

3

4

3

3

29

7

4

3

4

2

3

3

3

4

2

4

28

8

3

3

3

4

4

3

3

4

2

4

27

9

3

3

3

3

3

2

2

3

3

4

29

10

3

4

3

3

3

1

2

4

3

4

32

11

4

4

2

2

4

2

3

3

3

4

33

12

4

3

2

4

4

3

2

3

4

3

30

13

4

4

3

3

4

2

4

3

3

3

29

14

3

3

2

2

4

2

4

4

3

4

31

15

4

4

3

4

4

2

3

4

3

3

30

16

3

3

2

3

3

1

3

4

2

4

30

17

4

2

3

3

4

3

3

4

4

4

30

18

4

4

2

3

3

2

3

4

2

4

31

19

3

3

3

3

4

3

2

4

4

4

31

20

3

2

4

4

2

2

4

3

3

3

22

Информация о работе Психолого-педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания и развития личности школьников