Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Анализ литературы по данной проблеме показал, что в большинстве исследований наблюдения велись за детьми школьного возраста, т.е. в период, когда признаки проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в раннем и дошкольном возрасте остаются, в основном, находятся вне поля зрения психолого-педагогической службы. Именно сейчас большую значимость приобретает проблема раннего выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, профилактика факторов риска, его медико-психолого-педагогическая коррекция, охватывающая широкий спектр проявления проблем у детей, что позволяет составить благоприятное коррекционное воздействие.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ… 5

Взгляды и теории синдрома дефицита внимания с
гиперактивностью…………………………………………………………. 5
Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания………….. 8

ГЛАВА 2 КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………….. 12

2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом
дефицита внимания с гиперактивностью………………………………… 12
2.2. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с гиперактивностью…………………………………………………………. 18
2.3. Рекомендации по коррекционной работе с гиперактивными детьми….. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………………… 24

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозговых структур, и неумение создать ему соответствующий  режим обучения и жизни в целом  в дошкольном возрасте порождают множество проблем в начальной школе.

 

2.2. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с гиперактивностью

 

Среди психолого-педагогических методов коррекции синдрома дефицита внимания главная роль отводится поведенческой психотерапии. За рубежом существуют центры психологической помощи, в которых проводится специальное обучение родителей, учителей и детских врачей этим методикам [34].

Ключевым моментом поведенческой программы коррекции  служит изменение окружения ребёнка в дошкольном учреждении и дома с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций [34].

Домашняя программа  коррекции включает:

• изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании);

• изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй);

• организацию режима дня и места для занятий;

•специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание методов поддержки и вознаграждения [21].

В домашней программе  преобладает поведенческий аспект, в дошкольном и школьном учреждениях же основной упор делается на когнитивную терапию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в учёбе [21].

Данная программа коррекции включает:

• изменение окружения (место ребёнка в группе, классе – рядом с учителем, изменение режима занятия с включением минуток активного отдыха, регулирование взаимоотношений со сверстниками);

• создание положительной мотивации, ситуаций успеха;

• коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии;

• регулирование ожиданий (касается и родителей), так как положительные изменения в поведении ребёнка проявляются не так быстро, как бы хотелось окружающим [21].

Поведенческие программы требуют значительного  умения, взрослым приходится прилагать  всю свою фантазию и опыт общения  с детьми, чтобы во время занятий  поддерживать мотивацию постоянно отвлекающегося ребёнка [26].

Коррекционные методики будут эффективны лишь при  условии тесного сотрудничества семьи и образовательного учреждения, которое обязательно должно включать обмен информацией между родителями и учителями посредством совместных семинаров, курсов-тренингов и т.д. Успех в лечении будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребёнку: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. Непрерывность лечебной терапии в детском саду, школе и дома – главный залог успеха [26].

Кроме родителей  и учителей большую помощь в организации  программы коррекции должны оказывать  врачи, психологи, социальные педагоги – те, кто может оказать профессиональную помощь в индивидуальной работе с таким ребёнком[37].

Коррекционные программы должны быть ориентированы  на возраст 5–8 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики и ещё  не успел сформироваться патологический стереотип [35].

Необходимо  помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности их нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, нелегко отвечают на малейшую похвалу. Хотя способы вознаграждения и поощрения ребёнка надо постоянно менять [21].

Домашняя программа  вознаграждения и поощрения включает следующие моменты:

1. Каждый день  перед ребёнком ставится определённая  цель, которую он должен достичь.

2. Усилия ребёнка  при достижении этой цели всячески поощряются.

3. В конце  дня поведение ребёнка оценивается  в соответствии с достигнутыми  результатами.

4. Родители периодически  сообщают лечащему врачу, учителям об изменениях в поведении ребёнка.

5. При достижении  значительного улучшения в поведении ребёнок получает давно обещанное вознаграждение.

В разговоре  с ребёнком и особенно, когда вы даёте ему задания, избегайте  директивных указаний, поверните  ситуацию таким образом, чтобы ребёнок  почувствовал: он сделает полезное дело для, ему всецело доверяют, на него надеются [14].

Приведённый вариант  поведенческого тренинга является идеальным  и не всегда его использование  возможно у нас в настоящее  время. Но родители и учителя могут  использовать отдельные элементы этой программы, взяв её основную идею: поощрение ребёнка за выполнение поставленных целей. Причём не имеет значения, в каком виде это будет представлено: материальное вознаграждение или просто ободряющая улыбка, ласковое слово, повышенное внимание к ребёнку, физический контакт (поглаживание).

При неудовлетворительном поведении рекомендуется лёгкое наказание, которое должно быть немедленным  и неизбежным. Это может быть просто словесное неодобрение, временная  изоляция от других детей, лишение «привилегий» [14].

Если ребёнку трудно учиться  в обычном классе, то по решению медико-психолого-педагогической комиссии его переводят в специализированный класс [39].

Ребёнку с СДВГ может помочь обучение в особых условиях, соответствующих его способностям. Основные причины плохой успеваемости при данной патологии – невнимательность и отсутствие должной мотивации и целеустремлённости, иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков. В отличие от обычной «задержки психического развития» они являются временным явлением и при интенсивных занятиях могут успешно нивелироваться. При наличии парциальных задержек рекомендуется класс коррекции, а при нормальном интеллекте – класс для догоняющих [39].

Обязательным  условием обучения детей с СДВГ в  коррекционных классах является создание благоприятных условий для развития: наполняемость не более 10 человек в классе, обучение по специальным программам, наличие соответствующих учебников и развивающих материалов, индивидуальные занятия с психологом, логопедом и другими специалистами. Класс желательно изолировать от внешних звуковых раздражителей, в нём должно быть минимальное количество отвлекающих и стимулирующих предметов (картин, зеркал и т.д.); ученики должны сидеть отдельно друг от друга, учащихся с более выраженной двигательной активностью следует усаживать за предметные столы ближе к учителю, чтобы исключить их влияние на других детей. Продолжительность занятий сокращается. В течение дня обязательно проводятся занятия по аутогенной тренировке [21].

В то же время, как  показывает опыт, организовывать класс исключительно для детей с СДВГ нецелесообразно, так как в своём развитии они должны опираться на успевающих учеников. Особенно это касается первоклассников, которые развиваются главным образом путём подражания и следования авторитетам [21].

Двигательная активность

Работа с детьми с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры [27].

Эти данные позволяют  выработать рекомендации для занятий  физической культурой детям с  синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

• Двигательная активность в таком же объёме, что и здоровым детям.

• Необходимо иметь  в виду, что не все виды физической активности могут быть полезны для гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: длительные прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и другие [7].

Гиперактивные дети часто бывают напряжены, внутренне  замкнуты, поэтому в программу  коррекции обязательно включаются релаксационные упражнения. Это помогает им расслабиться, снижает психологический дискомфорт в незнакомых ситуациях, помогает успешнее справляться с различными заданиями [8].

Опыт показал, что использование аутогенной тренировки при СДВГ способствует снижению двигательной расторможенности, эмоциональной возбудимости, улучшает координацию в пространстве, двигательный контроль, усиливает концентрацию внимания [8].

В настоящее  время существует ряд модификаций  аутогенной тренировки по Шульце. В качестве примера приведём две методики – модель релаксационного тренинга для детей 4–9 лет и психомышечную тренировку для детей 8–12 лет, предложенную врачом-психотерапевтом А.В. Алексеевым [37].

Модель релаксационного  тренинга – переработанная специально для детей модель АТ, используемая для взрослых. Её можно применять как в дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях, так и дома [7].

Если научить  детей расслаблять мышцы, это  поможет им снять общее напряжение.

Релаксационный тренинг можно проводить во время индивидуальной и групповой коррекционной работы, в спортзалах или в обычной группе. Как только дети научатся расслабляться, они смогут это делать и самостоятельно (без учителя), что повысит в целом их самоконтроль. Успешное овладение техниками релаксации (как и любой успех) может повысить и их самооценку [8].

Для обучения детей  расслаблению различных групп мышц не обязательно, чтобы они знали, где и как расположены эти  мышцы. Необходимо использовать детскую  фантазию: включать в инструкции определённые образы так, чтобы, воспроизводя их, дети автоматически включали в работу определённые мышцы. Использование фантазийных образов помогает также привлечь и удержать интерес детей [8].

Мы описали лишь некоторые методики, которые могут использоваться при коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Как правило, у этих детей встречаются разнообразные нарушения, поэтому в каждом случае необходимо использовать целый комплекс психотерапевтических и педагогических приёмов.

Необходимо  подчеркнуть, что улучшение в поведении ребёнка проявится далеко не сразу, однако при постоянных занятиях и соблюдении рекомендаций усилия родителей, учителей будут вознаграждены.

 

2.3. Рекомендации по коррекционной работе с гиперактивными детьми

 

Программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:

1. Изменение окружения:

– изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом  дефицита внимания и гиперактивности;

– работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя;

– измените режим занятия с включением физкультминуток;

– разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 15 - 20 минут вставать и ходить в конце группы;

– предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;

– направляйте  энергию гиперактивных детей  в полезное русло.

2. Создание положительной мотивации  на успех:

– введите знаковую систему оценивания;

– чаще хвалите ребенка;

– расписание занятий должно быть постоянным;

– избегайте  завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

– вводите проблемное обучение;

– используйте на занятиях элементы игры и соревнования;

– давайте задания  в соответствии со способностями ребенка;

– большие задания  разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;

– создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок  может показать свои сильные стороны  и стать экспертом в группе по некоторым областям знаний;

– научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;

– игнорируйте  негативные поступки и поощряйте  позитивные;

– стройте процесс  обучения на положительных эмоциях;

– помните, что  с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

– способствуйте  элиминации агрессии;

– обучайте необходимым  социальным нормам и навыкам общения;

– регулируйте  его взаимоотношения с одноклассниками.

4. Регулирование ожиданий:

– объясняйте родителям  и окружающим, что положительные  изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

– объясняйте родителям  и окружающим, что улучшение состояния  ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

Помните, что  прикосновение является сильным  стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе проведенного нами теоретического исследования научной  и методической литературы по вопросу: коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с гиперактивностью, мы пришли к следующим выводам:

  1. Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психолого-педагогическая проблема цивилизованного мира, доказательством чему является то, что: дети с синдромом плохо усваивают школьную программу; не подчиняются общепринятым правилам поведения; с ними в 3 раза чаше происходят различные несчастные случаи; вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5–6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом; нарушениями внимания страдают от 5% до 30% всех детей дошкольного возраста
  2. Установили, что гиперактивность - комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля. Гиперактивным детям часто ставят диагноз – минимальная мозговая дисфункция. Это остаточные явления органического поражения головного мозга;
  3. Ознакомились с психолого-педагогической характеристикой данной категории детей: характерной особенностью мыслительной деятельности гиперактивных детей, является цикличность (дети могут продуктивно работать 10-15 минут, а потом 3-7 мин. мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла). В такие моменты ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Потом мыслительная деятельность возобновляется и ребенок снова готов к работе 5-15 минут; у гиперактивных детей внимание не сосредоточено, они могут «впадать» и «выпадать из состояния сосредоточенности, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, чтобы оставаться активными. Гиперактивный ребенок долго не может приступить к выполнению заданий, а когда наконец-то садится, через две минуты его что-либо отвлекает. Часто ребенок заинтересован, но непоследователен в своей заинтересованности. Он на все смотрит, все слушает, все трогает, но эти действия не формируются в опыт. Его знания, мысли, выводы носят поверхностный характер, поскольку его удовлетворяет любой ответ, полученный на вопрос и он не делает попыток понять значение описанного явления. Ребенок часто не задумывается о последствиях. Не редко проявляет агрессивность, и даже жестокость в отношении того, кто мешает ему получить желаемое;
  4. Выделили основные направления в коррекционной работе: поведенческая психотерапия, двигательная активность, релаксационные тренинги;
  5. На основе литературных данных нами были разработаны конкретные рекомендации для педагогов по работе с гиперактивными детьми, которые состоят из компонентов: изменение окружения, создание положительной мотивации на успех, коррекция негативных форм поведения и регулирование ожиданий.

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью