Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 09:27, курсовая работа
Анализ литературы по данной проблеме показал, что в большинстве исследований наблюдения велись за детьми школьного возраста, т.е. в период, когда признаки проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в раннем и дошкольном возрасте остаются, в основном, находятся вне поля зрения психолого-педагогической службы. Именно сейчас большую значимость приобретает проблема раннего выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, профилактика факторов риска, его медико-психолого-педагогическая коррекция, охватывающая широкий спектр проявления проблем у детей, что позволяет составить благоприятное коррекционное воздействие.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ… 5
Взгляды и теории синдрома дефицита внимания с
гиперактивностью…………………………………………………………. 5
Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания………….. 8
ГЛАВА 2 КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………….. 12
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом
дефицита внимания с гиперактивностью………………………………… 12
2.2. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с гиперактивностью…………………………………………………………. 18
2.3. Рекомендации по коррекционной работе с гиперактивными детьми….. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………………… 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………
Гиперактивное расстройство и дефицит внимания - это психическое заболевание, которое часто случается в детском возрасте. Ребенок не выглядит больным в традиционном понимании этого состояния, но оставление гиперактивного расстройства без внимания, в будущем может создать для ребенка значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и эмоциональном развитии, что в свою очередь может привести к возникновению асоциального поведения. Поэтому необходимо раннее выявление гиперактивного расстройства с дефицитом внимания и организации плана помощи таким детям с привлечением педиатров, невропатологов, психологов, психиатров, педагогов и родителей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие / Г.С. Абрамова. - М. - Издательский центр «Академия», – 1999. – 206 с.
2. Акундинова, И.Е. О развитии самосознания у детей // Психология дошкольника. Хрестоматия / И.Е. Акундинова. М.: Издательский центр «Академия», – 1997. -103 с.
3. Бадалян, Л.О. Невропатология / Л.О Бадалян. - М.: Просвещение, – 2000. – 378 с.
4. Бадалян, Л.О. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева / Л.О. Бадалян. - СПб.: 1993. – №3. – 95 с.
5. Бардиер, Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиев. - СПб.: Стройлеспечать, – 1996. – 91 с.
6. Брязгунов, И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, – 2001. – 96 с.
8. Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза) / И.П. Брязгунов. – М. – 1994. – 49 с.
9. Брязгунов, И.П. Современные представления о легкой дисфункции мозга у детей (вопросы клиники, этиологии, патогенеза и лечения) // Медицинский реферативный журнал / И.П. Брязгунов. – №4. – 1980. – 87 с.
11. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – М.: «Просвещение», 1967. – 122 с.
12. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М., 1982. – 101 с.
13. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М.: АПН РСФСР, – 1960. – 500 с.
14. Григоренко, Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология / Е.Л. Григоренко. 1996. №3. – 96 с.
15. Добсон, Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей / Дж. Добсон. – М.: Пенаты, – 1992. – 52 с.
16. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев. – М.: Тривола, – 1995. – 352 с.
17. Дробинская, А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология / А.О. Дробинская. – №1. – 1999. – 86 с.
18. Ефименко, О.В. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста в домах ребёнка. Автореф. дисс. канд. мед. Наук / О.В. Ефименко. М.: 1991. – 28 с.
19. Журба, Л.Т. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор / Л.Т. Журба. - М.: ВНИНМИ, – 1980. – 50 с.
20. Заваденко, Н.Н.
21. Заваденко, Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Выпуск 5 / Н.Н. Заваденко. - М.: Школа-Пресс, – 2000. – 112 с.
22. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. М., 1985. – 32 с.
23. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. - М.: МГУ, – 1969. – 504 с.
24. Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова. - М.: Генезис, – 2002. – 192 с.
25. Мастюкова, Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М.: 1992. – 94 с.
26. Монина, Г.Н. Работа с детьми, имеющими СГДВ / Г.Н. Монина. М.:1987. – 98 с.
27. Никанорова, М.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Российский вестник перинатологии и педиатрии / М.Ю. Никонорова. - 2000. №3. – 48 с.
28. Политика, О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / О.И. Политика. - СПб.: Речь, – 2005. – 208 с.
29. Савельева, Г.М. Гипоксические перинатальные повреждения ЦНС и пути их снижения // Российский вестник перинатологии и педиатрии / Г.М. Савельева. – 1995. №3. – 58 с.
30. Самсыгина, Г.А. Гипоксическое поражение ЦНС у новорождённых детей: клиника, диагностика, лечение // Педиатрия / Г.А. Самсыгина. – 1996. №5. – 90 с.
31. Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2000. – 208 с.
32. Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью / А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2003. –125 с.
33. Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2003 –125 с.
34. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте / З. Тржесоглава. – М.: Медицина, 1986. – 159 с.
35. Халецкая, О.В. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте / О.В. Холецкая. – Нижний Новгород. – 1995. – 129 с.
36. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом / Ю.С. Шевченко. – С., 1997. – 58 с.
37. Шевченко, Ю.С. Онтогенетически – ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС): Практ. Пособ. / Ю.С. Шевченко. – М.: Российское психологическое общество, – 1998. – 157 с.
38. Яременко, Б.Р. Дисфункции головного мозга у детей / Б.Р. Яременко. – СПб.: Салит – Медкнига, 2002. – 128 с.
39. Ясюкова, Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями / Л.А. Ясюкова. – СПб. – 1997. – 78 с.