Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 20:47, курсовая работа
Цель -- разработать методику психолого-педагогической коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме формирования коммуникативных способностей личности
2. Определить трудности в общении детей дошкольного возраста
3. Изучить причины трудностей в общении старших дошкольников.
4. Разработать программу психолого-педагогической коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников
Каждый участник такого эмоционально-практического общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Другой ребенок является для них как бы зеркалом, в котором они видят только себя.
Эмоционально-практическое
общение крайне ситуативно как по
своему содержанию, так и по средствам.
Оно целиком зависит от конкретной
обстановки, в которой происходит
взаимодействие, и от практических
действий партнера. Характерно, что
введение в ситуацию привлекательного
предмета может разрушить взаимодействие
детей; они переключают внимание
со сверстника на предмет или же
дерутся из-за него. На данном этапе
общение детей еще не связано
с их предметными действиями и
отделено от них. Основные средства общения
- локомоции или экспрессивно-
Следующая форма общения сверстников - ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. Напомним, что этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.
Общение в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей - врач-больной, продавец-покупатель, мама-дочка) и на уровне реальных отношений, т.е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других). В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой - переходя на уровень ролевых отношений, дети подчеркнуто меняют манеры, голос, интонации. Это может свидетельствовать о том, что дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело - игру. Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.
Сотрудничество
следует отличать от соучастия. При
эмоционально-практическом общении
дети действовали рядом, одинаково,
но не вместе, им важно было внимание
и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом
общении дети заняты общим делом,
они должны согласовывать свои действия
и учитывать активность партнера
для достижения общего результата.
Такого рода взаимодействие и было
названо сотрудничеством. Потребность
в сотрудничестве становится главной
для общения детей этого
Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. Дети внимательно и ревниво наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивают и часто критикуют партнеров, остро реагируют на оценку взрослого, данную другому ребенку. В четырех-пятилетнем возрасте они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. В этот период некоторые дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах.
Все это позволяет
говорить о качественной перестройке
отношения к сверстнику в середине
дошкольного возраста. Суть этой перестройки
заключается в том, что дошкольник
начинает относиться к себе через
другого ребенка. Сверстник становится
предметом постоянного
Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые. Дети много разговаривают друг с другом (примерно в полтора раза больше, чем со взрослыми), но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в обще нии со взрослым в этот период уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остается преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.
В конце дошкольного
возраста у многих (но не у всех) детей
складывается новая форма общения,
которая была названа внеситуативно-деловой.
Однако, несмотря
на эту возрастающую тенденцию к
внеситуативности, общение в этом
возрасте происходит, как и в предыдущем,
на фоне совместного дела, т.е. общей
игры или продуктивной деятельности
(поэтому данная форма общения
и сохранила название деловой). Но
сама игра к концу дошкольного
возраста меняется. На первый план выступают
правила поведения игровых
Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако наряду с этим между старшими дошкольниками появляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования - его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с личностными вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел.
Таким образом, развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число внеситуативных, речевых контактов, а с другой - сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях, но становится все более значимой для ребенка.
К шести годам значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним. Характерно, что все эти действия, направленные на поддержку сверстников, как правило, сопровождаются положительными эмоциями - улыбкой, взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость. Часто вопреки правилам игры дети пытаются помочь своим партнерам, оправдать их действия перед взрослыми, защитить их от наказания. Все это может свидетельствовать о том, что поведение, направленное на сверстника, побуждается не только стремлением соблюсти моральную норму, но прежде всего непосредственным отношением к другому.
Бескорыстное желание помочь сверстнику, что-то подарить или уступить ему, безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия могут свидетельствовать о том, что к старшему дошкольному возрасту формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Суть этого отношения заключается в том, что сверстник становится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, не только предметом сравнения с собой и средством. самоутверждения, но и самоценной целостной личностью. Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращаются во внутреннюю общность, которая делает возможными более глубокие межличностные отношения.
Однако такое
личностное отношение складывается
далеко не у всех детей. У многих
старших дошкольников эгоистическое,
конкурентное отношение к сверстникам
остается преобладающим. Такие дети
нуждаются в специальной
Для полноценного
общения детей, для становления
гуманных отношений между ними недостаточно
простого наличия других детей и
игрушек. Сам по себе опыт посещения
детского сада или яслей не дает
существенной прибавки к социальному
развитию ребенка. Так, было обнаружено,
что у детей из детского дома,
имеющих неограниченные возможности
общения друг с другом, но воспитывающихся
в условиях дефицита общения со взрослыми,
контакты со сверстниками бедны, примитивны
и однообразны. Эти дети не способны
к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной
организации содержательного
Однако какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно? Здесь возможны два пути: во-первых, организация совместной предметной деятельности детей; во-вторых, формирование их субъектного взаимодействия. Психологические исследования показывают, что для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным. Дети сосредоточиваются на своих игрушках и занимаются в основном индивидуальной игрой. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у другого. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают отказом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку увидеть сверстника. Игрушка как 6ы закрывает человеческие качества другого ребенка.
Значительно
более эффективным является второй
путь, при котором взрослый налаживает
отношения между детьми, привлекает
их внимание к субъектным качествам
друг друга: демонстрирует достоинства
сверстника, ласково называет его
по имени, хвалит партнера по игре, предлагает
повторить его действия. При таком
поведении взрослого возрастает
интерес детей друг к другу, появляются
эмоционально окрашенные действия, адресованные
сверстнику, возникает эмоционально-
Таким образом, переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребенку открыть сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.
Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.
Организованная
совместная игра детей может способствовать
не только развитию их содержательного
общения, но и адаптации дошкольников
к детскому саду. Принято считать,
что для успешного, привыкания ребенка
к ежедневному посещению
Однако очень часто вместо радости игрушки приносят малышам большие огорчения и даже слезы. Дети отбирают их друг у друга, дерутся из-за привлекательной куклы или машинки. Здесь мало помогают уговоры и объяснения того, что игрушки общие, что ими надо пользоваться сообща или по очереди, уступая друг другу. Слабая эффективность таких советов объясняется тем, что они вступают в явное противоречие с привычным для детей опытом игры дома, где они являются полновластными обладателями игрушек и могут играть с ними сколько и как пожелают. Отсутствие опыта игрового общения и совместной игры со сверстниками приводит к тому, что в другом ребенке малыш видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не доброго и желательного партнера.
Вот почему с первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры
1.2 Виды трудностей в общении дошкольников. Причины
При всем многообразии
проблем, с которыми сталкиваются воспитатели,
можно выделить две группы трудностей
в общении со взрослым, которые
наиболее типичны для дошкольников.
Это импульсивность (
Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников