Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Цель -- разработать методику психолого-педагогической коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме формирования коммуникативных способностей личности

2. Определить трудности в общении детей дошкольного возраста

3. Изучить причины трудностей в общении старших дошкольников.

4. Разработать программу психолого-педагогической коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 42.95 Кб (Скачать файл)

Осознанность  собственных действий и действий партнера оценивается по трехбалльной шкале. Если ответ ребенка адекватно  отражает его собственные действия (или действия партнера), он получает три балла. Если он дает не совсем правильную оценку (например, называет далеко не все  свои нарушения), его ответ оценивается  двумя баллами. Если его ответ  правильно отражает какое-либо одно его действие, начисляется один балл. Если же ответ совершенно не соответствует  реальному поведению ребенка (например, сделав множество нарушений, он утверждает, что все сделал правильно) или  же испытуемый совсем ничего не может сказать о своих действиях (молчит или отвечает «не знаю»), он не получает ни одного балла.

Суммарный показатель осознанности, для каждого ребенка  подсчитывается путем сложения показателей  по всем методикам. Максимальный суммарный  показатель осознанности может быть равен 46 баллам.

Данные методики позволяют оценить и уровень творческой активности и самостоятельности ребенка, который выявляется через выполнение творческой, ненормированной части заданий. Это сочинение сказки или рассказ о себе (методика «Сон»), характер постройки (методика «Конструктор»), оригинальность рисунка (методика «Рисунок»), изобретательность показанных действий с игрушкой (методика «Игрушка»).

Степень творческой самостоятельности ребенка также  можно оценить количественно  с помощью следующей условной шкалы:

0 баллов - полное  отсутствие самостоятельных творческих  проявлений: ребенок не знает,  что рассказывать, строить или  рисовать, смотрит на взрослого,  ждет его указаний;

1 балл - воспроизведение  действий сверстников: ребенок  подражает другим детям, заимствует  сюжеты и характер их рассказов,  рисунков, построек и действий  с куклами;

2 балла - низкий уровень творческой самостоятельности:  ребенок сочиняет примитивный  рассказ (из одного предложения), строит шаблонную постройку, рисует  стандартный рисунок (домик или  цветочек), показывает свое, но примитивное  действие с куклой;

3балла - средний  уровень: ребенок составляет рассказ  о себе или сочиняет свою  сказку (из 2-3 предложений) строит  свою более или менее оригинальную  постройку и может ее назвать,  придумывает свой сюжет рисунка  (из 2-3 деталей) и может рассказать, что нарисовал, показывает простое,  но оригинальное действие с  куклой;

4балла - высокий  уровень: ребенок составляет свой  развернутый рассказ или сказку, которые содержат более трех  предложений, строит оригинальную  постройку из конструктора, комментируя  свои действия, создает оригинальный  сюжетный рисунок или придумывает  достаточно сложное действие  с игрушкой.

Пользуясь данной шкалой, можно оценить уровень  творческой активности и самостоятельности  ребенка в каждой из предложенных методик, а также получить суммарный  показатель, который будет равен  сумме баллов, полученных по всем методикам. Если вы использовали все четыре ситуации, максимальный показатель творческой активности будет равен 16 баллам.

На основе полученных количественных показателей  можно разделить всех детей на группы с различным уровнем развития произвольности, осознанности и творческой самостоятельности. Если полученный суммарный  балл составляет менее 25% от максимально  возможного, такого ребенка можно  отнести к группе с низким уровнем  развития данного качества. Если суммарный  показатель колеблется от 25 до 50% от максимального, можно констатировать средний уровень  развития. В тех случаях, когда  показатель превышает 50% от возможного, можно говорить о высоком уровне развития данного качества.

Так, к группе с высоким показателем произвольности можно отнести детей, у которых  суммарный показатель произвольности окажется не менее 15 баллов (т.е. 50% от максимума). Если соответствующий показатель оказался менее 8 баллов, то ребенок попадает в группу с низкой произвольностью. Группу со средним уровнем развития произвольности составят дети, у которых показатель колеблется от 8 до 15 баллов.

Аналогичная классификация может быть проведена  по показателю осознанности. Дети с  показателем более 23 баллов составляют группу с высокой осознанностью, а с показателем менее 12 баллов - с низкой.

Высокую творческую активность можно констатировать в  тех случаях, когда соответствующий  суммарный показатель превышает 8 баллов, а низкую - если он меньше 4. Детей  с суммарным показателем творческой самостоятельности от 4 до 8 баллов можно  отнести к группе со средним уровнем  творческого развития.

Такая условная классификация позволяет выделить несколько групп детей с разным соотношением произвольности, осознанности и творческой самостоятельности. Среди  этих групп наибольшее внимание воспитателя  должны привлекать дети с низким уровнем  развития произвольности или творческой активности.

В первую группу входят дети с низким показателем произвольности, но с достаточно высокими или средними показателями осознанности и творческой активности. Для этих детей характерна сильная эмоциональная включенность в ситуацию. Они постоянно выражают нетерпение и заинтересованность в самой игре: включаются в нее, недослушав объяснение, живо наблюдают за действиями партнеров и бурно реагируют на их ошибки. Они часто нарушают .................


Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников