Психолого-педагогические особенности формирования любительского театрального коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследовать процесс формирования социально – психологического климата как творческой атмосферы в театральном коллективе. Задачи.
1. Выявить специфику функций и задач театрального режиссёра.
2. Раскрыть соотношение социально психологического климата как творческой атмосферы (творческой атмосферы).
3. Рассмотреть особенности методов и приёмов воспитательного воздействия как средство формирования социально психологического климата (творческой атмосферы).

Содержание работы

Введение
…………………………………………………………………………….3

1) Специфика режиссерского искусства………………………………………………………………………………4

1.1. Творческий ансамбль, как творец театрального искусства ………………………………………………………………………4
1.2. Функции и задачи театрального режиссера
………………………………………………………………………..7

2) Социально – психологический климат, как творческая атмосфера в театральном коллективе ……………………………………………………………………………… 10

2.1. Функции театральной атмосферы……………………………………….. 10

2.2. Управление социально – психологическим климатом в театральном коллективе ………………………………………………………………………12

2.3. Методы и приемы воспитательного воздействия, как средство
формирования социально-психологического климата (творческой атмосферы)
…………………………………………………………………….17

Заключение
……………………………………………………………………………… 24

Список литературы
……………………………………………………………………………… 25

Файлы: 1 файл

Формирование социального.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И  ИСКУССТВ

 

Факультет: театрально-режиссерский

Специальность:   актерское искусство                                                                                    

          

 

                        

 

 

 КУРСОВАЯ  РАБОТА  ПО ПЕДАГОГИКЕ

 на тему: «Психолого-педагогические  особенности формирования любительского театрального  коллектива» 

                                                                     

                                                           

 

 

                                                           ВЫПОЛНИЛА  СТУДЕНТКА  3 курса о/о

                                                                        Дейкунова В.В

                                                            Научный руководитель работы к.п.н.,

                                                          профессор Флоря В.И.

 

 

 

                                      

 

 

 

 

                                                   ХИМКИ 2013

Оглавление

 

Введение

…………………………………………………………………………….3

 

1) Специфика режиссерского      искусства………………………………………………………………………………4

 

      1.1. Творческий ансамбль, как творец театрального искусства ………………………………………………………………………4

      1.2.  Функции и  задачи театрального режиссера

      ………………………………………………………………………..7

 

2) Социально – психологический  климат, как творческая атмосфера  в театральном коллективе ……………………………………………………………………………… 10

 

      2.1. Функции театральной атмосферы……………………………………….. 10

 

      2.2.  Управление  социально – психологическим климатом в театральном коллективе ………………………………………………………………………12

 

      2.3. Методы  и приемы воспитательного воздействия,  как средство

формирования социально-психологического климата (творческой атмосферы)

      …………………………………………………………………….17

 

Заключение

……………………………………………………………………………… 24

 

Список литературы

……………………………………………………………………………… 25

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность.На данный момент вопрос о взаимозависимости социально психологического климата и театральной атмосферы фактически не был рассмотрен.

 

Атмосфера и СПК является одними из главных элементов в

формировании творческого коллектива. И режиссер, безусловно влияет на создание особой атмосферы, которая влияет на СПК в театральном коллективе.

    Режиссерское  искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения.

 

Этой цели режиссер достигает  только в том случае если в процессе создания творческого коллектива, впоследствии создание целостного художественного произведения присутствует благоприятная атмосфера.

   

Объект исследования: Студенческий театральный коллектив.

   

Предмет исследования: Формирование социально – психологического климата как творческая атмосфера в театральном коллективе.

 

Цель: Исследовать процесс формирования социально – психологического климата как творческой атмосферы в театральном коллективе.

     

    Задачи.

1. Выявить специфику  функций и задач театрального  режиссёра.

2. Раскрыть соотношение  социально психологического климата как творческой атмосферы (творческой атмосферы).

3. Рассмотреть особенности  методов и приёмов воспитательного  воздействия как средство формирования социально психологического климата (творческой атмосферы).

     

Методы исследования.

1. Общелогический, это анализ, сравнение, обобщение использованных источников.

2. Наблюдение .

3. Практическая значимость. Результаты данного исследования  могут быть использованы режиссёрами театра, а так же студентами режиссёрских отделений вузов искусств и культуры.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

1) Специфика  режиссерского искусства.

1.1. Творческий ансамбль, как творец  театрального искусства

 

          Театр — искусство коллективное.

          Первое, на чем останавливается  наше внимание, когда мы думаем  об особенностях театра, — это то обстоятельство, что произведение театрального искусства — спектакль — создается не  художником,  как  в большинстве  других искусств, а многими участниками творческого процесса.

Драматург, актер, режиссер, музыкант, декоратор, осветитель, гример, костюмер и т.д,  каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело. Поэтому творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив, творческий ансамбль. Коллектив в целом — автор спектакля.

        

Природа театра требует, чтобы весь спектакль был пропитан

творческой мыслью, живым  чувством ими должно быть насыщено каждое слово пьесы, каждое движение актера, каждая, мизансцена, созданная режиссером.

Все это — проявления жизни того единого, целостного, живого организма, который получает право называться произведением театрального искусства — спектаклем.

       

 Творчество каждого  художника, участвующего в создании  спектакля, есть не что иное, как выражение идейно - творческих устремлений всего коллектива.

Коллектив должен обладать общностью мировоззрения, общими идейно-художественными устремлениями, единым для всех  членов творческим методом.

 

Важно также подчинение всего коллектива строжайшей  дисциплине.

 «Коллективное творчество, на котором основано наше искусство, —

писал К. С. Станиславский, — обязательно требует ансамбля, и те, кто нарушают его, совершают преступление не только против своих товарищей, но и против самого искусства, которому они служат».

          

Откуда же театр берет  материал для создания атмосферы, спектакля, как не из жизни, не из самой действительности?

          

Самостоятельно, а не только через драматурга должен театр

(актеры, режиссер, художник) воспринимать жизнь, для того  чтобы создавать подлинное искусство. Только исходя из своего собственного знания жизни, они могут определенным образом истолковать пьесу, найти нужные сценические формы.

 

И у драматурга и у  театра один и тот же предмет творческого

отображения: жизнь, действительность

         

Только  на этой   основе  может  быть   построено  творческое

сотрудничество и взаимодействие между театром и драматургом, режиссёром и актёром.

         

 

Творчество актера —  основной материал режиссерского искусства

 

Основная задача, которую  ставит перед режиссером современный

театр, заключается в творческой организации идейно-художественного единства спектакля.

 

Режиссер не может и не должен быть диктатором, он должен уметь угадывать скрытые возможности коллектива, настраивать на нужную, рабочую атмосферу.

 

 Говорят, что актер является основным материалом в искусстве

режиссера. Это правильно, но не совсем точно. Ведь актер —  живой человек,обладает телом, мыслями, чувствами, ощущениями. Актер не только материал, но и творец.

        

Актер как творец — вот настоящий  материал для режиссера.

 

Творческие мысли и мечты актера, его художественные замыслы и намерения, фантазия и чувства, личный и социальный опыт, знания и жизненные наблюдения, вкус, темперамент, юмор, актерское обаяние, сценические действия и сценические краски — все это материал для творчества режиссера, а вовсе не одно только тело актера или его способность по заданию режиссера вызывать в себе нужные чувства.

 

Творческое взаимодействие между   режиссером   и   актером, является основой режиссерского метода в современном театральном искусстве.

Настоящий   режиссер   является   для   актера   не

только учителем театра, но и учителем жизни.

Он — воспитатель того коллектива, с которым работает.

Он «настройщик» своего ансамбля. 

Именно так подходили  к своей профессии К. С. Станиславский

 В.И.Немирович-Данченко, Е.Б.Вахтангов.

         

 

Характер каждой репетиции, ее направление  и успех в значительной

степени зависят от режиссера. Режиссер использует все приемы и способы  для того, чтобы разбудить органическую природу актера для полноценного, глубокого, самостоятельного творчества.

 

Режиссерское искусство заключается  в творческой организации всех

элементов спектакля с целью  создания единого, гармонически целостного художественного произведения.

       

 Режиссерское искусство, в таком его понимании сформировалось

сравнительно недавно. До этого функции режиссера носил и не  столько художественно-творческий, сколько административно-технический характер и мало отличались от обязанностей

нынешнего помощника режиссера. Творческие же функции брал на себя кто-нибудь из наиболее авторитетных участников общей

работы: автор пьесы, первый актер, художник, антрепренер.

         

Раньше с этим по необходимости  приходилось мириться,

удовлетворяясь самыми незначительными  успехами на пути создания спектакля как идейно-художественного единства. Теперь же никто не согласится признать спектакль полноценным произведением искусства, несмотря на отличное исполнение отдельных ролей и великолепные декорации, если этот спектакль будет лишен стилистического единства и атмосферы.

Этого невозможно добиться без  режиссёра.

    

    О мастерстве художника  удивительно хорошо сказал Лев  Толстой, что нужно, чтобы художник овладел своим мастерством так, чтобы, работая, так же мало думал о правилах этого мастерства, как мало думает человек о правилах

механики, когда ходит.

 

А чтобы достигнуть этого, художник никогда не должен

оглядываться на свою работу, любоваться ею, не должен ставить мастерство своей целью, как не должен человек идущий думать о своей походке и любоваться ею.

     

А мы нередко не только «оглядываемся  на свою работу» и любуемся своим подчас вовсе не таким уж высоким мастерством, но призываем к тому же и зрителя, поминутно напоминаем ему: смотри, какой фокус, какой удивительный прием!

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.2. Функции и задачи театрального режиссера.

 

      Источник  подлинного новаторства в   искусстве — жизнь. 

 

 Режиссер, разумеется, имеет право начать работу с любого компонента: оформления декораций, мизансцен, ритма,атмосферы

спектакля.

Но очень важно, чтобы он при  этом не забывал основной закон

театра, по выражению Станиславского, «единственным царем и владыкой сцены» — является артист.

Все остальные компоненты К.С.Станиславский считал вспомогательными.

 

Вот почему нельзя признать решение спектакля найденным,

пока не решен основной вопрос: как играть данный спектакль?

     

Разумеется, в актерском исполнении любого спектакля и любой роли

должны быть налицо все элементы актерской техники; отсутствие хотя бы одного из них зачеркивает все остальные.

Но применительно к каждому спектаклю в отдельности перед режиссером стоит вопрос: какие из этих элементов следует в данном спектакле выдвинуть на первый план, чтобы,

ухватившись за них, как за звенья одной неразрывной цепи, вытащить, в конце концов и всю цепочку?

 

 

Так, например, в одном спектакле  важнее всего может оказаться:

 

-внутренняя сосредоточенность актера и скупость средств

- в другом — наивность и  быстрота реакций

-в третьем — простота и непосредственность в сочетании с яркой бытовой характерностью

-в четвертом — эмоциональная страстность и внешняя экспрессия

-в пятом — сдержанность чувств и величавая строгость формы

-в шестом — острая характерность и четкая графичность пластического рисунка

…но в каждом спектакле, должна быть определённая атмосфера.

        

Словом, разнообразие здесь  не имеет границ, важно только, чтобы

всякий раз было точно  установлено именно то, что необходимо для данной пьесы.

        

Способность найти верное решение спектакля через точно  найденную

манеру актерского исполнения и умение практически реализовать это решение в работе с актерами определяют профессиональную квалификацию режиссера. Если найден ответ на основной вопрос — о том, как нужно играть в  данном спектакле, то уже не так трудно  решить  и остальные вопросы, касающиеся всех вспомогательных элементов спектакля, в том числе и такого важного элемента, как внешнее оформление.

         

 

 

Станиславский К.С. соглашался, что «пышная постановка, богатая

мизансцена, живопись, танцы, народные сцены радуют глаз и ухо» больше того, он признавал, что «они волнуют и душу» но считал при этом, что они «не проникают так глубоко в нее, как переживания артистов».

          

Он утверждал, что не режиссерская постановка, а переживания вскрывают   сердечные  глубины артистов и зрителей взаимного слияния.

          

Во-первых, режиссер и художник должны стремиться найти для

актерской игры в данном спектакле такую внешнюю среду, которая помогла бы выявлению смысла

Информация о работе Психолого-педагогические особенности формирования любительского театрального коллектива