Психолого-педагогические особенности формирования любительского театрального коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследовать процесс формирования социально – психологического климата как творческой атмосферы в театральном коллективе. Задачи.
1. Выявить специфику функций и задач театрального режиссёра.
2. Раскрыть соотношение социально психологического климата как творческой атмосферы (творческой атмосферы).
3. Рассмотреть особенности методов и приёмов воспитательного воздействия как средство формирования социально психологического климата (творческой атмосферы).

Содержание работы

Введение
…………………………………………………………………………….3

1) Специфика режиссерского искусства………………………………………………………………………………4

1.1. Творческий ансамбль, как творец театрального искусства ………………………………………………………………………4
1.2. Функции и задачи театрального режиссера
………………………………………………………………………..7

2) Социально – психологический климат, как творческая атмосфера в театральном коллективе ……………………………………………………………………………… 10

2.1. Функции театральной атмосферы……………………………………….. 10

2.2. Управление социально – психологическим климатом в театральном коллективе ………………………………………………………………………12

2.3. Методы и приемы воспитательного воздействия, как средство
формирования социально-психологического климата (творческой атмосферы)
…………………………………………………………………….17

Заключение
……………………………………………………………………………… 24

Список литературы
……………………………………………………………………………… 25

Файлы: 1 файл

Формирование социального.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

установления для себя разных привилегий, возвеличивания своей  персоны.

 

 

 

Авторитет подавления. Его сущность состоит в стремлении руководителя путем демонстрации превосходства в правах и возможностях держать подчиненного в постоянном безотчетном страхе перед наказанием.

 

      Ложные  авторитеты лидеров, как правило, "органически" дополняются ложными авторитетами их ведомых:

      1) лжеавторитет "эрудита";

      2) лжеавторитет "бывалого" человека;

      3) лжеавторитет "адвоката";

      4) лжеавторитет  физического давления;

      5) лжеавторитет "эстетической позы";

      6) лжеавторитет  мнимых заслуг и т.д.

 

      Безлично-активный социально-психологический климат.

Слабо развита личностная функция и очень сильно — функция инструментальная.

Этому типу психологического климата «органичен» авторитарный тип лидера. Активен один член труппы, остальные подчиняются ему, выполняют его указания и сообщают ему о полученных результатах. Режиссер берет на себя всю ответственность за деятельность своей труппы, стремится пропустить через себя всю информацию, ограничивает непосредственное общение между членами

труппы, нетерпимо относится  к критике своих действий, резко  критикуя действия и поступки актёров. Обычно лаконичен в выражениях.

Начальственный тон в обращении с актёрами.

Нетерпим к возражениям, замечаниям, мнениям.

Редко улыбающийся, хмурый, постоянно озабоченный, на лице "написана занятость и огромная ответственность за дело".

 

      Восемь существенных признаков авторитарного лидера:

       а)  различные признаки власти: знаки  отличия, убранство кабинета, престижная марка автомобиля. В обращении с актёрами —

подчеркивание власти, опора  на силу. Обладание властью важнее, чем успех труппы.

Гитлер однажды заявил: "Мы от власти не уйдем, от власти нас можно только унести";

      б) делается  акцент на материальной поддержке,  на том факте, что в каких-то отношениях судьба актёра зависит от него ("чей хлеб ты ешь?").

Отец в патриархальной семье ставит вопрос так: "Я вас  кормлю, одеваю, так будьте любезны, делать так, как я говорю";

      в) теплота  во взаимоотношениях с актёрской  труппы рассматривается как признак слабости. Ругательства: "либеральничать", "демократы паршивые", "гуманизм". Считается, что все взаимоотношения должны строиться на основе

строгих требований, по обязанности, а "привязанности" всякие надо отложить на внерабочее время.

     

 

г) ценятся не личные качества людей, а их служебное положение. Стремление сблизиться с теми, кто занимает более высокое положение, и пренебрежительность к людям низшего ранга. Слабая заинтересованность в непосредственных дружеских отношениях;

      д) стремление  представить себя особой, выдающейся  персоной, не обнажать своих человеческих качеств, не проявлять какие-то слабости. Представление себя как сверхчеловека.

      е) Представление  о собственной труппе (национальной, классовой, профессиональной) как о самой ценной и самой

важной: "центр мира". Другие труппы принижаются, собственной  приписываются добродетели. Характерно применение слова "настоящий" в сочетании с названием труппы как высшая похвала: "ты настоящий немец", "настоящий коммунист";

      ж) зависимость  от сложившейся системы представлений. Неспособность сойти с избранного пути, даже если он

неэффективен, неспособность  отойти от принятого решения. Нетерпимость к всякого рода инициативе, если она идет снизу, ненависть к инакомыслящим.

      з) Режиссер  не сливается с труппой, обособлен от нее. Попав в труппу, стремится стать лидером, хотя относительно безразличен, к интересам труппы и ее членов.

     

 

     Личностно-активный социально-психологический климат.

Сильно развиты обе  функции: и инструментальная, и личностная. Здесь особо ценятся как профессиональные, так и человеческие качества члена группы. Знают его способности и возможности и в соответствии с его возможностями продвигают по службе и вознаграждают за его реальные заслуги.

 И, наоборот,актёров,  которые не "тянут", тактично  переводят на участки работы, которые им по силам, соответственно изменяя и объем вознаграждения.

 Личностно-активному  климату в труппе органичен  демократический тип лидера.

  Здесь активны все члены труппы, между ними идет постоянный обмен информацией. Режиссер в своей деятельности ориентируется на актеров труппы и их естественных лидеров.

Ответственность за деятельность распределяется между актёрами. Поощряя непосредственное общение между членами коллектива,

он прислушивается, к  мнению актёров, советуется с ними, поощряет лидерство в других. Этот метод руководства развивает личную инициативу и творческую активность актёров.

 При демократическом  методе руководства, все элементы

структуры коллектива положительно взаимодействуют по принципам координации, интеграции в формальной и неформальной структурах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Методы и приемы воспитательного  воздействия, как средство формирования творческой атмосферы

 

Метод воспитания  (от   греч.  «методос»  путь)  это  путь  достижения заданной цели воспитания.

     

Методы  и  приёмы  воспитательной  работы  режиссёра   с   театральным коллективом, на  прямую  связаны  с  педагогической  деятельностью.

 

Уровень соответствует достигнутому на данный момент результату воспитания.

 

 Ставится новая цель, достижение которой выводит воспитанника на новый, более  высокий уровень воспитанности.

 

Процесс перевода актёра с  более  низкого  уровня  на

более  высокий  называется  процессом  воспитания.

 

Цели  воспитания   можно достичь различными путями. Сколько же их всего? В принципе столько,  сколько

может найти руководитель, сотрудничая со своими воспитанниками, опираясь  на  их силы, возможности и желания.

Несомненно, одни пути могут  привести к  цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует, прежде всего, те  пути,

которыми вели своих  учеников  воспитатели,  жившие  прежде  нас.  Эти  пути называются общими методами воспитания.

     

Однако во многих  случаях  общие  методы  воспитания  могут  оказаться малоэффективными, поэтому перед режиссером всегда стоит задача  найти  новые  неизведанные пути, которые  максимально  соответствуют  конкретным  условиям

воспитания, позволяют  быстрее и с меньшими усилиями  добиваться  намеченного результата. 

Конструирование,  выбор   и   правильное   применение   методов

воспитания - вершина  педагогического  профессионализма  режиссера. 

Отыскать правильные пути, максимально соответствующие условиям  конкретного  процесса воспитания, очень сложно.

     

Однако  создать  принципиально  новый  метод  воспитания   ни   одному режиссеру не под силу. Задача совершенствования  методов стоит постоянно,, и каждый режиссер  в  меру  своих  сил  и  возможностей  ее  решает,  внося  в разработку   общих   методов    свои    частные    изменения,    дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса.

 Такие  частные совершенствования методов называются приемами воспитания.

  Прием  воспитания -  часть  общего  метода,  отдельное  действие   (воздействие),   конкретное  улучшение. 

Образно  говоря,  приемы  это  неизведанные  тропинки,   которые

прокладывает режиссер вместе  со  своими  актерами,  чтобы  быстрее  достичь

цели. Если ими начинают  пользоваться  и  другие  режиссеры,  то  постепенно

приемы могут превратиться в широкие столбовые пути - методы.

Знание  методов и приемов воспитания, умение правильно их применять в работе  с  театральным коллективом - это одна из  важнейших  характеристик  уровня  педагогического мастерства режиссера.

     

Под  приемом  понимается  единичное  воздействие,  под   средством   -

совокупность приемов.

Средство  -  это  уже  не  прием,  но  еще  не  метод.

Например, труд - средство воспитания, но показ, оценка  труда,  указание  на

ошибку в работе -  это  приемы.  Слово  (в  широком  понимании)  -  средство

воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение - приемы.  В  связи

с этим иногда метод воспитания определяют как  систему  приемов  и  средств, используемых для достижения поставленной цели, так как  в  структуре  метода приемы и средства есть обязательно.

    

 Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может  быть

заранее объявлен эффективным или неэффективным  без  учета  тех  условий,  в которых он применяется.

    

 Испытанный  веками  опытный  путь  решения  проблем,   основанный   на педагогическом чутье,  интуиции,  глубоком  знании  особенностей  методов  и причин, вызывающих  определенные  последствия.

 

 Тот режиссёр,  который  лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им  педагогическое  действие

и предвидел его последствия,  всегда  достигнет  более  высоких  результатов воспитания. Выбор методов воспитания -  высокое искусство.

     

Рассмотрим общие   условия,  определяющие  выбор  методов  воспитания, которые так же являются спецификой режиссерского искусства.

      Общие  условия в выборе методов воспитания режиссера:

      1. Индивидуальные  и личностные особенности актеров.

      2. Условия   воспитания  и  отношения,  складывающиеся  в  коллективе, стиль педагогического руководства и др. Абстрактных условий,  как  известно,

не  бывает,  они  всегда  конкретны.

 Их  сочетание   порождает   конкретные обстоятельства. Обстоятельства, в которых совершается  воспитание,  получили

название педагогических ситуаций в режиссерской работе.

      3. Уровень   педагогической   квалификации.

      4. Время  воспитания.

      5. Ожидаемые   последствия.

 

     

 

Правила выбора методов  воспитания.

     

Общий  принцип  выбора   методов   воспитания  отношение  режиссера  к актеру.

Методы воспитания в  свете гуманистического подхода -  это  не  набор чисто профессиональных средств в руках  режиссёров,  равнодушных  к  судьбе своих актеров.

Метод требует эластичности, гибкости,  даже  нежности  -  эти

качества придает ему  режиссёр. 

 

Рассмотренные  выше  общие  условия  выбора методов определяют крупные зависимости, между тем в воспитательном  процессе

приходится учитывать  и множество тончайших нюансов.

     

Любое  разумное  и  подготовленное  действие  режиссера  должно   быть доведено до конца,  метод  требует  логического  завершения. 

Выполнять  это правило важно потому, что только в  этом  случае  актёры  обретают  полезную привычку доводить  дело  до  конца,  а  режиссер  укрепляет  свой  авторитет организатора.

     

Метод не терпит шаблона  в  применении.  Поэтому  режиссёр  всякий  раз должен подыскивать наиболее  эффективные  средства,  соответствующие  данным условиям,  вводить  новые  приемы.

 

 Для  этого   надо  глубоко  проникнуть  в сущность  воспитательной  ситуации,  которая  и  порождает   потребность   в определенном воздействии.

     

Выбор  метода  зависит  от   стиля   педагогических   отношений.   При товарищеских  отношениях  будет  действенным  один  метод,  при   отношениях нейтральных   или   отрицательных   приходится    выбирать    другие    пути взаимодействия.

   

  Проектируя методы  воспитания, надо  предвидеть  психическое  состояние членов творческого коллектива время,  когда  методы  будут  применяться.

 

По характеру методы воспитания делятся на убеждение,  упражнение,наказание

 

В  данном случае общий признак  «характер  метода»  включает  в  себя  направленность, применимость,  особенность  и  некоторые  другие  стороны  методов.  К  этой классификации тесно  примыкает  другая  система  общих  методов  воспитания,

трактующая  характер  методов  более  обобщенно 

 

Она   включает  в   себя   методы   убеждения,   организации

деятельности, стимулирования поведения актёров.

    

 

 

 

 По результатам  методы воздействия на актёра  можно разделить

    па два класса:

      1.  Влияния,  создающие  нравственные  установки,  мотивы,  отношения, формирующие представления, понятия, идеи.

      2.  Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной  тип.

      Режиссер  в полной  мере  должен  владеть   всеми  методами  и  приемами воспитательного  воздействия  на  театральный  коллектив,  не  только   как режиссер-постановщик, но и как режиссер-педагог.

    

 Таким  образом,  режиссер,  несомненно,  влияет  на  создание   особой атмосферы в театральном коллективе.

 

   

В идеале создание творческого  коллектива — это создание союза

единомышленников.

 Но практически  эта проблема представляет огромные

трудности, так как  каждый режиссер имеет перед собой  по-разному творчески и методологически воспитанных людей.

Обычно их делят на одаренных, менее одаренных и совсем неодаренных.

Это, пожалуй, единственный критерий отбора актеров.

   

Мы часто и много, но безуспешно говорим об организационных  формах театра, не вообще организационных, а о тех, которые сковывают творческую жизнь коллектива.

Было бы куда более  естественным, если бы в зависимости  от

облика данного театра определялось количество актеров, наличие  или отсутствие оркестра, количество режиссеров, художников, число ежегодных постановок, чтобы все это было подчинено особенностям индивидуальности возглавляющего театр художника, а не единым для всех нормам.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности формирования любительского театрального коллектива