Психолого-педагогические особенности формирования любительского театрального коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследовать процесс формирования социально – психологического климата как творческой атмосферы в театральном коллективе. Задачи.
1. Выявить специфику функций и задач театрального режиссёра.
2. Раскрыть соотношение социально психологического климата как творческой атмосферы (творческой атмосферы).
3. Рассмотреть особенности методов и приёмов воспитательного воздействия как средство формирования социально психологического климата (творческой атмосферы).

Содержание работы

Введение
…………………………………………………………………………….3

1) Специфика режиссерского искусства………………………………………………………………………………4

1.1. Творческий ансамбль, как творец театрального искусства ………………………………………………………………………4
1.2. Функции и задачи театрального режиссера
………………………………………………………………………..7

2) Социально – психологический климат, как творческая атмосфера в театральном коллективе ……………………………………………………………………………… 10

2.1. Функции театральной атмосферы……………………………………….. 10

2.2. Управление социально – психологическим климатом в театральном коллективе ………………………………………………………………………12

2.3. Методы и приемы воспитательного воздействия, как средство
формирования социально-психологического климата (творческой атмосферы)
…………………………………………………………………….17

Заключение
……………………………………………………………………………… 24

Список литературы
……………………………………………………………………………… 25

Файлы: 1 файл

Формирование социального.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

          

Во-вторых, внешнее оформление в театре никогда не должно

заключать в себе все, из чего состоит живущий в воображении  режиссера или художника образ. Всегда следует оставлять кое-что на долю творческого воображения зрителя.

           

Нужно с доверием относиться к творческой фантазии зрителя.

Вызвать воспоминания и ассоциации — в этом, мне кажется, задача театрального художника, который всегда имеет возможность дать вполне законченную картину внешней среды.

          

Актер — основной материал в искусстве режиссера. И есть режиссеры, которые деспотически распоряжаются  поведением актера на сцене — так, как если бы это был не живой человек, а

марионетка.

В качестве материала  своего искусства они признают только тело

актера, которое и подчиняют  механически своему произволу, требуя от актера точного выполнения определенных, заранее разработанных

мизансцен, движений, поз, жестов и интонаций.

 

Станиславский Константин Сергеевич отвергал такой подход к актеру. Но для того чтобы актер не становился «куклой», надо было найти средства вызывать в нем нужные переживания.

 

Именно на это и  были первоначально

направлены все усилия Станиславского, ради этого он и  стал создавать свою знаменитую «систему». В то время он считал, что если он научится вызывать в актере нужные по роли переживания, то самая верная форма выявления этих переживаний будет рождаться сама.

         

На последнем этапе  своей жизни Станиславский К.С., пришел к

решительному отрицанию деспотического метода работы режиссера с актером.

Он провозгласил девиз: никакого насилия над творческой природой артиста!

 

    Станиславский К.С.,  утверждал, что самое важное в театре — это «творческое чудо самой природы», т. е. естественно, органично возникающее переживание артиста в роли.

 

 Взаимодействие  с   актерами — целая   наука и может  быть,   основа этой  науки — любовь  к  ним.   Если между режиссером и актером все хорошо,то даже самые мелкие советы будут ими восприниматься.

 

«В актеров надо влюбляться, - писал в своих трудах Анатолий Эфрос -они прекрасные люди.

 

Надо  быть,   по  возможности,   ровным  и  точным, но нельзя быть скучным.  Надо одну репетицию, например, чуть-чуть похулиганить!

 

Работать режиссером — это так же трудно,

как учительствовать  в школе.

Это тяжелая профессия! Например, сегодня репетировать не хочется, а надо. С чего начать, чтобы создать рабочую атмосферу?  Начать с любви, с ласковости, с юмора, не теряя притом железной воли. Надо стоять среди актеров на сцене и говорить, чтобы все слышали. Как только вовлечешься в тихую беседу с одним актером, остальные перестают слушать.

 

 Активность актера  зависит от того, в каком состоянии  находится режиссер во время репетиции.

Режиссер — это  источник энергии, он передает

актерам импульс, настраивает  на определённую, нужную атмосферу.

Режиссерская «дрожь»  должна перейти к актерам.

Музыканты не смотрят  на дирижера, а все равно чувствуют его, особенно такого, у которого есть этот ток.

 

         

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Социально   –  психологический  климат,  как  творческая  атмосфера   в театральном коллективе

 

            2.1. Функции театральной атмосферы

 

      В толковом словаре понятие климат трактуется как многолетний режим погоды, характерный для данной местности в силу ее географического положения

    В том же словаре, понятие атмосфера понимается как воздушная среда вокруг Земли, вращающаяся вместе с нею.

     В педагогике и психологии  существует научная трактовка понятия климат, но с иным содержанием этого термина.

 В театральной деятельности принято употреблять понятие атмосфера,  в этом случае эти два понятия, не

зависимо от аналогичного названия наполняются другим содержанием – не физического порядка, а духовного.

 

Как климат и атмосфера  неразрывно связаны в природе, так социально психологический климат неразрывно связан с театральной атмосферой.

 

      Михаил Чехов определил следующие функции атмосферы:

Первая функция это связь актера со зрителем.

      Тот  актер, который сохранил чувство атмосферы, хорошо знает, какая неразрывная связь устанавливается между ним и зрителем, если они охвачены одной и той же атмосферой.

 В ней зритель  сам начинает играть вместе с актером.

Он посылает ему через  рампу волны сочувствия, доверия и любви. Зритель не мог бы сделать этого без атмосферы, идущей со

сцены.

 Без нее он оставался  бы в сфере рассудка, всегда  холодного, всегда отчуждающего, как бы тонка ни была его оценка техники и мастерства игры актера.

 Стоит вспомнить,  как часто актеру приходится  прибегать к разного рода трюкам в надежде привлечь внимание публики.

 

Спектакль возникает  из взаимодействия актера и зрителя. Если режиссер, актер, автор, художник создали для зрителя атмосферу спектакля — он не может не участвовать в нем.

    

Вторая функция – воссоздание и поддержка творческой атмосферы актеров.

 

Стоить заметить, как  непроизвольно меняются движения,

речь, манера держаться, мысли, чувства, настроения, попадая в сильную, захватившую атмосферу?

 

Каждый спектакль, отдаваясь атмосфере, можете наслаждаться новыми деталями в игре. Не нужно боязливо

держаться за приемы прошлых  спектаклей или прибегать к клише.

 

  

Третьей функцией по Чехову, является усиление художественной

выразительности на сцене.

     

Две различные атмосферы  не могут существовать одновременно. Одна

(сильнейшая) побеждает  или видоизменяет другую. 

 

Например если представить старинный заброшенный замок, и группу студентов извне которые принесли с собой шумную, атмосферу.

 

Борьбу атмосфер и  неизбежную победу одной из них надо признать

сильным средством художественной выразительности на сцене.

 

Эстетическое удовлетворение зрителя – считается четвертой функцией атмосферы. Хотя атмосфера и относится к области объективных чувств, однако ее значение и задача в искусстве выходят за пределы этой области.

 

Актеры,принимающие и  любящие атмосферу на сцене, знают, что значительная часть содержания спектакля не может быть передана зрителю никакими иными средствами выразительности, кроме атмосферы.

Ни слова, произносимые актером со сцены, ни его действия не выразят того, что живет в атмосфере.

Спросите себя, как, сидя в зрительном зале, воспримете содержание одной и той же сцены, сыгранной один раз без атмосферы и другой раз — с атмосферой?

В первом случае ясно поймет рассудком смысл виденной сцены, но едва ли глубоко проникнете в ее психологическое содержание.

 Во втором —  восприятие будет более глубоким по своему психологическому значению.

Не только поймете содержание сцены, почувствуете его.

     

И наконец, пятая функция  атмосферы по М. Чехову – открытие новых

глубин  и средств выразительности.

   

Наряду с воображением атмосфера становится вторым способом

репетирования. Живя в  атмосфере пьесы или сцены, открываются  в них все новые психологические глубины, и находятся новые средства выразительности.

 

Сразу же чувствуется, как  гармонично растет роль и устанавливается  связь между партнерами на сцене.

 

Игнорируя период радостного пребывания

в общей атмосфере, неизбежно  уродуете свою роль, как уродуете растение, с

первых же дней лишая  его света, тепла, влаги.

 

    

 

 

 

2.2.  Управление социально – психологическим  климатом в театральном коллективе

 

Роль режиссера, как руководителя в формировании атмосферы в театральном коллективе, напрямую связана с педагогической деятельностью т. к., межличностные  отношения

— это не спонтанный, не стихийный, а регулируемый, управляемый процесс построения  взаимоотношений.

 

Нет человека, — говорил Сократ, — который не считал бы в чем-то себя мудрее других, а в чем-то других мудрее себя.

 

Весь наш человеческий мир полон тем, что, с одной стороны,

одни ищут учителей и руководителей  для себя и других существ,иные же полагают себя способными либо учить, либо руководить.

     

Руководитель непременно выступает  и организатором.

Организатор — центр приема, переработки, трансформации и генерализации многосторонней информации, поступающей к нему от объекта, определяющего общую цель.

 

Лица, на которых падает особенно много выборов, называются звездами. Звезды и близкие к ним по количеству

выборов составляют контингент, из которого в той или иной ситуации выступает лидер.

     

Лидерство — это один из процессов организации и управления малой

группой, удовлетворяющий  потребности  группы.

 

     

Его основной принцип  — принцип превосходства.

Лидер непременно должен в чем-то превосходить остальных членов группы (умственно,морально, в силе и т.п.).

 

     

 

Итак, в рамках формальной структуры руководитель к члену группы

относиться, как к "средству производства", как к инструменту, используемому для достижения целей организации.

 

Но на деле лидер должен относиться к члену

группы не иначе, как  к человеку, учитывать его индивидуальные особенности,вникать в его проблемы и по возможности помогать их разрешению.

     

     

 

 

 

 

 

 

Типология социально-психологического климата:

      Личностно-пассивный социально-психологический климат. Сильно развита личностная функция и слабо — функция инструментальная. Чуткая, заботливая атмосфера.

Люди работают до пенсии, и даже после пенсии их не, увольняют, это наблюдается и театральном коллективе. Однако организация

такого типа, возникнув  в свое время как эффективная, постепенно становится пассивной, инертной. Постепенно энергичные, здоровые работники уходят из нее, остаются только те, кому этот климат удобен. Жизненное правило взаимоотношений в такой труппе:

"не высовывайся".

 

В так называемый "застойный  период" в истории  нашей

страны  такой  тип  социально-психологического   климата   в   труппах   был доминирующим.

    

Выделяется ряд необходимых  для лидера (режиссёра) качеств, позволяющих ему довольно длительное время "управлять" групповой динамикой в условиях гиперустойчивой ситуации:

 

а) Лидер (режиссёр)  должен быть своим человеком в труппе. Общие установки, реакции, принятые в группе.

 

б) Лидер (режиссёр)  должен легко приспосабливаться к изменениям ситуации. Он должен создавать и поддерживать моральный дух труппы, а для этого постоянно указывать на цели труппы, предвидеть опасность, даже если ее нет, изыскивать ее, уметь найти козла отпущения, а если его нет, то взять на себя эту роль, чтобы сплотить актёрскую труппу.

 

 

  в) Лидер (режиссёр)  должен быть хорошим администратором или

   иметь хороших помощников.

  Отсюда известный афоризм: "Ничего не делай сам, если

есть хороший зам".

 

  г) Лидер (режиссёр) должен понимать и чувствовать своих

последователей, их установки, цели, идеалы и т.д.

Он должен сочетать желаемое последователей с требованиями ситуации.

 

  д) Лидер (режиссёр) должен учитывать личные интересы         последователей,должен быть в состоянии их награждать и наказывать, но делать это, учитывая мнения труппы о так называемой "справедливости".

 

   

 

 

 

 

 

Безличностно-пассивный  социально-психологический климат.

     

Обе функции развиты крайне слабо.

Никому ни до кого нет никакого дела.

"Коллектив, — пишет В. Б.  Ольшанский, — разбивается на  множество

подразделений, каждое из которых  живет своей жизнью.

 Личность работника администрацию не интересует. Даже самостоятельность".

 

Если жизненное

правило в предыдущем типе социально-психологического климата "не

высовывайся если кто-то начинает активно работать, его не замечают: "не светит" большая активность", то при безличностно-пассивном климате господствует анархический лозунг: "всем все до лампочки".

     

Наиболее адекватен  безлично-пассивному климату анархический тип

лидера. Все члены труппы не проявляют активности в решении  поставленной задачи и пытаются решить ее несогласованно, беспорядочным путем.

Режиссёр также особой активности не проявляет, служит лишь источником информации или сам собирает ее; обсуждение производственных вопросов носит формальный характер; отсутствует самокритичность в работе.

 

     

Так же существуют ложные авторитеты. Наиболее

распространенными из них  являются следующие:

     

Авторитет доброты, подкупа. Отдельные режиссеры стремятся завоевать авторитет и уважение актеров попустительством, снижением требовательности.

Авторитет резонерства. В стремлении завоевать авторитет отдельные режиссёры пытаются показать себя всезнающими и стараются влиять на актёров бесконечными поучениями и назиданиями. Такие режиссёры ошибочно полагают,

что эти нотации и  есть главное средство воздействия на ситуацию общения.

Авторитет педантизма. Отдельные режиссеры создают в своих хозяйствах целую систему ненужных условностей, искусственно насаждаемых мелочных традиций и стремятся превратить их в основу отношений к актёрам.

 

Авторитет расстояния. Выражается в стремлении руководителя держать труппу на определенной дистанции, допускать только официальные контакты с ними, быть недоступным и загадочным. Сторонники такого авторитета стремятся закрепить его путем создания искусственных барьеров между собой и актёрами,

Информация о работе Психолого-педагогические особенности формирования любительского театрального коллектива