Психолого-педагогические особенности формирования любительского театрального коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследовать процесс формирования социально – психологического климата как творческой атмосферы в театральном коллективе. Задачи.
1. Выявить специфику функций и задач театрального режиссёра.
2. Раскрыть соотношение социально психологического климата как творческой атмосферы (творческой атмосферы).
3. Рассмотреть особенности методов и приёмов воспитательного воздействия как средство формирования социально психологического климата (творческой атмосферы).

Содержание работы

Введение
…………………………………………………………………………….3

1) Специфика режиссерского искусства………………………………………………………………………………4

1.1. Творческий ансамбль, как творец театрального искусства ………………………………………………………………………4
1.2. Функции и задачи театрального режиссера
………………………………………………………………………..7

2) Социально – психологический климат, как творческая атмосфера в театральном коллективе ……………………………………………………………………………… 10

2.1. Функции театральной атмосферы……………………………………….. 10

2.2. Управление социально – психологическим климатом в театральном коллективе ………………………………………………………………………12

2.3. Методы и приемы воспитательного воздействия, как средство
формирования социально-психологического климата (творческой атмосферы)
…………………………………………………………………….17

Заключение
……………………………………………………………………………… 24

Список литературы
……………………………………………………………………………… 25

Файлы: 1 файл

Формирование социального.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

 

Нужно сделать все, чтобы театр стал живым художественным организмом.

Все «типовое» облегчает работу руководящих органов, и в подобном «облегчении» — причина,

делающая порой искусство  театра скучным и бескрылым.

  

 В деле стационирования в свое время была допущена ошибка, потому что этому организационному моменту не предшествовало творческое формирование трупп.

 

Значит, должен идти постепенный  процесс переформирования, нужно

найти такие организационные  формы, которые позволили бы театру собирать единомышленников под руководство того режиссера, который близок им по своим творческим устремлениям.

   

 

Но одна сторона дела — формирование коллектива, другая — его

воспитание.

   

По какой линии должно идти это творческое воспитание?

   В театре, студии, институте, главное — это репетиционный процесс.

Нужно, чтобы каждая репетиция  проходила с нужной мерой требовательности, в атмосфере настраивающей на работу, чтобы все время было ощущение неосуществленной цели.

   

Стоит делать попытки, что  бы уловить в творческую деятельность театра всё положительное, обнаружить, чего удалось добиться и что мешает, тянет назад. Очень важно, например, анализировать успех у зрителя спектакля. Это очень трудно, но, если не пытаться этого делать, невозможно двигаться дальше.

   

Важно анализировать  репетиции, понять — почему, на пример, сегодня репетиция художественно не состоялась или почему сегодня она прошла лучше,чем вчера, осмыслить творческие процессы, вникнуть в их существо.

   

Нужно приучать коллектив  не ссылаться на хорошие рецензии.

Такие вещи имеют огромное значение в процессе становления  актера. Очень важно удержать его от упоения успехами, но, не менее важно поддержать в нем веру в себя.

   

В этом смысле едва ли не самое страшное — воспитывать  коллектив в духе упоения успехами, которых он достиг. И задача режиссёра — возбуждать в коллективе чувство неудовлетворенности, чтобы, несмотря на успех спектакля, в самом коллективе жило сознание того, что многое еще не сделано, многого не хватает.

 

Для этого и самому режиссёру необходимо преодолевать в себе чувство самоуспокоенности, воспитывать умение не

воспринимать критические  замечания артистов как выпад  лично против себя.

   

Сила авторитета заключается  не в том, чтобы все вокруг говорили, что у руководителя все идеально.

   

Театр находится в  постоянной борьбе за утверждение своих  принципов. Но важно, чтобы объединённость коллектива на основе этих принципов не вела к слепоте по отношению к собственным недостаткам.

            

Когда говорят о единомышленниках, это не значит, что

амнистируют недостатки друг друга. Ведь легче всего объединяться против других. Надо внутри собственного коллектива научиться говорить друг другу правду.

  

 Нельзя воспитывать  в артисте страх, нельзя держать  его в ощущении, что критическое замечание по спектаклю может поставить его в положение оппозиции по отношению к руководителю театра.

 

 

 

Наоборот, артист должен постоянно чувствовать, что он имеет право говорить о том, что не удалось, что плохо, если только он делает это с позиций искренних и честных.

   

Смелость, откровенность, принципиальность никогда не разрушат

творческий коллектив, как это кажется некоторым  руководителям, а, напротив, будут способствовать его объединению.

   

Иногда режиссеры обеспечивают себе в коллективе довольно спокойную жизнь тем, что дают работу людям, готовым вступить с ними по поводу любой роли в конфликт.

Всех ртов все равно  не заткнуть, и не успеет такой

режиссер оглянуться, как его разорвут на части. Как  только артисты почувствуют, что какая-то пьеса выбрана режиссером только для того, чтобы кого-то «ублажить», режиссер станет жертвой своей недопустимой беспринципности.

   

Все эти проблемы существуют в театре и требуют своего решения. При всех трудностях и насыщенности нашей повседневной жизни можно, вероятно, найти какие-то новые формы работы, мобилизующие нашу творческую активность.

   

Воспитание коллектива — сложнейшая, тончайшая, требующая  знания

актерской души область  работы режиссера. И очень важная, если речь идет о строительстве коллектива, а не просто о постановке очередного спектакля.

 

Здесь вопросы чисто  художественные переплетаются с  вопросами этическими.

   

Беда же многих режиссеров в том, что никто из них театра не строит.

А раз этого нет, то все слова о единомыслии в искусстве не имеют никакой реальной цены. Вот почему сейчас трудно назвать на периферии какой-либо профессиональный театр, который представлял бы собой единый коллектив.

   

Вл. И. Немирович-Данченко очень верно сказал, что жизнь  в театре есть непрерывная цепь компромиссов, важно только в каждый данный момент идти на компромисс наименьший.

Абсолютно бескомпромиссная жизнь теоретически возможна, но она требует тех идеальных условий, которых никто из режиссеров

не имеет. Поэтому необходимо искать тот минимальный компромисс, который не скомпрометирует цели.

  

 Проблема воспитания  творческого коллектива, проблема, которая так волновала А. Д. Попова в последние годы его жизни, всегда актуальна, ибо только на основе морально-этического кодекса, о котором он говорил, можно искать современные формы искусства.

  

 

 

 Мы живем в то  время, когда большие процессы, происходящие в мире, все непосредственней касаются каждого человека. И если суметь воспитать себя и актеров таким образом, что окажемся способными говорить о жизни языком сегодняшним, современным, тогда сможем решить огромные задачи, которые

поставлены перед творческим коллективом, за выполнение которых

прежде всего, отвечает режиссёр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Заключение

 

    Театр — искусство коллективное.

    Двигать искусство  вперед способен только тот  художник, который живет одной жизнью, одними интересами со своим народом.

    

Режиссерское искусство  заключается в творческой организации  всех

элементов спектакля  с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения.

Этой цели режиссер достигает  на основе своего

творческого замысла, осуществляя  руководство творческой деятельностью  всех участников коллективной работы над сценическим воплощением пьесы.

 

       Актёр – основной материал в искусстве режиссёра. Способность найти верное решение спектакля через точно найденную манеру актерского исполнения и умение практически реализовать это решение в работе с актерами определяют профессиональную квалификацию режиссера.Он найдёт ответ на основной вопрос — о том, как нужно играть в  данном  спектакле.

 

      Задача   режиссера — направить  творчество  художника  на поиски такой внешней  среды  для игры  актеров,  которая помогла;   бы  им   раскрывать содержание   каждой  сцены,    осуществлять  заданные  действия  и  выявлять

через них свои переживания.

   

      Режиссер  в полной  мере  должен  владеть   всеми  методами  и  приемами воспитательного  воздействия  на  театральный  коллектив,  не   только   как режиссер-постановщик, но и как режиссер-педагог.

   

В идеале, создание творческого  коллектива — это создание союза единомышленников.

Воспитание коллектива — сложнейшая, тончайшая, требующая  знания актерской души область работы режиссера.

 И очень важная, если речь идет о строительстве коллектива, а не просто о постановке очередного спектакля.

 

Здесь вопросы чисто  художественные переплетаются с  вопросами этическими.

И если суметь воспитать  себя и актеров таким образом, что окажемся способными говорить о жизни языком сегодняшним, современным, тогда сможем решить огромные задачи, которые

поставлены перед творческим коллективом, за выполнение которых, прежде всего, отвечает режиссёр.

   

И не только театр, но и  концертный зал, и цирк, и балаган, и ярмарка исполнены волшебной атмосферой. Она одинаково волнует и актера и зрителя.

  Разве не ходит  публика, в особенности молодая, в театр часто только длЯ того, чтобы побыть в этой атмосфере нереальности?

 

Список литературы:

 

  1. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ. - М.: «Просвещение», 1973. - 334 с.

 

      2. «Театральная жизнь» выпуск 2010 год,статья

             «Актеры-Спартанцы,или театральный дух  с пеленок»

    

  1. К.С Станиславский  «Станиславский на репетиции» автор В.О Топорков, 2002г

 

  1. К.С Станиславский «Моя жизнь в искусстве» 2007г

 

  1. «Георгий Товстоногов репетирует и учит» из литературной записи  Семена Лосева

 

  1. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды. Ильев В.А 1995г

 

  1. Театральная педагогика А.П Ершова 2004-2005г

 

 

 

 

 




Информация о работе Психолого-педагогические особенности формирования любительского театрального коллектива