Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Цель: Разработка и внедрение процедуры комплексного психолого-педагогического сопровождения, способствующего успешному обучению и развитию ученика начальной школы.
Ожидаемые результаты: создание программы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы, которая включает в себя психолого-педагогическую диагностику, анализ динамики успеваемости и познавательного развития ученика, его школьной мотивации, прогноз вектора образовательного маршрута. Программа позволит установить факторы и условия успешного обучения, показать взаимосвязь развития психических функций и успеваемости, прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, оказывать эффективную психолого-педагогическую помощь и поддержку ученикам начальной школы. Одним из важнейших условий достижения данного результата является равноправное сотрудничество педагога и психолога.

Файлы: 1 файл

psikhologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_kak_uslo.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

 

Психолого-педагогическое сопровождение

как условие успешности обучения учащихся.

        1.Цели, задачи и ожидаемые результаты.

Цель: Разработка и внедрение процедуры комплексного психолого-педагогического сопровождения, способствующего успешному обучению и развитию ученика начальной школы.

Ожидаемые результаты: создание программы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы, которая включает в себя психолого-педагогическую диагностику, анализ динамики успеваемости и познавательного развития ученика, его школьной мотивации, прогноз вектора образовательного маршрута. Программа позволит установить факторы и условия успешного обучения, показать взаимосвязь развития психических функций и успеваемости, прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, оказывать эффективную психолого-педагогическую помощь и поддержку ученикам начальной школы. Одним из важнейших условий достижения данного результата является равноправное сотрудничество педагога и психолога.

Задачи:

  1. Установить содержание диагностических срезов, периоды их проведения с учетом возрастных особенностей и ситуации обучения.
  2. Разработать «сквозные» (с первого по четвертый классы) критерии оценивания результатов выполнения психологических и педагогических тестов, анкетирования.
  3. Организовать взаимодействие психолога и учителей, определить актуальные для каждого аспекты сопровождения.
  4. Определить формы представления результатов сопровождения, требования к ведению документации.
  5. Определить необходимый объем и содержание аналитической работы по результатам сопровождения, руководствуясь принципом необходимости и востребованности.
  6. Построить систему работы психолого-педагогического сопровождения, участниками которой станут учителя и психолог, включающую просвещение, консультирование, коррекцию, профилактику с учетом полученных данных.

 

                      2 Основная проблема, ее актуальность.

            Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в условиях общеобразовательной школы – достаточно молодое направление в образовании. Первая книга в помощь школьному психологу вышла в 1991 году: «Рабочая книга школьного психолога» под ред. А.И. Дубровиной. В работах Битяновой М.Р., Овчаровой Р.В, Фридмана Л.М. также рассматривались вопросы психологического мониторинга в школе. Изучение указанных и других источников позволило определить основные цели и задачи школьного психолога, направления и содержание его работы. При этом все же отдельные стороны процесса сопровождения оказались не достаточно разработанными. Среди выделенных нами проблем и противоречий укажем наиболее важные и значимые:

  • литературные источники показывают основные направления и содержание психологического сопровождения школьника. При этом психолог в единственном числе в школе не может обеспечить полноценное сопровождение процесса обучения и развития учащихся, необходимо создание психологической службы, в составе которой могут работать как психологи, так и педагоги, прошедшие специальное обучение и подготовку;
  • работа психолога в школе часто представляет автономный вектор, взаимодействие с педагогами происходит нерегулярно, результаты диагностики познавательных процессов не соотносятся с успеваемостью учащихся, успехи обучения не  прогнозируются;
  • в начальной школе закладываются структуры познавательной деятельности, формируются когнитивные стратегии и мотивационные основы учения, а учитель управляет умственным развитием учеников. При этом педагог не всегда может определить движущие силы, психологические механизмы усвоения учебного материала, распознать истинные, глубинные причины школьных трудностей, оказать необходимую помощь;
  • развивающие и коррекционные занятия с психологом не всегда являются результативными, так как приобретенный на них опыт не переносится на учебную сферу, не применяется на уроках. С одной стороны – ученик не понимает, как это сделать, с другой – учитель не актуализирует полученный школьником навык в силу собственной некомпетентности в области психологических причин школьных трудностей.

        Рекомендуемые в литературе диагностические процедуры часто представляют собой «поперечные срезы», они проводятся в переходные моменты школьного обучения, тогда как более востребованными для успешного обучения являются лонгитюдные исследования – «продольные срезы». Результаты обучения во многом обусловлены познавательным развитием ученика. Непрерывный «сквозной» мониторинг развития позволяет прогнозировать как успехи, так и проблемы в обучении. Вовремя оказанная квалифицированная помощь – условие качественного освоения школьных знаний.

Отметим, что предыдущий (с 1992 г. по 2000г.) опыт работы, основанный на технологиях сопровождения отечественных психологов, позволил нам построить основу, базу для дальнейшего развития содержания и структуры психолого-педагогического сопровождения учащихся.

              3. Содержание и структура инновационной разработки.

           Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала – главное направление работы психологической службы гимназии.

             Психолого-педагогический мониторинг осуществляется психологами школы в сотрудничестве с педагогами. На каждой ступени обучения мониторинг личностного роста имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями и учебными.

В своей работе мы раскроем содержание, структуру, методы психолого-педагогического  сопровождения учащихся начальной  школы.

Определение

          Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.

Задачи сопровождения:

  1. Систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника
  2. Создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения
  3. Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Этапы сопровождения  ученика начальной школы:

    • Диагностика школьной зрелости, подготовка к школе
    • Психолого-педагогическая поддержка первоклассников на этапе адаптации
    • Изучение динамики развития учащихся начальной школы
    • Диагностика готовности к переходу в среднюю школу
    • Психологическая поддержка учащихся пятых классов на этапе адаптации

                                             

                                            Программа «Дошкольник»

На дошкольном этапе главное – определить готов ли ребенок к обучению, какие проблемы необходимо решить еще до поступления в первый класс. Специалисты школьного психолого-педагогического консилиума (психолог, логопед, педагог) проводят собеседование, анализируют познавательные способности, развитие речи, эмоционально-волевой сферы, физическую и физиологическую зрелость, коммуникативные умения и главное – желание ребенка идти в школу, школьную мотивацию.

Рис. 1.

Цель: определение «школьной зрелости» детей 6,5 – 7 лет, то есть определение уровня морфологического, функционального и психического развития при котором они готовы к систематическому обучению в школе.

Задачи:

  1. Выявление уровня готовности к школьному обучению.
  2. Прогнозирование трудностей, которые могут возникнуть из-за недостаточного развития тех или иных функций.
  3. Консультирование родителей по проблеме компенсации, восполнению пробелов и т. п. до школы.
  4. Определение оптимального для детей уровня сложности образовательных программ.
  5. Заполнение индивидуальной карты развития ребенка.

Изучение возможностей умственного  развития будущих первоклассников  проводилось в Кингисеппской  гимназии на протяжении нескольких лет. Мы анализировали результаты диагностики  школьной готовности детей, соотносили их с результатами обучения в первом классе. Это позволило нам определить наиболее важные, значимые показатели школьной готовности и включить в обследование определенные методики. На сегодняшний день программа обследования небольшая по объему, но информативна по результатам. Показатели, которые требуют особого внимания: речевые нарушения, гиперактивность, трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Нередко о проблемах в развитии родители узнают непосредственно на собеседовании от специалистов консилиума. При значительных отклонениях от возрастных норм родителям выписывается направление к врачу психоневрологу для проведения углубленной диагностики. Результатом является отсутствие детей-первоклассников, которые направляются на медико-педагогическую комиссию. Специалистами консилиума были разработаны протоколы обследования и индивидуальные карты развития учащихся. (приложение 1).

 

                 Подготовка к школе.

           Будущих первоклассников, по рекомендации специалистов консилиума, мы приглашаем в нашу подготовительную группу «Дошкольник», которая уже 11 лет подряд открывает свои двери для маленьких учеников. Занятия разработаны и ведутся учителями гимназии и психологом. Каждый курс имеет свои цели и задачи. Их объединяет то, что занятия содержат и развивающие, и коррекционные аспекты работы. Детям, нуждающимся в дополнительной помощи, предлагаются дополнительные задания, родителям дополнительная консультация. Необходимо отметить, что занятия не являются «калькой» уроков, как по содержанию, так и по организации (чем нередко грешат курсы по подготовке детей к школе). Педагоги развивают речь детей, готовят руку к письму, развивают фонематический слух и представления, учат анализировать количественный состав чисел. Осуществляется компьютерная поддержка этих умений. Дети знакомятся друг с другом и педагогами, узнают о правилах поведения и общения в школе. Цели и задачи каждого курса представлены в электронном приложении «Дошкольник».

Для родителей будущих первоклассников  проводится родительские лектории, на котором выступают педагоги и  психолог. На них предоставляется информация о психологических особенностях развития шести-семи летних детей, о показателях школьной готовности, об основных программах и учебниках, по которым проводится обучение в начальной школе. Если лекторий проводится в условиях школы (может быть и в детском саду), то в конце родители и дети приглашаются на экскурсию по школе.

Как правило, все ребята, посещавшие занятия в подготовительной группе «Дошкольник», быстрее привыкают  к условиям обучения, более осознанно  принимают школьные правила, учебные ситуации, собственные успехи и неудачи. Педагоги тратят меньше времени на организационные вопросы, больше успевают сделать за урок.

Для того чтобы учитель смог заранее  спланировать (спрогнозировать) процесс  вхождения детей в условия  обучения, специалисты консилиума знакомят педагогов первых классов с индивидуальными картами развития, которые содержат материал о результатах собеседования и обучения в дошкольной гимназии. Таким образом, можно заранее определить группу детей, которым возможно понадобится педагогическая или психологическая помощь. Ведется просветительская деятельность через средства массовой информации: газету, телевидение (см. приложение 2).

 

Программа психолого-педагогического сопровождения

учащихся начальной  школы «ИСТОК»

Рис. 2.

      В начальной школе работа по сопровождению проводится в рамках программы «ИСТОК», где психологи и педагоги осуществляют анализ и прогноз образовательного маршрута ученика. Ценностные приоритеты программы заключены в названии ИСТОК: Интеллект, Сотрудничество, Творчество, Общение, Компетенции (см. электронное приложение «ИСТОК»). Старт обучения определяет дальнейшие успехи, умение преодолевать трудности, идти к поставленной цели. Предметом анализа является развитие познавательной способности, приемов учебной деятельности, самостоятельности, школьной мотивации, коммуникативной культуры гимназиста.

                   Ученики 1-4 классов

             Психологическое и педагогическое сопровождение учащихся 1-4 классов проводится совместно с педагогами-кураторами, которые работают в психолого-педагогической службе. Вместе с ними были определены направления и содержание диагностической деятельности по изучению интеллектуального и личностного развития учащихся.

Содержание  психолого-педагогической диагностики в школе начальной ступени.

             На протяжении четырех лет обучения в начальной школе проводится психолого-педагогическая диагностика, предметом которой являются различные компоненты психологического развития младшего школьника. Перечислим основные преимущества психолого-педагогического сопровождения, основанные на данной диагностической программе:

Во-первых, программу отличает небольшой объем диагностических процедур. В ней выделены основные процессы, значимые для школьной успешности. Трудоемкая, большая по объему диагностика отбирает время и силы, которые лучше потратить на помощь школьникам, на создание условий эффективного обучения и развития. Данная программа – результат анализа многих методик и выбора наиболее адекватных целям сопровождения.

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся