Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Цель: Разработка и внедрение процедуры комплексного психолого-педагогического сопровождения, способствующего успешному обучению и развитию ученика начальной школы.
Ожидаемые результаты: создание программы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы, которая включает в себя психолого-педагогическую диагностику, анализ динамики успеваемости и познавательного развития ученика, его школьной мотивации, прогноз вектора образовательного маршрута. Программа позволит установить факторы и условия успешного обучения, показать взаимосвязь развития психических функций и успеваемости, прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, оказывать эффективную психолого-педагогическую помощь и поддержку ученикам начальной школы. Одним из важнейших условий достижения данного результата является равноправное сотрудничество педагога и психолога.

Файлы: 1 файл

psikhologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_kak_uslo.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

       На протяжении четырех лет – с 2001 по 2005 годы работа ведется в тесном сотрудничестве психолога с педагогами. Психологическая диагностика познавательного развития постепенно включается в сферу деятельности педагога (см. электронное приложение «Сопровождение»). Объем и глубина психологического исследования при этом регламентируется с учетом психологической компетентности каждого учителя начальной школы.

            Результаты психолого-педагогического сопровождения, представленные в аналитических справках и диаграммах, показывают стабильные результаты успеваемости, при этом динамика развития каждого ученика имеет индивидуальные различия как по темпу, так и по качеству. Неравномерность развития становится видимой, прозрачной для педагога, и это позволяет ему вместе с психологом влиять на динамику оптимальными методами в оптимальные сроки.

            По результатам совместной деятельности опубликованы книги, статьи с рекомендациями для педагогов и родителей (см. приложение 8). Об отдельных направлениях работы по психолого-педагогическому сопровождению докладывалось на конференциях и семинарах в Ленинградском областном институте развития образования, Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, Ленинградском государственном университете им. А.С. Пушкина и Санкт-Петербургском государственном университете.

  • Выполненный объем работ, полученные результаты с указаникм их количественных и качественных показателей;
  1. В гимназии разработана организационная структура группы, осуществляющей психолого-педагогическое сопровождение, которая состоит из семи человек: заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе, педагог-психолог, логопед, педагоги-координаторы модулей.
  1. Работа сопровождения осуществляется по установленному алгоритму. Это последовательная, регламентированная, обоснованная деятельность, направленная на создание условий успешного обучения и развития младшего школьника и установления причин, тормозящих это процесс.

                      Результативность психолого-педагогического сопровождения прослеживается на каждом его этапе:

             а) Диагностика школьной зрелости, подготовка к школе.

Результативностью работы школьного  психолого-педагогического консилиума (здесь и далее ППК) можно считать  всестороннюю качественную оценку школьной зрелости дошкольников, поступающих в первый класс. За последние девять лет только один первоклассник не справился с программой первого года обучения и был направлен на МППК (районная медико-психолого-педагогическая комиссия). Причина – раннее обучение. Несмотря на прогноз школьных проблем и трудностей, сделанный специалистами школьного ППК, родители ребенка изъявили желание обучать девочку с 6 лет. Прогноз, таким образом,  оказался объективным.

Первоклассники, посещавшие занятия в подготовительной группе «Дошкольник», лучше адаптируются в школе, показывают высокий уровень школьной мотивации, низкий – тревожности, быстрее овладевают навыками чтения и письма. Выпускники «Дошкольника» хорошо включаются в коллективные формы деятельности, меньше конфликтуют, умеют уступать и договариваться друг с другом.

            б) Психологическая поддержка учащихся первых классов на этапе адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение  первоклассников во многом зависит  от качества проведенных мероприятий на предыдущем этапе. Рекомендации и прогноз специалистов ППК имеют профилактическое значение. Дети с речевыми нарушениями, гиперактивные и медлительные, с трудностями в установлении контактов с взрослыми и сверстниками и т.д. по направлению логопеда или психолога могут до школы получить помощь в районном центре «Семья», «Центре коррекции и развития», медицинском центре «Прогноз». Многим дошкольникам предлагаются занятия в подготовительной группе «Дошкольник». Результативность работы проявляется в том, что за последние четыре года работы было выявлено только два случая дезадаптации. Причина – раннее обучение с 5,5 – 6 лет (по желанию родителей) детей, имеющих различные проблемы в психологическом, физическом и физиологическом развитии. Эта проблема вызвала необходимость в проведении родительских лекториев для родителей дошкольников в детских садах, на страницах местной газеты «Восточный берег».

          в) Изучение динамики развития учащихся начальной школы.

Изучение динамики развития ведется  по разработанной циклограмме, где  диагностируемые параметры развития соотнесены с возрастными особенностями  и возможностями учащихся, а периоды  проведения психологической диагностики соотнесены с периодами овладения тех или иных учебных умений и навыков. Показателем результативности этой работы является отсутствие второгодников за последние девять лет. Психолого-педагогическая диагностика позволяет заблаговременно выявлять «группу риска» и оказывать помощь до появления серьезных проблем обучения. Диагностика внимания (скорости и точности переработки информации) позволяет организовать сопровождение учащихся с проблемами в обучении, связанными с темпами созревания мозговых структур и др.

Разработанные психологами гимназии карты развития отражают развитие познавательной, учебной и личностной сфер, а также  успеваемость в динамике, позволяют  прогнозировать образовательный маршрут.  

          г) Диагностика готовности к переходу в среднюю школу.

Психолого-педагогическое сопровождение  ученика начальной школы позволяет  установить не только уровень обученности, но и причины его обусловившие, помогает прогнозировать дальнейший ход  развития.

                   Результативностью работы можно считать высокие результаты обучения в начальной школе. Так, например, в 2003-2004 учебном году 81% четвероклассников закончили учебный год на «4» и «5», из них 17% - на «отлично». Школьные трудности были спрогнозированы и обоснованы не только специалистами школьного ППК, но и педагогом-координатором модуля 4-х классов. Психолого-педагогическое сопровождение в средней школе требует учета этих данных и помощи не только в период адаптации, но и в последующий период обучения.

             д) Психологическая поддержка учащихся пятых классов на этапе адаптации.

      Алгоритм психолого-педагогического сопровождения пятиклассников является наиболее отработанным в основной ступени обучения. Предыдущие этапы работы в начальной школе, просветительская и консультативная работа с родителями и педагогами обусловили благополучную адаптацию. Учащиеся, с показателями дезадаптации (с повышенной утомляемостью, тревожностью) - новички, они прибыли из других школ. Последние три года в психолого-педагогическом сопровождении отрабатывается направление поддержки вновь прибывших учащихся (не только в 5 класс).

  • Определенность перспектив продолжения работ, обоснованность необходимых для этого условий;

           Психолого-педагогическое сопровождение, разработанное для начальной школы Кингисеппской гимназии является «сквозным», где ход развития ученика на предыдущем этапе, обусловливает последующий, где отсутствует хаотичность проводимых мероприятий. Логика построения работы сопровождения показывает необходимость и возможность выделения большего времени прогностической и профилактической работе, предупреждающей школьные проблемы и трудности. Безусловно, этот же принцип «сквозного» сопровождения, учитывающего условия и факторы обучения и развития требует сохранения в основной и старшей школе. Ценность такого подхода заключается в решении следующих проблем: во-первых,  проблема прогноза дальнейшего хода психологического развития и его обоснования. Во-вторых, проблема установления связей между фазами развития. В реальном ходе развития определяется вес каждого показателя познавательного, учебного, личностного, влияющего на успешность обучения. В-третьих, появляется возможность в организации преемственности не только в работе психолого-педагогического сопровождения, но и всего педагогического коллектива. При этом работа будет происходить на основе данных психолого-педагогической диагностики.

                   В основной школе программа сопровождения проходит под названием «Самоопределение». Состав группы сопровождения меняется, большое значение приобретает работа воспитателей-координаторов, так как особенность подросткового возраста определяется ведущей деятельностью, направленностью на общение. Как правило, в этом возрасте снижается мотивация учения, результаты успеваемости.  

На сегодняшний день установлены  приоритетные направления работы, определены сроки проведения диагностики тех  или иных показателей развития. Проводится консультативно-просветительская работа психолога с воспитателями-координаторами и педагогами-предметниками по ознакомлению с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. Разработана и внедряется программа личностного развития учащихся 5, 6, 7, 8-х классов. Вводится индивидуальная «Карта достижений» ученика, основанная на рейтинговой оценке успеваемости, кругозора, участия в общественно-полезном труде.

Для старшей ступени обучения приоритетным направлением является профильное и  профессиональное самоопределение  старшеклассников. Данный этап сопровождения  реализуется специалистами «Профцентра», в котором работают психолог и специалист по компьютерной диагностике». В дальнейшем предусмотрено включение в работу по сопровождению педагогов-координаторов профильной школы. Большое внимание в работе со старшеклассниками уделяется формированию у них активности и конкурентоспособности. Проводятся психологические уроки, тренинги, игры, где формируется умение самостоятельно делать выбор дальнейшего образования старшеклассниками с учетом интересов, склонностей, способностей и потребностей современного рынка труда. В профцентре существуют данные, позволяющие соотнести показатели структуры интеллекта (по Р. Амтхауэру) с успеваемостью по различным предметам, прогнозировать профильную и профессиональную направленность.

                    Важнейшим условием внедрения психолого-педагогического сопровождения учащихся гимназии на всех этапах является включение в группу сопровождения педагогов-координаторов и воспитателей-координаторов. Психологическая подготовка координаторов возможна на семинарах-практикумах, проводимых психологами гимназии и курсах повышения квалификации. В современных школах работу по сопровождению осуществляют один, реже два психолога. Силами двух специалистов решаются проблемы отдельных учеников, групп учащихся, испытывающих трудности в школе.    Сотрудничество психологов и педагогов позволит эффективно и качественно сопровождать процесс обучения и развития каждого ученика.

  • Сформированность ресурсной базы (помещение, оборудование и т.д.)

             Ресурсная база психолого-педагогического сопровождения школьников формировалась и развивалась со дня основания гимназии – с 1992 года. На сегодняшний день аналитическая и практическая деятельность специалистов осуществляется на базе методического кабинета начальной школы и кабинетов психологической разгрузки и психологической диагностики.

          Методический кабинет начальной школы используется для проведения семинаров, конференций, заседаний методического объединения учителей и пр. В кабинете имеется современная мебель: столы, стулья, шкафы. Заседания психолого-педагогического консилиума, коррекционные занятий с детьми проходят в логопедическом кабинете. Для просмотра видеозаписей с уроков, фильмов, передач используется лекционный зал гимназии, который оснащен необходимой техникой. В методическом кабинете накоплено большое количество учебно-методической и справочной литературы, которая систематизирована по учебным предметам. Ежегодно оформляется подписка на журнал «Начальная школа» и газету «Первое сентября». Педагоги своими руками изготовили свыше двадцати видов наглядных пособий (перфокарт, таблиц, карточек и др.). На информационном стенде показаны основные направления работы начальной школы, ее структура, состав, а также методические рекомендации, новинки передового опыта. В кабинете хранятся документы по психолого-педагогическому сопровождению. Они систематизированы по направлениям сопровождения и позволяют изучать результаты деятельности на каждом этапе, в параллели и отдельном классе.

              Для работы психологической службы в гимназии отведено два кабинета – кабинет психологической разгрузки и кабинет диагностики и консультирования. Для проведения индивидуального или группового семейного консультирования в кабинете психологической разгрузки имеются удобные мягкие кресла. Интерьер располагает к расслаблению, способствует открытому, доверительному общению. Данное пространство также используется для проведения коррекционных занятий и тренингов. Кабинет психологической диагностики и консультирования разделен на диагностическую, информационную, библиотечную и архивную зону. Диагностическая зона не ограничивается пространством кабинета. Компьютерная диагностика учащихся осуществляется в кабинете информатики и вычислительной техники, где одновременно могут пройти тестирование 13 человек. Психологическая служба гимназии имеет свыше ста диагностических методик, тестов, которые позволяют исследовать различные психологические процессы, свойства личности, профессиональные интересы и склонности школьников. Методики систематизированы по направлениям работы и возрастным периодам. В библиотечной зоне хранится свыше 150 книг. Они используются как психологами, так и педагогами гимназии. Это словари, литература по общей, возрастной, педагогической, социальной психологии, справочники профессий, коррекционные и развивающие упражнения, игры, занятия. Информационная зона представлена на стенде и знакомит с нормативными документами, функциональными обязанностями педагога-психолога, планом и режимом работы, содержанием психологических программ, правилами техники безопасности. В кабинете также имеется зона хранения архива, карт развития учащихся гимназии, бланков, которые размещаются в книжном шкафу.

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся