Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:48, контрольная работа
Цель: Разработка и внедрение процедуры комплексного психолого-педагогического сопровождения, способствующего успешному обучению и развитию ученика начальной школы.
Ожидаемые результаты: создание программы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы, которая включает в себя психолого-педагогическую диагностику, анализ динамики успеваемости и познавательного развития ученика, его школьной мотивации, прогноз вектора образовательного маршрута. Программа позволит установить факторы и условия успешного обучения, показать взаимосвязь развития психических функций и успеваемости, прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, оказывать эффективную психолого-педагогическую помощь и поддержку ученикам начальной школы. Одним из важнейших условий достижения данного результата является равноправное сотрудничество педагога и психолога.
Таблица 7
месяц |
класс |
Тема |
цель |
методика |
участники |
ноябрь |
3 класс |
диагностика понимания прочитанного |
определение читательских возможностей |
тест Эббингауза реконструкция предложений (в интерпретации Л.А. Ясюковой) |
Психолог, педагог- координатор |
4 класс |
диагностика понимания прочитанного |
определение читательских возможностей |
Психолог, педагог- координатор |
Диагностика понимания прочитанного является одним из компонентов диагностики навыка чтения. Психолого-педагогическая диагностика включает в себя оценку способа чтения, скорости, правильности и понимания прочитанного. Актуальность диагностики в этот период обусловлена активным становлением познавательного чтения. Третьеклассник уже научился читать, для него главное понимать и осознавать прочитанное. Мы обнаружили, что наибольшую динамику в понимании прочитанного можно наблюдать в период обучения с третьего по четвертый класс (см. приложение 6). Отсутствие динамики – повод для создания условий развития навыка чтения.
Работа по совершенствованию навыка чтения учащихся организуется в рамках программы ИСТОК через различные игры. Их содержание способствует повышению интереса к содержанию заданий, повышению активности, лучшего переключения внимания. Более того, в работе предусмотрена система оценки ребенком собственных усилий и достижений, а также настроения.
Название игры |
Вид игры |
цель |
Условия проведения |
Молния Словесная лесенка Разбуди букву |
Коррекционные игры |
Коррекция техники чтения |
На коррекционных занятиях |
Отвечай скорее всем: почему, когда, зачем? |
Развивающая игра |
Развитие познавательного чтения |
На уроках |
Лучший читатель «Речецветик» Эрудит |
Игры-конкурсы |
Формирование мотивации успешности |
Во внеурочное время |
Палочка - отмечалочка Улыбка |
Игры диагностические |
На коррекционных занятиях и уроках |
Предупреждение проблемы в третьем - четвертом классе позволяет избежать трудности перехода среднюю школу и освоения учебных программ предметов гуманитарного цикла. Для родителей учащихся 3-4 классов проводится лекторий по теме «Как преодолеть трудности чтения» (см. приложение 6). Опыт работы по данной проблеме был обобщен и опубликован в книгах «Как преодолеть трудности чтения». М.: Ось-89, 2001г., «Эта книга поможет вашему ребенку учиться на пятерки по чтению». СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2004г. (см. приложение 8)
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 3 - х классов. Таблица 9
месяц |
Тема |
цель |
методика |
участники |
февраль |
диагностика пространственного мышления |
анализ динамики |
тест прогрессивные матрицы Д. Равена |
психолог педагог координатор |
Диагностика вычислительных навыков табличного умножения и деления |
Проведение тематических срезов |
Завуч, педагог |
Целью диагностики пространственного мышления является выявление динамики развития ученика за период обучения со второго по третий классы. Это позволяет установить, насколько активно развивается мыслительная деятельность третьеклассников в условиях обучения, выявить причины, тормозящие школьные успехи, использовать эти данные для повышения эффективности обучения. Результаты диагностики соотносятся с результатами усвоения табличного умножения и деления. Нами установлена тесная взаимосвязь между этими показателями.
Оказание помощи детям
Для преодоления трудностей усвоения табличного умножения и деления педагогами на уроках используется игра «Волшебное поле», которая направлена на формирование у школьников представлений о числовом пространстве таблицы Пифагора. Это способствует осмысленному запоминанию таблицы умножения, а не механическому ее заучиванию. Запоминанию таблицы умножения способствует развивающая игра «Шифровальщик» (см. приложение 6).
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 4 - х классов Таблица 10
месяц |
Тема |
Цель |
методика |
участники |
Февраль |
диагностика коммуникативных способностей |
анализ динамики |
методика ДКИШ |
психолог педагог- координатор |
Март |
диагностика памяти |
анализ динамики |
методика Амтхауэра |
Психолог |
диагностика внимания |
тест Тулуз-Пьерона | |||
апрель |
диагностика математических лингвистических, способностей (аналогии, абстрагирование) диагностика гуманитарных, способностей (анализ) |
прогноз обучения в средней школе |
методика Амтхауэра |
Педагог координатор психолог |
май |
Диагностика школьной мотивации |
Анализ динамики |
Методика Лускановой |
Педагог координатор психолог |
май |
Диагностика усвоения базовых знаний |
Анализ готовности к обучению в основной школе |
Проведение административных контрольных работ |
Завуч, педагог |
В 4-х классах психолого-педагогическое сопровождение решает задачи определения готовности школьников к переходу в среднюю школу и вектора познавательного маршрута, выявления математических, лингвистических и гуманитарных способностей. В третьей и четвертой четвертях проводится диагностика по методике Р.Амтхауэра (в интерпретации Л.А. Ясюковой). Несмотря на то, что в этом возрасте (9-10 лет) школьники не показывают явного предпочтения к какой-либо области знаний, все же результаты показывают общую тенденцию по классу в целом и по классу и по каждому ученику. Так одни ученики могут проявлять математические способности (хороший уровень математической интуиции, владения основными вычислительными алгоритмами). Показателями гуманитарных способностей являются хороший и средний уровень логической памяти, понятийного интуитивного мышления, понимания прочитанного. Также по результатам диагностики выявляются дети, которым потребуется психолого-педагогическая поддержка в средней школе. По результатам диагностики в 4-х классах составляется итоговая справка. Учителя, работающие в 4 – 5-х классах, знакомятся с полученными данными, родители приглашаются на консультации (см. приложение 7).
Продолжается занесение диагностических данных в индивидуальные карты развития учащихся. Здесь же указываются показатели учебной деятельности – умение принимать и анализировать учебную задачу, планировать ход ее решения, контролировать свои действия, оценивать результаты. Ученик начальной школы за годы обучения формирует папку - «портфолио». Творческие работы, грамоты, дипломы, сертификаты, в которых отражаются не только учебные, но и другие достижения позволяют наполнить портрет ученика индивидуальным, личностным содержанием, иллюстрируют развитие интересов, активности.
За десятилетний период работы психологической службы уровень психологической компетености учителей начальной школы повысился, поэтому многие проблемы предупреждаются, решаются педагогами самостоятельно. Они прослушали курс лекций по педагогической психологии, знают возрастные и индивидуальные особенности своих учеников, работают с картами развития, применяют педагогические и психологические знания в работе с детьми.
Родительский лекторий является уже традиционным. Содержание лекций обновляется, при этом существуют и постоянные темы.
В зависимости от ситуации, запроса лекции могут проводиться, как в отдельных классах, так и для родителей одной параллели, начальной школы. Как правило, после проведенной лекции потребность у родителей в индивидуальной консультации возрастает.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 5 - х классов Таблица 11
месяц |
Тема |
Цель |
методика |
участники |
октябрь |
диагностика эмоций, активности, самочувствия на уроках |
анализ адаптации |
методика «Эмоции на уроках» Н.А. Кузьминой Цветовой тест Люшера |
Психолог Педагог- координатор |
октябрь |
Диагностика интересов и склонностей |
Анализ интересов, прогноз обучения |
Карта проф. направленности |
Психолог Педагог-воспитатель |
(см. приложение 7)
В 5-х классах основной целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода. Для создания условий адаптации решаются следующие задачи:
Ознакомление преподавателей и классных руководителей пятиклассников с результатами развития и обучения. Рекомендации по дальнейшему развитию ученика, его потенциальных возможностей. Это важно, поскольку учитель начальной школы, выпустив детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок, и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста. В средней школе противоречие между возможностями ученика и требованиями, предъявляемыми, к нему возникает из-за того, что содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно, что предполагает хорошо развитое теоретическое мышление подростков. Однако такое мышление находится у 10-11 летних школьников на начальном этапе своего развития. И это хорошо иллюстрируют результаты диагностики структуры интеллекта по методике Р.Амтхауэра. Другая причина – высокая планка требований в основной школе к самостоятельности, ответственности и инициативности ученика.
Дальнейшая работа с учащимися содержится в программе психолого-педагогического сопровождения «Самоопределение». Для старшей ступени обучения педагогами и психологами гимназии разработана программа «Выбор».
Итак, в ходе психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы были установлены периоды обучения, во время которых наблюдается наибольшая динамика развития тех или иных психических процессов, ее соотношение с успеваемостью. Выявлены факторы и условия, значимые для развития и обучения. С учетом этого были определены приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения, направленные на раскрытие потенциальных возможностей ребенка на разных этапах обучения. Стало необходимым и возможным посторенние вектора образовательного маршрута, основанного на прогнозе дальнейшего обучения, создания условий для его реализации.
4. Научная новизна и практическая значимость работы:
5. Уровень проработанности:
На сегодняшний день происходит плавный переход от экспериментального этапа к аналитическому. Проведенная работа по психолого-педагогическому сопровождению ученика начальной школы анализируется и планируется ее продолжение в основной и старшей школе. Работа по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ведется с 2001 года. До этого сопровождение являлось в большей степени психологическим, и было скорей автономным вектором работы с учащимися. Рекомендации психолога выполнялись, но без глубокого понимания психологических особенностей развития ребенка.
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся