Психотехнические игры в обучении иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью предлагаемой работы является изучение, анализ и популяризация накопленного опыта по вопросу использования в обучении иностранному языку методики психотехнических игр.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
- изучить существующую методическую литературу по данной теме;
- осмыслить и запомнить, в какой мере игровые технологии способствуют активизации, индивидуализации деятельности учащихся на уроках иностранного языка ;
- определить пути эффективного применения игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся;
- способствовать овладению учителями иностранных языков интенсивными методами обучения.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Мнения современных психологов и педагогов
Глава 2. Нетрадиционные формы урока
3.2. Интернет на уроках иностранного языка
3.3. Метод проектов
3.4. Видеоурок
3.5. Урок – экскурсия
3.6. Урок – спектакль
3.7. Урок-праздник
3.8. Урок –интервью
3.9. Урок-эссе.
3.10. Интегрированный урок
Глава 3. Игровой метод обучения английскому языку
Глава 4. Типы учебных игр
4.1.ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ
4.2. Психотехнические игры
4.3. КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
4.4.РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
4.5. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
Глава 5. Изменения в системе образования
Заключение

Файлы: 1 файл

Черновик!.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

 

Реферат

Курсовая работа  страниц, источник

Ключевые слова:

Объект исследования: методика обучения иностранному языку через внедрение психотехнической  игровой деятельности

 Предмет  исследования: выступают некоторые особенности использования игровой деятельности в обучении иностранному языку, описание и классификация психотехнических игр, методика применения игр на уроках иностранного языка

 Метод исследования: изучение литературы по вопросу  современных методов преподавания  иностранных языков

Цель работы: провести анализ методики использования психотехнических игр на уроках иностранного языка и определить их методическую эффективность данного метода обучения; изучить преимущества и недостатки данной методики обучения иностранных языков; определить нестандартные формы и приемы обучения, игровой метод обучения классификацию игр

Полученные  результаты: проведен анализ нестандартных форм и приемов обучения, которые способствуют  повышению мотивации к изучению ИЯ и определена их методическая ценность; рассмотрена их классификация, проведен подробный анализ игрового метода обучения; выделены преимущества и недостатки методики применения психотехнических игр и степень эффективности их использования в современном учебном процессе

Область применения: результаты данной работы могут быть использованы при изучении методики преподавания иностранных языков, а так же применяться на практике в обучении иностранным языкам

 

 

Введение.

В современной  методике преподавания иностранных  языков развивающее обучение рассматривается  как общий принцип обучения. Постепенно в педагогике и психологии сложилась точка зрения на сущность развивающего обучения, как на процесс, в ходе которого происходит обогащение учащихся знаниями, развитие личности ребенка. 
Расширение экономических, политических и культурных контактов требуют нового подхода к преподаванию иностранного языка. Изменились ценностные ориентации в обществе, в качестве самой большой ценности стали рассматриваться свободная, образованная, развитая личность с эвристическим мышлением, целеустремленностью, инициативностью и креативностью в решении проблем. Поэтому основой обучения иностранному языку должно стать не столько запоминание информации, сколько активное участие самих учащихся в овладении знаниями, на включение школьников в диалог культур через различные приемы коммуникативного и интенсивного методов обучения иностранным языкам. Помимо работы с лексическим и грамматическим материалом, интерактивными заданиями, внеклассными мероприятиями эти методы включают в себя и использование языковых и коммуникативных игр для развития творческого потенциала, стремления к поиску неординарного решения. 
Анализ литературы показал, что использование игровой деятельности представляет повышенный интерес для учителей иностранного языка. Среди наиболее актуальных вопросов научного поиска в данной области методисты выделяют следующие: 
1.определение основных дидактических функций игры; 
2.изучение роли и места игры в овладении учащимися различными видами речевой деятельности. 
Необходимо добавить, что актуальность данной проблемы обусловлена как самой спецификой предмета – иностранный язык, основной задачей которого является обучение коммуникации, так и содержанием образования, во главу угла которого ставится развивающее обучение. 
Поэтому развитие и сохранение мотивации к изучению иностранного языка у детей – важная педагогическая задача учителя, требующая постоянных поисков в обновлении содержания учебного материала.. 
Как всем может быть известно, проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели – нет управления, без цели – нет результата. 
Таким образом, целью предлагаемой работы является изучение, анализ и популяризация накопленного опыта по вопросу использования в обучении иностранному языку методики психотехнических игр. 
В соответствии с целью решались следующие задачи: 
- изучить существующую методическую литературу по данной теме; 
- осмыслить и запомнить, в какой мере игровые технологии способствуют активизации, индивидуализации деятельности учащихся на уроках иностранного языка ; 
- определить пути эффективного применения игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся; 
- способствовать овладению учителями иностранных языков интенсивными методами обучения. 
В данной работе рассматриваются варианты решений указанных вопросов, исходя из позиций, занятых педагогами по вопросам методики использования игровых технологий в преподавании иностранного языка. В первую очередь, речь здесь идет об игровых технологиях в целом и языковых и коммуникативных играх при обучении иностранному языку, в частности. 
Данная работа разделена на введение, где и обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи, определены объект, предмет и методы исследования. В основной части рассматриваются особенности интенсивных методов обучения, способы активизации и интенсификации учебного процесса через игровую деятельность на уроке; обучающие возможности игры и ее разновидности, а также раскрывается практическая их реализация из опыта работы по заданной теме. Заключение содержит выводы по результатам исследования. Библиографический список включает в себя перечень изученной и используемой литературы.

 

 

1 глава

Современные психологи  и педагоги сходятся во мнении, что  качество выполнения деятельности и её результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая в свою очередь определяет выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей, т.е. мотивация обозначает систему факторов, определяющих поведение человека.

Следует дать краткие  определения составляющих факторов понятия "мотивация". Потребностью называют состояние нужды (в данном случае) человека в определённых условиях, которых ему недостаёт для нормального развития.

Мотив выступает  в сознании человека как объект или  цель, на которую в конечном счёте  направлено поведение. Мотив всегда связан с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью, речью.

Целью называют тот непосредственный, обязательно осязаемый результат, на который в данный момент направлено поведение. И.А. Зимняя называет мотивацию "запускным механизмом" всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, поэтапный и конечный результат. Если нет успеха, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Кроме потребностей, мотивов и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают также интересы, стремления, желания и намерения.

Проблема мотивации  в учении возникает по каждому  школьному предмету. Однако особо  остро стоит проблема мотивации  изучения иностранных языков в средней  школе. Опыт показывает, что происходит её снижение от класса к классу. До момента  изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать.

Но вот начинается процесс овладения иностранным  языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления "строительного материала", преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. А впоследствии, уже будучи взрослыми, сожалеют по поводу упущенного, возникает недовольство не только собой, но главным образом постановкой обучения иностранному языку.

Расценивая  мотивацию как важнейшую пружину  процесса овладения иностранным  языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного  мира ученика, она определяется его  собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

Учитель должен представлять себе весь арсенал мотивационных  средств, все типы и подтипы мотивации  и их резервы. Тогда можно будет  точно соотнести содержание учебного процесса на всём его протяжении с  соответствующими типами мотивации.

Охарактеризуем  существующие виды мотивации, обеспечивающие заинтересованное учение. Психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регуляции в учении, установили многообразие мотивационной сферы человека.

Во-первых, на неё  могут оказать влияние социальные мотивы, определяемые потребностями общества; они составляют внешнюю мотивацию. Внешняя мотивациясуществует в двух разновидностях: широкая социальная мотивация и узколичная.

Точную характеристику широкой социальной мотивации даёт П.М. Якобсон:"Такая мотивация  процесса учения связана с достаточно остро переживаемым чувством гражданского долга перед страной, перед дорогими, близкими людьми, связана с представлениями об учении как дороге к освоению больших ценностей культуры,как средстве, позволяющем в более разумной форме сделать людям доброе и полезное, с представлением об учении как пути к осуществлению своего назначения в жизни". Так, для учащихся основанием для овладения иностранным языком может стать перспектива участия в различных форумах молодёжи.

Вторая разновидность внешней мотивации - узколичная. Она определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда как путь к личному благополучию. Здесь возможен довольно широкий диапазон морального плана: от гражданских мотивов до узкоэгоистических. Например: "Хочу быть переводчиком: это престижно"(но и "Это полезная деятельность, которая способствует установлению взаимопонимания"). "Хочу работать в представительстве какой-либо иностранной фирмы: это хорошо оплачиваемая работа". Но может быть и отрицательная мотивация: "Мне не нравится иностранный язык, но родные считают, что он мне пригодится; они сами сожалеют, что слабо им овладели, и не хотели бы, чтобы я повторил их ошибки".

Внешняя мотивация, как правило, бывает дистантной, или  далёкой, мотивацией, рассчитанной на достижение конечного результата учения. Тем не менее её стимулирующее воздействие на процесс учения может быть достаточно сильным. Она в самом начале, а иногда ещё до изучения иностранного языка, нацеливает учащихся на "сверхзадачу".

Во-вторых, на мотивационно-побудительную  сферу человека может воздействовать и характер деятельности как таковой. Это так называемая внутренняя мотивация.

Её называют часто процессуальной мотивацией. Эта  мотивация является близкой и  актуальной. Поэтому весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на каждом уровне испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфических для предмета "иностранный язык". Эти потребности соответствуют следующим разновидностям внутренней мотивации, предложенным психологом С.Т.Григоряном: коммуникативной, лингвопознавательной и инструментальной.

Коммуникативную разновидность внутренней мотивации  можно назвать основной, так как  коммуникативность - это первая и  естественная потребность изучающих иностранный язык.

Однако, несмотря на явно выраженное стремление к общению  со стороны учащихся, именно этот тип  мотивации труднее всего сохранить. Дело в том, что при овладении  иностранным языком в атмосфере  родного языка иностранный предстаёт как искусственное средство общения. И так называемые "естественные ситуации", используемые при обучении, носят в сущности искусственный характер. То есть коммуникация на иностранном языке на занятиях носит в основном условный характер, а это сближает ее со сценической коммуникацией, поэтому важно обращаться к воображению школьников, к их фантазии, к игре. Учителю следует постоянно побуждать учащихся к перевоплощению.

Отправным моментом для возникновения мотивации  является ознакомление учащихся с задачами урока и принятия их учащимися.

Сама формулировка задач урока должна импонировать ребятам, открывать перед ними ясную  речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от ступени обучения, от возрастных и психологических  особенностей.

Содержание  урока, как и его задачи, тоже должно быть принято учащимися. Это может быть достигнуто путём усиления личностной ориентации, использования на уроке актуальных событий, привлечения познавательного материала.

Фактически  почти любую тему можно сделать  личностно значимой. Личностная ориентация предполагает, однако, адресованность не только непосредственно к самому ученику и его "Я", но и к более широкой среде, причастность к которой он ощущает (моя семья, моя улица, мой город, моя страна, страна изучающего языка).

Например: "Расскажите неправдоподобную историю о своём путешествии", "Представьте, что вы гид, и проведите экскурсию по Лондону", "Расскажите туристам о тех достопримечательностях". Подобные задания предоставляют ученику право выбора, что очень важно, так как он может выбрать ту часть материала, которую лучше усвоил, тем самым устраняются отрицательные эмоции.

Познавательный  характер материала урока играет немаловажную роль в коммуникативной  мотивации и должен быть подчинён правилу равновесия между новой  и уже известной информацией. Это можно достигнуть путём сообщения нового об известном.

Равновесие  между новой и известной информацией  может быть соблюдено также путём  актуализации межпредметных связей. В этом случае факты и события, усвоенные на других уроках по другим областям знаний, предстают перед учащимися на уроках иностранного языка как бы в новой языковой оболочке. Узнавание их доставляет учащимся радость познания; одновременно они на деле убеждаются, что иностранному языку, как и родному, свойственна органичная вплетённость во внешний многомерный мир.

Познавательный  материал урока связан с психолого-педагогическим понятием "зоны ближайшего развития", которое ввёл и объяснил Л.С. Выготский. Это понятие связано с развивающим  обучением и обозначает разницу  между тем, что ученик может сделать самостоятельно и что с помощью взрослого. Доверие интеллектуальным возможностям учащихся усиливает удовлетворение от учения.

  Так же нельзя не отметить, что разнообразие как необходимая черта любого хорошего обучения способствует поддержанию интереса к учёбе. Проблемность означает, что учащиеся используют язык для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнаёт, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Особое значение имеет эгофактор, то есть возможность говорить о том, о чём школьники думают, о своих мыслях.

 

 

 

Глава  2

2.  Нетрадиционные  формы урока

Урок  - это  основная организационная форма  обучения в школе. Он является не только  важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса  обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

У урока иностранного языка особенная специфика, которую  учитель иностранного языка не может  не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности  к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы является отличительной особенностью урока иностранного языка.

Иноязычная  коммуникация базируется на теории речевой  деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности  в условиях "социального взаимодействия" общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

Информация о работе Психотехнические игры в обучении иностранному языку