Психотехнические игры в обучении иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью предлагаемой работы является изучение, анализ и популяризация накопленного опыта по вопросу использования в обучении иностранному языку методики психотехнических игр.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
- изучить существующую методическую литературу по данной теме;
- осмыслить и запомнить, в какой мере игровые технологии способствуют активизации, индивидуализации деятельности учащихся на уроках иностранного языка ;
- определить пути эффективного применения игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся;
- способствовать овладению учителями иностранных языков интенсивными методами обучения.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Мнения современных психологов и педагогов
Глава 2. Нетрадиционные формы урока
3.2. Интернет на уроках иностранного языка
3.3. Метод проектов
3.4. Видеоурок
3.5. Урок – экскурсия
3.6. Урок – спектакль
3.7. Урок-праздник
3.8. Урок –интервью
3.9. Урок-эссе.
3.10. Интегрированный урок
Глава 3. Игровой метод обучения английскому языку
Глава 4. Типы учебных игр
4.1.ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ
4.2. Психотехнические игры
4.3. КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
4.4.РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
4.5. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
Глава 5. Изменения в системе образования
Заключение

Файлы: 1 файл

Черновик!.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Игра  «Составь слова» 
Эта игра наряду с тренировкой воображения направлена на развитие словарного запаса учащихся. Она проводится после изучения конкретной учебной темы или после прочтения определенного текста. Ученики, используя данные буквы, должны составить как можно больше слов, встречающихся в тексте или по теме. («Sport») Количество слов, образованных учеником, служит показателем его словарного запаса. 
c r a c i n e h a 
t n i a s w o m 
c p a d h n o 
Key: champion, tennis, award, coach. 
Игра « Как лучше использовать предметы» 
направлена на общее развитие и на стимулирование фантазии учащихся. 
На картинке изображен предмет, например, книга. Учащиеся должны перечислить все действия – реальные и воображаемые, которые можно совершить с этим предметом. 
Тhebook – read, take, present, paint, giveetc. 
Игра « Как лучше использовать предметы» 
направлена на общее развитие и на стимулирование фантазии учащихся. 
На картинке изображен предмет, например, книга. Учащиеся должны перечислить все действия – реальные и воображаемые, которые можно совершить с этим предметом. 
Тhebook – read, take, present, paint, giveetc. 
Игра « Clown» 
Направлена на развитие творческого воображения, филологических способностей и расширения словаря. Учащимся нужно ответить, 
какие ассоциации вызывает это слово, в какие сочетания вступает. 
Можно написать слово в столбик, придумать слова, начинающиеся на буквы, составляющие это слово. 
C – colour, children 
L – love, lemon 
O – orange, old 
W – winter, why 
N – nose, nine 
Ученики могут придумать начинающиеся с этих букв слова, которые образуют законченное предложение, например: 
C – children 
L – love 
O – oranges 
W – why 
N – not 
Childrenloveoranges, whynot? 
Практическое использование приобретенных речевых навыков происходит при 
выполнении заданий типа «Warming-up», которые также проходят в игровой 
непринужденной форме. Как и игра, это вид деятельности, наиболее 
приближенный к реальной действительности. Содержание “Warming-up” 
разнообразно: от скороговорок до ролевых игр. Выполнение традиционных 
упражнений представляет собой напряженную и вместе с тем монотонную работу. 

4.3. КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

 
Приемы коммуникативной методики используются, как правило, в коммуникативных  играх, в процессе которых обучающиеся решают коммуникативно – познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому основное назначение коммуникативных игр – организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы. 
Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый материал в речевых ситуациях, моделирующих реальный процесс общения. 
В методическом плане коммуникативные игры представляют собой учебные задания, включающие языковую, коммуникативную и деятельностную задачи. 
Решение языковой задачи предусматривает формирование или совершенствование речевых навыков в процессе целенаправленного использования заданного языкового материала речевой деятельности. Коммуникативная игра заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной речевой деятельности; 
деятельностная – моделирует способ совместной деятельности речевых партнеров.

 
4.4.РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

 
Более подробно хочется остановиться на использовании ролевых игр. Проблема использования ролевых игр на уроках иностранных языков является предметом дискуссий многих ученых и не является новой для науки. Трудно найти специалиста в области детской психологии, который бы не касался проблемы ролевой игры, не выдвигал бы своей точки зрения на ее природу и значение, однако специальных исследований по этой проблеме очень мало и это несмотря на то, что ролевая игра широко используется в практических целях. 
В основе ролевой игры лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом. 
Участники игры должны быть поставлены в такие условия, при которых необходимо выяснить социальные, эмоциональные и познавательные стороны межличностных отношений. Должен быть единый сюжет, соответствующий избранной коммуникативной ситуации и ролевых отношений между участниками общения. В ролевой игре нет зрителя, нет опасения, что общение не состоится, что поведение участников будет неправильно понято. Определены правила проведения ролевых игр: 
- обучающимся предлагается поставить себя в ситуацию, которая может реально возникнуть в жизни; 
-учащимся необходимо адаптироваться в этой роли; 
-поведение участников игры должно соответствовать исполняемой ими роли; 
-участники должны концентрировать свое внимание на коммуникативном использовании единицы языка, а не на обычной практике закрепления их в речи. 
В проведении ролевой игры выделяют три этапа: 
1.подготовительный, включающий: 
а) введение в ролевую ситуацию, ознакомление с вопросами для обсуждения или проблемой; 
б) знакомство с лингвистическим наполнением игры; 
в) предварительная тренировка лексических единиц и грамматических структур. 
Необходима также домашняя подготовка. 
2.собственно ролевая игра. 
Успех игры во многом обусловлен наличием адекватных ролевых предписаний, реквизита и размещение участников игры. У участников могут быть ролевые карточки – подсказки (лексика, грамматические структуры) 
Преподаватель во время игры принимает роль ведущего или одну из второстепенных ролей с тем, чтобы иметь полное право, не разрушая создавшуюся коммуникативную ситуацию вмешаться в процесс общения, стимулировать «пассивных» участников к беседе, направлять; 
3. заключительный этап предполагает оценку преподавателем деятельности участников и, возможно, дискуссию по данной или близкой проблеме. 
Ролевое общение обладает большими возможностями для дальнейшего совершенствования английского языка путем формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной и коммуникативной деятельности. Приему ролевой игры присущи такие качества: импровизация, условность игровой ситуации, социальный характер роли, стимулирования коллективно- личностного обучения, создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся. 
Ролевые игры обладают высокой степенью наглядности, так как они дают участнику игры возможность почувствовать язык как средство общения. Желание учащихся общаться достигается путем создания учителем конкретных ситуаций, в которых язык необходим. Ролевые игры обеспечивают разнообразие языковых тем, что обусловлено ситуацией общения, повседневной жизнью. Как и всякая другая учебная игра, ролевая игра в методическом плане представляет собой учебное задание, содержащее задачу, которая разделяется на три более мелкие: лингвистическую, коммуникативную и деятельную. Важно соблюдать принцип постепенного усложнения заданий и нацеливать сначала учащихся на действия по образцу, затем на действия по аналогии с образцом и, наконец, на самостоятельные действия творческого характера. Игра может рассматриваться как упражнение, способствующее и формированию развития собственного мнения. 
Ролевые игры на уроках – мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Проявляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал начального и последующих этапов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода.

 

4.5. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

 
Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых. Она обеспечивает условия комплексного использования  имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствование их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком, как средством профессионального общения и предметом изучения. 
В основе деловой игры лежат общеигровые элементы: наличие ролей; ситуаций, в которых происходит реализация ролей; различные игровые предметы. Однако в отличие от других игр, деловая игра обладает чертами, без которых игра не может считаться деловой: моделирование приближенных к реальным условий профессиональной деятельности; поэтапным развитием, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на последующий.

 

 

 

Глава 5

Изменения, произошедшие в системе образования за последние  годы, привели к переосмыслению методов  и технологий обучения иностранным языкам. В новых стандартах в преподавании иностранных языков основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора.

 Безусловно, овладение учащимися универсальными  учебными действиями  происходит  в контексте разных учебных  предметов. Научная новизна определяется тем, что психотехнические средства на уроках английского языка рассматриваются как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознания себя субъектом познания и мышления, меняя самооценку, повышая уровень притязания, актуализируя потребность в самореалиазции и саморазвитии в области изучения иностранного языка.

 Под психотехническими играми в образовательном процессе понимаются  игры, направленные на повышение эффективности учебно-познавательной деятельности учеников, на усвоение получаемых знаний, на повышение интереса к изучаемому предмету при помощи воздействия на психику человека, производимого во время проведения игры.

Другими словами, психотехнические игры используют научные  достижения психологии для облегчения образовательного процесса, повышения его качества и результативности, для повышения мотивации учащихся и их интереса к изучаемому языку.

Основными функциями  психотехнических игр в обучении иностранному языку являются создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации. Реализации дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке. А также интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала. 
Наряду с решением психологических проблем игры данного типа помогают успешному усвоению иноязычного речевого материала, прочному запоминанию лексических единиц, практическому использованию средств самовыражения, стимулируют обращение учащихся за наглядностью к собственному опыту. Все психотехнические игры строятся на взаимодействии учащихся в процессе выполнения ими того или иного действия, приближая их таким образом к толкованию своего поведения в различных предлагаемых ситуациях. 
Любое обучение связано с необходимостью оперировать абстрактными образами и понятиями. Это все невозможно сделать без воображения и фантазии. Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Вместе с тем воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из эффективных приемов тренировки воображения, а вместе с ним и мышления, внимания, памяти и других связанных с ним психических функций, являются игры и задания, имеющие несколько верных решений. 
Отличительные особенности психотехнических игр в образовательном процессе от игр вообще:

- Интенсивный тренинг лексического и грамматического материала в ходе игры;

- Воздействие на психику участников путём введения эмоциональных реакций, ощущений, восприятия;

- Личная заинтересованность участников игры;

- Обязательное выполнение определённых физических действий;

- Дети играют не индивидуально, а находятся в группе, подчиняясь её правилам;

- Воздействие па психические процессы участников: воображение, мышление, внимание, память, восприятие;

- Сподвижение учащихся к самостоятельности.

Основными функциями психотехнических игр в обучении иностранному языку являются:

- создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определённой ситуации;

- реализация дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке;

- интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала, а также его самостоятельное применение;

- психолого-социальная подготовка учащихся к общению с иноязычными людьми на их языке.

Таким образом, проведя несколько психотехнических игр в разных классах, был сделан вывод, что психотехнические игры способствуют формированию основных языковых навыков, так как они предполагают не только обучение учащихся речевым образцам, лексико-грамматическим навыкам, но и помогают учащимся раскрыться, анализировать, познать что-то новое. Кроме того,  психотехнические игры являются современным средством в обучении иностранному языку и способствуют формированию коммуникативных навыков и умений, повышению качества работы над материалом при воздействии на психические процессы учащихся, а также повышают мотивационную сторону обучения.

 Не смотря  на то, что психотехнические игры  интересны учащимся любого возраста, способствуют повышению успеваемости более слабых учеников и помогают создавать на уроке благоприятную психологическую атмосферу, все же нельзя использовать их на каждом уроке английского языка, так как существуют цели и задачи, которые невозможно решать только с помощью психотехнических игр. И, безусловно, психотехнические игры требуют большой подготовки учителя, ведь они имеют не только педагогическую направленность, но и психологическую.

 

 

Глава 6 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе проведен подробный анализ мотивации при обучении ИЯ и ее в роли в процессе обучения. Рассмотрены и предложены  нестандартные формы приемы обучения, которые определяют мотивацию к изучению иностранного языка. Определены основные цели, задачи и виды психотехнических игр, используемые при обучении иностранным языкам. Указана и представлена классификация игр , выделены их преимущества и недостатки, степень эффективности использования в современном учебном процессе.

Изложенное  выше позволяет сделать вывод  о том, что одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком, является мотивация, создаваемая игрой в разных ее проявлениях. Учителя ведут активный поиск средств, повышающий эмоциональный фон урока, вызывающих и поддерживающих интерес к обучению, позволяющий учащимся «проявить себя», самоутвердиться, испытать чувство успеха.

Исходя из выше предложенного материала можем  сделать вывод, что игра – это инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это мощный стимул к овладению языком.

Можно согласиться  с авторами и разработчиками игровых  технологий в том, что игра действительно  является одним из способов повышения  мотивации к изучению иностранного языка, повышения эффективности обучения. Он основан на «принципах радости и ненапряженности», на включении школьников в диалог культур и активное участие самих учащихся в овладении знаниями, через различные приемы коммуникативного и интенсивногомметодовмобученияминостранныммязыкам.

Суммируя вышесказанное, нужно отметить, что Развитие и  сохранение мотивации к изучению иностранного языка у школьников является актуальной на сегодняшний  день. Именно поэтому изучение, анализ и практическое применение языковых и коммуникативных игр для активизации и интенсификации в обучении иностранному языку явилось целью данной итоговой работы. Анкетирование учащихся по вопросу использования игровой деятельности на уроках иностранного языка и анализ анкет показал, что приемы игровой деятельности близки и понятны школьникам, приносят положительные результаты и являются эффективной мотивацией в изучении иностранного языка. Они способствуют активизации иминдивидуализациимдеятельностимшкольников. 
Таким образом, обучающие возможности игры достаточно высоки. Изучение данной темы позволило накопить достаточный опыт и создать копилку учебных игр, что является неоценимой помощью учителю при реализации задачмурока. 
Как показали результаты наблюдения, применение игр и игровых упражнений на всех этапах обучения способствовало положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие лексики, инициативность, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем, темп), что свидетельствует об эффективностимпредлагаемоймметодики. 
Своеобразным итогом работы по данной теме могут стать рекомендации учителям иностранного языка при выборе педагогических технологий для мотивации, активизации, индивидуализации и интенсификации процесса обучения применять в своей практике игровые технологии, как наиболее школьников и ощущение успеха от труда учителя.

Информация о работе Психотехнические игры в обучении иностранному языку