Психотехнические игры в обучении иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью предлагаемой работы является изучение, анализ и популяризация накопленного опыта по вопросу использования в обучении иностранному языку методики психотехнических игр.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
- изучить существующую методическую литературу по данной теме;
- осмыслить и запомнить, в какой мере игровые технологии способствуют активизации, индивидуализации деятельности учащихся на уроках иностранного языка ;
- определить пути эффективного применения игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся;
- способствовать овладению учителями иностранных языков интенсивными методами обучения.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Мнения современных психологов и педагогов
Глава 2. Нетрадиционные формы урока
3.2. Интернет на уроках иностранного языка
3.3. Метод проектов
3.4. Видеоурок
3.5. Урок – экскурсия
3.6. Урок – спектакль
3.7. Урок-праздник
3.8. Урок –интервью
3.9. Урок-эссе.
3.10. Интегрированный урок
Глава 3. Игровой метод обучения английскому языку
Глава 4. Типы учебных игр
4.1.ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ
4.2. Психотехнические игры
4.3. КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
4.4.РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
4.5. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
Глава 5. Изменения в системе образования
Заключение

Файлы: 1 файл

Черновик!.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации.

Литература играет большую  роль в эстетическом развитии учащихся. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка.

Богатый материал для организации заинтересованного  иноязычного общения дает МХК. Наиболее необходима связь "МХК и иностранный язык" при изучении основных достижений мировой и отечественной культуры. На уроках МХК учащиеся знакомятся с представителями  в различных видах искусства. Знания о выдающихся представителях культуры страны изучаемого языка, о конкретных произведениях искусства приобретаются в процессе чтения.

Предметы гуманитарного  цикла обращены к личности человека, его духовным и нравственным ценностям. Использование интеграции формирует  художественные вкусы учащихся, умение правильно понимать и ценить произведения искусства.

Основными целями интеграции иностранного языка с  гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.

 

 

 

 

3 глава

Игровой метод обучения английскому языку

Существует  много различных способов обучающего взаимодействия учителей с учащимися, способствующих достижению эффективных результатов. Одним из них является игровой метод обучения иностранному языку.

Об обучающих  возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным  языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека. И. Хейзинга отмечал, что человеческая культура возникла и развертывается как игра.

Однако хочется  отметить, что использование игры недостаточно хорошо изучено в преломлении  к обучению иностранным языкам. А ведь именно игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся, а также вывести профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий.

Психологическая теория деятельности в рамках воззрений  А.С. Выготского и А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности: трудовую, игровую и учебную. Все эти виды тесно взаимосвязаны между собой. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначения для развития и самореализации учащихся. Немецкий психолог К. Гросс называет игры начальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами не мотивировались игры, смысл их именно в том, чтобы стать для обучающихся школой жизни. Игра—объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос, предоставляющий ребенку возможность ознакомления с традициями поведения окружающих его людей.

В общественной практике последних лет в науке  понятие игры осмысливается по-новому, как общественная серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно.

Дидактическое значение игры было доказано еще К.Д. Ушинским. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С. Макаренко, В..А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина и  др. Ценными являются и практические исследования таких ученых, как Н.П. Аникеев, О.С. Анисимов, В.В. Петрусинский, Л.С. Выготский, Г.А. Кулагин, В.Ф. Смирнов и др.

Следует отметить, что К.Д. Ушинский, ДжСелли, К. Бюллер рассматривали игру как проявление воображения или фантазии, а А.И. Сикорский и Дж. Дьюи связывали игру с развитием мышления. Суммируя их взгляды, становится ясно, что игра — это сплав определенных способностей, которые можно представить следующим образом: восприятие + память + мышление + воображение.

Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру "арифметикой социальных отношений", Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

По определению  М.Ф.Стронина, "игра — это вид  деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением". Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.

Игра — разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. Она всегда выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем, даря сиюминутную радость, а также она служит удовлетворением назревших актуальных потребностей личности. В ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.

Основная функция  педагогической деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемно-познавательных ситуаций и управлении процессом познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

• развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

• коммуникативную (освоение диалектики общения);

• диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

• игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

• самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей);

• межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);

• социализации (включение в систему общественных отношений);

• эстетическая (наслаждение, которое испытывается от игры).

Как уже говорилось выше, игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим  люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1. в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;

2. как элементы, иногда весьма существенные, какого-то другого метода;

3. в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения);

4. возможно использование игры при организации внеклассного мероприятия.

При использовании  игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие.

Игра всегда предполагает определенного напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принятия решения (как поступить, что сказать, как выиграть?). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что при этом ученик еще и говорит на иностранном языке. Из этого следует вывод, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, естественно, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, — увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и иностранного языка. Но значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и  более качественным, так как:

• игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;

• обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;

• игра — свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;

• игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;

• в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;

• обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;

• состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;

• в игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;

• игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

    В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения; ученик может уже говорить наравне со всеми. Все это позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности.

И в заключении хочется заметить, что использование  игр на различных ступенях обучения не только помогает в изучении иностранного языка, но и выполняет определенную роль в переходе учащегося на новую, более высокую ступень психического развития.

 

 

 

Глава 4

 
В зависимости от цели организации  игры, учебные игры можно разделить  на языковые и коммуникативные.

 
4.1.ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ

 
Языковые игры предназначаются для  формирования произносительных, лексических, грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком. Они включают в себя фонетические, лексические, грамматические, орфографические, психотехнические игры. Кратко рассмотрим каждую из них.

 - Фонетические

Целью фонетических игр является формирование навыков  фонематического слуха, установления адекватных звуко – буквенных  соответствий и значений слов на слух. Примером такого рода игр могут служить  игры: 
«Слышу – не слышу», в ходе которой преподаватель произносит слова и просит учащихся поднять руку, если они услышат долгий гласный [o:] или обе руки, если услышат согласный [t]: fork, form, late…. 
« Кто быстрей?». 
Учащимся необходимо соотнести услышанное слово, его транскрипцию и перевод. Выигрывает тот, кто быстрее и качественнее установит соответствия: take [teik] брать; park [pa:k] парк.

 
- Орфографические 
Цель орфографических игр – формирование навыков сочетания букв в слове; словообразовательных и орфографических навыков; освоение орфографии в пределах изученного лексического материала; формирование навыка дифференциации звуко – буквенных соответствий. 
Игра: «Буквы рассыпались». 
Учащимся предлагается из рассыпанных букв собрать слово. 
Игра: «Из двух – третье». 
Подбираются двусложные существительные, которые разрезаются на 2 части, причем каждая из них может быть самостоятельным словом. Раздаются учащимся. Каждый должен отыскать свою половинку, кто быстрей.

 
- Лексические 
Цель лексических игр: закрепление лексики по теме или одному из пройденных уроков; активизация лексики; развитие навыков диалогической, монологической речи; формирование лексических навыков; формирование и развитие контекстуальной догадки. 
«Цвета» 
Цель: закрепление лексики по пройденным темам 
Ставится задача назвать предметы, животных и т.д. одного цвета. 
«Угадай название» 
Цель: активизация лексики по изученной теме. 
Каждый обучаемый получает тематический рисунок. Он должен рассмотреть его и рассказать, что на нем изображено. Выигрывает тот, кто угадает больше названий.

- Грамматические игры 
Целью грамматических игр является управление учебно – познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них грамматических навыков, организация интенсивной самостоятельной работы на учебных занятиях и автоматизация употребления грамматических структур и конструкций в устной речи. Это может быть ситуативный тренинг лексико – грамматического оформления речевых высказываний во взаимодействии партнеров или в процессе взаимодействия в иноязычном общении. Преподаватель сообщает обучаемым игровую цель, которая настраивает их на выполнение различных действий. А иноязычная речь становится средством их выполнения, создавая основу для практики иноязычной речевой деятельности обучаемых. 
«Подарки» 
Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи. 
Образуются две команды. На доске – два ряда слов:1) наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием.

 
4.2. Психотехнические игры

 
Основными функциями психотехнических игр в обучении иностранному языку  являются создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации. Реализации дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке. А также интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала.

Информация о работе Психотехнические игры в обучении иностранному языку