Пути повышения эффективности урока в младшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:07, реферат

Описание работы

Цель: выявить пути повышения эффективности и качества уроков в младшей школе.
Задачи:
1.Проанализировать урок как целостную систему.
2.Раскрыть пути повышения качества уроков в младшей школе.
3.Подобрать необходимые методы для реализации повышения эффективности урока.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ
1.1 Проблема повышения эффективности обучения в современной психолого-педагогической науке 5 стр.
1.2. Условия повышения эффективности урока в младшей школе 12стр.
ВЫВОД 17 стр.
2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ
2.1.Диагностика эффективности урока в младшей школе 19 стр.
2.2.Реализация путей повышения эффективности урока путем
интеграции 23 стр.
ВЫВОД 26 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28 стр.

Файлы: 1 файл

дидактика.docx

— 311.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

титул

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                     3 стр.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

1.1 Проблема повышения  эффективности обучения в современной  психолого-педагогической науке                                                                 5 стр.

1.2. Условия повышения  эффективности урока в младшей  школе         12стр.

ВЫВОД                                                                                                          17 стр.       

2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

2.1.Диагностика эффективности урока в младшей школе                       19 стр.

2.2.Реализация путей повышения  эффективности урока путем            

интеграции                                                                                                     23 стр.

 

ВЫВОД                                                                                                          26 стр. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                     28 стр.

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                             29 стр.

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

            Совершенствование системы школьного образования ставит перед методикой начального обучения целый ряд сложнейших проблем, направленных на организацию учебной деятельности младших школьников, обеспечивающую усвоение знаний, навыков, умений.  В этих условиях особое значение приобретает проблема МОЖЕТ : повышения эффективности урока. совершенствования профессиональной подготовки учителей начальных классов.

  Проведение урока  – это основной, ключевой момент  в педагогической деятельности  каждого учителя, от которого  зависит качество образования  в целом и степень облученности выпускников начальной школы. 45 минут – это кусочек жизни учителя и учащихся, который может быть прожит ярко, эмоционально, активно и стать запоминающимся  событием. А может пройти скучно, неинтересно,  и быть незамеченным, не оставившим в жизни никакого следа.

            С урока начинается образовательный процесс.

          Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

        Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

       Поэтому  были поставлены такие цели  и задачи, решение которых поможет  лучше выделить главные аспекты.

       Цель: выявить  пути повышения эффективности  и качества уроков в младшей   школе.

       Объект  исследования: процесс организации обучения .

Предмет исследования: Пути повышения эффективности и качества уроков в  младшей  школе.

       Задачи:

1.Проанализировать урок как целостную систему.

2.Раскрыть пути повышения качества уроков в младшей школе.

3.Подобрать необходимые  методы для реализации повышения  эффективности урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ
    1. Проблема повышения эффективности обучения в современной психолого-педагогической науке.

                                                               «Жизнь - высшая школа школ»

                                                                                           Павел Тычина

           Многие учителя ищут пути повышения эффективности в сочетании различных психолого-педагогических методов обучения в процессе проведения занятий. Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, темы, они подбирают соответствующие элементам этого содержания методы обучения, стремясь сочетать в разумных соотношениях репродуктивную и творческую деятельность детей при максимально плотном использовании времени урока. «Просвещённый дикарь в сто раз страшнее от невежественного». Г.Сковорода.[6 с.170]

          Каждый правильно выбранный метод обучения устанавливает наиболее целесообразные способы работы преподавателя и учеников в каждой части урока, он способствует глубокому усвоению изучаемого материала, стимулирует учащихся к дальнейшему накоплению знаний, воспитывает сознательное отношение к учебному процессу, развивает их самостоятельность, позволяет сочетать коллективную и индивидуальную работу, способствует повышению эффективности урока. Таким образом, выбор методов преподавания является большим и важным делом.

К. Ушинскому сказал, что "воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа".[6 с.8]

           Пример и авторитет преподавателя – важное средство успешного обучения и воспитания учащихся. В.А. Сухомлинский в своих произведениях, и в своей личной жизни показал образ учителя, которого и сегодня ждёт Украина.[5 с.10] Дисциплинированность, умение владеть собой при любых обстоятельствах, справедливость, высокая требовательность и принципиальность, педагогический такт – вот те черты преподавателя, который будет пользоваться большим уважением.

           Большую роль играет речь преподавателя, которая должна быть грамматически правильной, краткой, ясной и логичной. Правильная речь педагога не только способствует лучшему восприятию учебного материала, но и служит образцом для учеников. Преподавателю необходимо следить за построением фраз. Нельзя допускать ошибок в произношении отдельных слов, неправильных ударений, нужно избегать вульгаризмов. Надо следить за своей дикцией, с тем, чтобы речь была вполне отчетливой и хорошо понятной всем учащимся.

            Особое внимание следует обращать на темп речи. Иногда преподаватели говорят слишком быстро. Это вредно отражается на усвояемости материала. Ученики не улавливают смысла сказанного, перестают слушать рассказ, начинают нарушать дисциплину.

          Чтобы этого избежать, нужно соизмерять темп речи с возможностями слушателей усваивать сказанное. Речь преподавателя должна быть неторопливой, с паузами после вопросов, после особенно важных или сложных для усвоения формулировок. При таком темпе речи преподавателя ученики не только слушают, но и успевают размышлять, думать над изложенным, а благодаря этому времени на усвоение материала при медленном темпе речи преподавателя требуется не больше, чем при быстром.

          Речь педагога должна быть простой, доходчивой и эмоциональной. С особым вниманием надо относиться к употреблению терминов и трудных для понимания учеников слов, их нужно произносить отчетливо, а при надобности и записать на доске. Каждое слово, которое может быть непонятно детям, необходимо разъяснить. Нужно стремиться избегать лишних слов, остерегаться неточностей речи.

         Правильное поведение преподавателя на уроке способствует созданию хорошего психологического климата, что в свою очередь содействует достижению высоких результатов в обучении.

             Полная занятость на уроке – решающее условие хорошей дисциплины учащихся. Высокая требовательность – непременный элемент взаимоотношений, без которого не может быть уважения к преподавателю.

            Педагогический такт, под которым подразумевается умение понять состояние учащегося, найти к нему индивидуальный подход, способность добиться целей обучения, не травмируя психику ребенка, - важнейшее требование к преподавателю. Чуткость, выдержанность, самообладание никогда не помешают педагогу. Однако нужна искренняя доброжелательность, а не внешняя холодная вежливость. Дети очень тонко различают искренность в отношениях.[8 стр.433]

           Велика роль шутки. К веселому, остроумному преподавателю ученики обычно идут на урок охотно.

 Подводя итог выше  сказанному, можно отметить тот  факт, что педагог постоянно стремиться  к повышению своего педмастерства. Только тогда его уроки будут эффективны.

            Еще одним методом можно решить проблему эффективности урока – это использование элементов проблемного обучения.

            В основе организации проблемного обучения, в какой-то мере имитирующего процесс научного познания путем решения учащимся проблемных ситуаций, лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика. Проблемное обучение предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности школьников.

             Целесообразность применения проблемного подхода во многом зависит от содержания темы. Каждая учебная тема представляет собой логически завершенный круг фактов, сведений, понятий, которые должны быть в ходе подготовки к уроку переработаны, продуманы учителем. Создание и решение проблемных ситуаций должно играть вспомогательную роль и составлять, как правило, только часть урока. Проблемное обучение поможет учащимся не только успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к уроку, повышать активность обучения школьников.

            Активизация познавательной деятельности учеников на уроках – один из главных путей повышения эффективности обучения. Большое значение с точки зрения активизации мышления имеет проблемное обучение-это самостоятельная работа. В обучении применяются следующие виды самостоятельной работы:

1. усвоение учебного материала  на основе работы с учебником; 

2. поиск в новом материале  ответов на вопросы, сформулированные  учителем;

3. чтение рассказа и  выделение в нем основных положений,  составление плана прочитанного;

4. работа с иллюстративным  материалом учебника.

В практике редко встречаются  уроки, целиком посвященные самостоятельной  работе учащихся. Это весьма неэффективно.

          Обучение необходимо организовывать так, чтобы самостоятельная работа учеников в учебном процессе была не эпизодическим явлением, а составной, запланированной ее частью. Главным средством, вовлекающим учащихся в самостоятельную работу, должна быть система познавательных заданий.

           Значительно повышают эмоциональную привлекательность учения элементы занимательности на уроке.

            Занимательность можно использовать на любом этапе урока, это зависит от поставленной учителем цели. При этом занимательность не должна выступать как самоцель. Она – одно из средств решения учебно-воспитательных задач. Любое чередование заданий должно быть направлено, прежде всего на изменение в характере или темпе мыслительной деятельности. В связи с этим полезно предусмотреть смену видов учебной деятельности учащихся путем введения пятиминутных  разминок.

              Таким образом, важно отметить тот факт, что активизация познавательной деятельности необходима для успешного решения не только учебных, но и воспитательных задач, поскольку развивает интеллектуальные способности, воспитывает любовь, уважение к труду, пробуждает любознательность.

             Другой элемент активизации занятий – более рациональное использование времени первой части урока.

 Часть учителей стала  добиваться этого, проводя уплотненный  и фронтальный опрос. 

            Нужно отметить тот факт, что теперь все реже можно наблюдать, как учитель, вызвав к доске одного из школьников, довольно долго занимается его опросом при незначительном участии класса.

             Уплотненный опрос представляет собой сочетание различных форм повторения, закрепления и проверки знаний. Задача такого опроса – активизировать весь класс в процессе соответствующего элемента урока.

            Первым этапом такого опроса служит очень кратковременная фронтальная беседа, в процессе которой учащиеся со своих рабочих мест отвечают на вопросы по ранее изученной теме. Эти вопросы ставятся в конкретной форме и так, чтобы на них не требовался ответ. На этом этапе от учеников требуется лишь вспомнить и осмыслить ранее изученный материал. Допускается использование учебных таблиц и других средств наглядности.

              После того как тетради собраны, на доске вывешиваются учебные таблицы, плакаты, карты содержащие изображения, являющиеся правильными ответами на предложенные ученикам задания. Дети могут скорректировать свои решения, понять свои ошибки.

Информация о работе Пути повышения эффективности урока в младшей школе