Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:07, реферат
Цель: выявить пути повышения эффективности и качества уроков в младшей школе.
Задачи:
1.Проанализировать урок как целостную систему.
2.Раскрыть пути повышения качества уроков в младшей школе.
3.Подобрать необходимые методы для реализации повышения эффективности урока.
ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ
1.1 Проблема повышения эффективности обучения в современной психолого-педагогической науке 5 стр.
1.2. Условия повышения эффективности урока в младшей школе 12стр.
ВЫВОД 17 стр.
2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ
2.1.Диагностика эффективности урока в младшей школе 19 стр.
2.2.Реализация путей повышения эффективности урока путем
интеграции 23 стр.
ВЫВОД 26 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28 стр.
Для закрепления материала следует давать ученикам несколько другое задание, отличное от того, что они делали вместе с учителем. Только в этом случае учитель сможет установить, насколько сознательно учащиеся усвоили новый материал.
Таким образом, если педагог будет задумываться о тех примерах формализма, о которых мы говорили, а также станет продумывать каждую часть урока, то он сможет предупредить неуспеваемость учащихся и сделать урок наиболее эффективным.
Еще одним методом повышения эффективности уроков является применение наглядных пособий.
Применение наглядности повышает интерес учеников к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения предмета в обучении. Поэтому, пользуясь наглядными пособиями, можно вооружать учеников конкретными представлениями о предмете. При этом большое значение имеют такие наглядные пособия, которые могут не только наблюдать, но и держать в руках, подробно знакомиться с их формой.
Выбор пособий должен быть не случайным, а тщательно продуманным по всему курсу. Для каждого пособия должно быть отведено свое место в общей цепи уроков. В зависимости от содержания и учебной цели урока необходимо применять разнообразные наглядные пособия, что будет способствовать лучшему усвоению учебного материала. Поэтому нужно обеспечить правильную методику применения наглядных пособий.
Вообще, в практике установились следующие методические требования к демонстрации наглядных пособий: демонстрируя пособие на уроке, нужно не просто показать его а подробно пояснить его смысл, выделить при этом главную мысль, им раскрываемую; демонстрацию наглядных пособий следует проводить фронтально; после демонстрации пособие должно быть использовано для закрепления и повторения материала; использование пособия на уроке, полезно выставить его на некоторое время для самостоятельного ознакомления с ним учащихся.
Если педагог будет придерживаться данных требований, то урок будет наиболее эффективным.
Имея такие основы
в отечественной педагогике, которые
представлены именем
1.2. Условия повышения эффективности урока в младшей школе
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
- перегрузка однообразным учебным материалом;
- несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
- ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы.
Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед украинским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в государственных стандартах общего образования.
Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.
Достижение высоких результатов начального образования невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. [1 с.146]
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:
- помогает снять чувство усталости;
- раскрывает способности детей, их индивидуальность;
- усиливает непроизвольное запоминание.
Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”,”Викторины” , “Загадки”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” , и др.
Игры на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.
На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами.
Повышение качества
знаний учащихся немыслимо без
хорошо отработанных навыков.
Тренажер - это тренировочные однотипные
упражнения, подобранные по одной
теме, и направленные на отработку
навыков доведённых до
Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов”.
Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.
Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.
В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").
Высказывание академика А.П. Семенова “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы”, должно стать определяющим в работе каждого учителя.[8 стр.451] Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
- переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
- активизация познавательной сферы обучающихся;
- повышение положительной мотивации обучения;
- использование как средства самообразования;
- повышение уровня знаний;
- осуществление проектной деятельности младших школьников.
Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк.
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!”[8 стр.451] Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ ( приложение№1).
Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку. Для этого наши учителя используют шкалы для самооценки, таблицы, карточки со знаками “+” и “-”. Учитель может предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех.[1 с.102] Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое (приложение №2).
ВЫВОД
Формирование творческой личности, одна из главных задач образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Сейчас вопрос о повышении эффективности и качества уроков становиться еще более актуальным.
Положительные стороны совершенствования
теории и практики урока, могут находить
применение в современной
- формирование высокого
уровня мотивации учебной
- диагностирование обучаемости
с целью своевременного
- предоставление самим
учащимся возможности
- использование электронно-
- создание в процессе
обучения личностно
- подготовка учащихся
к самостоятельному открытию
знаний, норм и ценностей в
процессе жизненного и
- применение «нестандартных»
уроков (в форме соревнования, игр,
публичного общения;
- создание на уроке
здорового нравственно-
Мы рассмотрели основные направления решения проблемы эффективности обучения и если этими методами, о которых мы говорили, преподаватели будут пользоваться, умело сочетать с другими принципами обучения, то уроки таких учителей будут эффективными. Стремясь всеми средствами повысить эффективность уроков, важно не допустить перегрузки детей и обеспечить необходимый уровень подготовки.
Начальная школа – фундамент,
от качества которого зависит
дальнейшее обучение ребенка.
И это налагает особую
Включая в урок новые средства
обучения, позволяет вывести на
новый уровень учебно-
Информация о работе Пути повышения эффективности урока в младшей школе