Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:07, реферат
Цель: выявить пути повышения эффективности и качества уроков в младшей школе.
Задачи:
1.Проанализировать урок как целостную систему.
2.Раскрыть пути повышения качества уроков в младшей школе.
3.Подобрать необходимые методы для реализации повышения эффективности урока.
ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ
1.1 Проблема повышения эффективности обучения в современной психолого-педагогической науке 5 стр.
1.2. Условия повышения эффективности урока в младшей школе 12стр.
ВЫВОД 17 стр.
2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ
2.1.Диагностика эффективности урока в младшей школе 19 стр.
2.2.Реализация путей повышения эффективности урока путем
интеграции 23 стр.
ВЫВОД 26 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28 стр.
Оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям.
Таким образом, включение в
урок приемов, которые делают
процесс обучения интересным
и занимательным, создаёт у
детей бодрое рабочее
2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ.
2.1. Диагностика эффективности урока в младшей школе.
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий.
Педагогическая диагностика сегодня все еще является скорее активно оспариваемой и неопределенной программой, нежели сформировавшейся научной дисциплиной. Поэтому неудивительно, что существуют различные определения научной диагностики. Различают диагностирование обученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости.
В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений младших школьников. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:
1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
2. определение пробелов в обучении; подтверждение успешных результатов обучения;
3. планирование последующих этапов учебного процесса;
4. мотивация с помощью
поощрения за успехи в учебе
и регулирования сложности
5. улучшение условий учебы.
Если контрольная работа показывает конечные результаты, то диагностика исследует результаты вместе с процессом.
Например: Ученик получает за контрольную работу отличную оценку. Но диагностика показала, что эта оценка - результат хорошей памяти, а не развитости интеллектуальной сферы, сформированной умственной деятельности.
Таким образом, в диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений. Она включает задания, которые позволяют установить, что именно не усвоил ребёнок, с какими трудностями он сталкивается при овладении темы или иными учебными действиями. В диагностике используются различные методы и методики. Наряду с традиционными методами проверки, оценки, учёта знаний и умений, используются тестирование обученности и воспитанности.
В личностно ориентированном учебно-воспитательном процессе результаты прямо и непосредственно зависят от точности, полноты и своевременности диагностических выводов.
Сравнение результатов разных диагностических обследований покажет, насколько ученик продвинулся в овладении каждым из компонентов учебной деятельности с начала учебного года. И на этой основе учитель сможет более эффективно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения.
Основные принципы диагностирования:
1) Принцип систематичности
Систематичность заключается
в том, что регулярному
2) Принцип объективности
Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), дружеском отношении педагога ко всем детям, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, мнений.
3) Принцип наглядности
Принцип означает, что диагностирование проводится для всех учеников открыто по одним тем же критериям. Необходимым условием реализации принципа становится объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ.
Текущее диагностирование стимулирует учебный труд ребёнка, способствует своевременному устранению пробелов в усвоении материала. Для текущего диагностирования можно использовать тесты и, кроме традиционного устного и письменного опроса, такие формы контроля, как уплотнённый, фронтальный и другие (приложение 3).
Продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений», который полезно завести для каждого ребенка. [9 стр.15]
В «Листе индивидуальных достижений» необходимо фиксировать текущие результаты по всем формируемым на данном этапе навыкам.
Перечень формируемых навыков по теме, разделу программы может составить сам учитель.
Регулярность заполнения листа может быть еженедельной, ежемесячной.
По мере выработки навыков самоконтроля, развития самооценки учащихся фиксировать свои индивидуальные продвижения могут сами дети.
Таким образом, учитель сегодня должен быть готов к выполнению, в первую очередь, такого задания:
- выделить в учебном
процессе ряд этапов: конец изучения
темы, раздела, конец курса (
- спроектировать ожидаемые
итоговые результаты, сформулированные
в требованиях
- при изучении темы последовательно вести детей к успешному достижению ожидаемых тематических результатов, фиксировать (в результате диагностики) продвижение каждого ребёнка к достижению каждой из поставленных целей и на определённом этапе сравнить их достижения с эталоном.
Таким образом, в системе общего развития при изучении достижений школьников качественные показатели становятся более ценными, чем формальные показатели - отметки.
По итогам промежуточной (тематической), рубежной диагностики учитель определяет уровень развития детей, намечает пути устранения пробелов, т.е. обозначает коррекционную работу.
2.2.Реализация путей
Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Мы понимаем что мир един, что он пронизан многочисленными внутренними связями так, что задев какой-то важный вопрос нельзя не задеть множества других.[7 стр.8]
В целях повышения
Опыт изучения курса "
Например: группы понятий "зима", "мороз", "стужа", "вьюга" рассматривается на уроках чтения, русского языка, природоведения, музыки, изобразительного искусства, но интегрированным будет тот урок, на котором для анализа понятий привлекаются знания, усвоенные на других учебных предметах.[2 стр.8] Сам же урок остается цельным, логически последовательным, с присущей ему методикой поведения, хотя более творческим, раскрепощенным.
Интеграция в начальной школе должна иметь количественный характер: "Немного обо всем". Дети получают все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний.
Чтение, как предмет включает
помимо литературных текстов
материалы по истории,
Прежде чем объединить
два предмета нужно глубоко
предварительно их
Интегрированные уроки сложные, объемные, требуют определенной подготовки учителя и учащихся.
Создавать интегрированные
- повышение уровня знаний по предмету;
- изменение интеллектуальной деятельности;
- развитие речи школьников,
обусловленное взаимовлиянием
- эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы, пластики движения тела;
- рост познавательного
интереса школьников, проявляемого
в желании активной и
- включение учащихся
в творческую деятельность, результатом
которой могут быть их
Таким образом, чередование видов деятельности во время проведения интегрированных уроков снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, позволяет избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает у школьников в разряд нелюбимых, повышает успешность обучения.
Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения.
Освободившиеся за счет проведения интегрированных уроков часы могут быть использованы для более глубокого изучения других тем того или иного из интегрируемых предметов, а также на проведение внеклассных мероприятий по данному направлению (посещение музеев, библиотек и т.д.).
ВЫВОД
Значительным вкладом в теорию
урока и методику обучения
явилось развитие педагогами-
Положительные стороны
- формирование высокого
уровня мотивации учебной
- диагностирование обучаемости
с целью своевременного
Информация о работе Пути повышения эффективности урока в младшей школе