Пути повышения эффективности урока в младшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:07, реферат

Описание работы

Цель: выявить пути повышения эффективности и качества уроков в младшей школе.
Задачи:
1.Проанализировать урок как целостную систему.
2.Раскрыть пути повышения качества уроков в младшей школе.
3.Подобрать необходимые методы для реализации повышения эффективности урока.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ
1.1 Проблема повышения эффективности обучения в современной психолого-педагогической науке 5 стр.
1.2. Условия повышения эффективности урока в младшей школе 12стр.
ВЫВОД 17 стр.
2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ
2.1.Диагностика эффективности урока в младшей школе 19 стр.
2.2.Реализация путей повышения эффективности урока путем
интеграции 23 стр.
ВЫВОД 26 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28 стр.

Файлы: 1 файл

дидактика.docx

— 311.92 Кб (Скачать файл)

            Оценить свою работу, работу другого  ребенка или группы детей по  определенным критериям. 

            Таким образом, включение в  урок приемов, которые делают  процесс обучения интересным  и занимательным, создаёт у  детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей  в усвоении учебного материала.  Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та  или иная умственная задача, поддерживают  и усиливают интерес детей  к учебному предмету. Увлекшись,  дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей  включаются в процесс учения  с огромным желанием, прилагая  все усилия. Детям нужен успех.  Степень успешности во многом  определяет наше отношение к  миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. 

2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ.

2.1. Диагностика эффективности  урока в младшей школе.

         Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий.

        Педагогическая диагностика сегодня все еще является скорее активно оспариваемой и неопределенной программой, нежели сформировавшейся научной дисциплиной. Поэтому неудивительно, что существуют различные определения научной диагностики. Различают диагностирование обученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости.

       В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений младших школьников. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

        Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:

1. внутренняя и внешняя  коррекция в случае неверной  оценки результатов обучения;

2. определение пробелов  в обучении; подтверждение успешных  результатов обучения;

3. планирование последующих  этапов учебного процесса;

4. мотивация с помощью  поощрения за успехи в учебе  и регулирования сложности последующих  шагов;

5. улучшение условий учебы.

        Если контрольная работа показывает конечные результаты, то диагностика исследует результаты вместе с процессом.

Например: Ученик получает за контрольную работу отличную оценку. Но диагностика показала, что эта  оценка - результат хорошей памяти, а не развитости интеллектуальной сферы, сформированной умственной деятельности.

        Таким образом, в диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений. Она включает задания, которые позволяют установить, что именно не усвоил ребёнок, с какими трудностями он сталкивается при овладении темы или иными учебными действиями. В диагностике используются различные методы и методики. Наряду с традиционными методами проверки, оценки, учёта знаний и умений, используются тестирование обученности и воспитанности.

          В личностно ориентированном учебно-воспитательном процессе результаты прямо и непосредственно зависят от точности, полноты и своевременности диагностических выводов.

         Сравнение результатов разных диагностических обследований покажет, насколько ученик продвинулся в овладении каждым из компонентов учебной деятельности с начала учебного года. И на этой основе учитель сможет более эффективно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения.

          Основные принципы диагностирования:

1) Принцип систематичности

Систематичность заключается  в том, что регулярному диагностированию подвергаются все ученики с первого  и до последнего дня пребывания в  школе; диагностирование проводится на всех этапах педагогического процесса - от начального восприятия знаний и  до их практического применения.

2) Принцип объективности

Объективность заключается  в научно обоснованном содержании диагностических  тестов (заданий, вопросов), дружеском  отношении педагога ко всем детям, точном, адекватном установленным критериям  оценивании знаний, мнений.

3) Принцип наглядности

Принцип означает, что диагностирование проводится для всех учеников открыто по одним тем же критериям. Необходимым условием реализации принципа становится объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ.

            Текущее диагностирование стимулирует учебный труд ребёнка, способствует своевременному устранению пробелов в усвоении материала. Для текущего диагностирования можно использовать тесты и, кроме традиционного устного и письменного опроса, такие формы контроля, как уплотнённый, фронтальный и другие (приложение 3).

            Продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений», который полезно завести для каждого ребенка. [9 стр.15]

             В «Листе индивидуальных достижений» необходимо фиксировать текущие результаты по всем формируемым на данном этапе навыкам.

Перечень формируемых  навыков по теме, разделу программы  может составить сам учитель.

             Регулярность заполнения листа может быть еженедельной, ежемесячной.

             По мере выработки навыков самоконтроля, развития самооценки учащихся фиксировать свои индивидуальные продвижения могут сами дети.

Таким образом, учитель сегодня  должен быть готов к выполнению, в первую очередь, такого задания:

- выделить в учебном  процессе ряд этапов: конец изучения  темы, раздела, конец курса (например, окончание букварного периода  в 1-м классе и т.д.);

- спроектировать ожидаемые  итоговые результаты, сформулированные  в требованиях образовательного  стандарта, на выделенные этапы,  и на этих этапах вести промежуточную  диагностику, максимально приближенную  по формам и содержанию к итоговой;

- при изучении темы последовательно вести детей к успешному достижению ожидаемых тематических результатов, фиксировать (в результате диагностики) продвижение каждого ребёнка к достижению каждой из поставленных целей и на определённом этапе сравнить их достижения с эталоном.

          Таким образом, в системе общего развития при изучении достижений школьников качественные показатели становятся более ценными, чем формальные показатели - отметки.

           По итогам промежуточной (тематической), рубежной диагностики учитель определяет уровень развития детей, намечает пути устранения пробелов, т.е. обозначает коррекционную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             2.2.Реализация путей повышения  эффективности урока путем интеграции 

             Каждый учитель сталкивается  с проблемой: ученики, приходя  на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Мы понимаем что мир един, что он пронизан многочисленными внутренними связями так, что задев какой-то важный вопрос нельзя не задеть множества других.[7 стр.8]

            В целях повышения эффективности  преподавания многих дисциплин  в начальных классах, их воспитательной  значимости большое значение  имеет использование межпредметных связей, то есть введение в практику обучения интегрированных уроков. Интеграция – это объединение, слияние в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления, развивает любознательность каждого ученика, интерес к познавательной деятельности.

                  Опыт изучения курса "Природоведение", включающего сведения из географии,  биологии, ботаники и других дисциплин,  показывает, что учащимся начальных  классов можно привить основы  целостного представления об  окружающем природном мире.

        Например: группы понятий "зима", "мороз", "стужа", "вьюга" рассматривается на уроках чтения, русского языка, природоведения, музыки, изобразительного искусства, но интегрированным будет тот урок, на котором для анализа понятий привлекаются знания, усвоенные на других учебных предметах.[2 стр.8] Сам же урок остается цельным, логически последовательным, с присущей ему методикой поведения, хотя более творческим, раскрепощенным.

              Интеграция в начальной школе должна иметь количественный характер: "Немного обо всем". Дети получают все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний.

                Чтение, как предмет включает  помимо литературных текстов  материалы по истории, природоведению. Математика содержит арифметический, геометрический и алгебраический  материал. Такая интеграция не  мешает формированию навыков,  но является их гарантом .

 Прежде чем объединить  два предмета нужно глубоко  предварительно их анализировать.

                 Интегрированные уроки сложные, объемные, требуют определенной подготовки учителя и учащихся.

                 Создавать интегрированные уроки  трудно, но очень интересно. Надо  творить, стремиться делать учение  посильным и интересным, постоянно  повышать уровень профессионального  мастерства.  С позиции заданных целей интегрированного урока обозначаются его результаты:

- повышение уровня знаний  по предмету;

- изменение интеллектуальной  деятельности;

- развитие речи школьников, обусловленное взаимовлиянием разных  учебных предметов;

- эмоциональное развитие  учащихся, основанное на привлечении  музыки, живописи, лепки, литературы, пластики движения тела;

- рост познавательного  интереса школьников, проявляемого  в желании активной и самостоятельной  работы на уроке и во внеурочное  время;

- включение учащихся  в творческую деятельность, результатом  которой могут быть их собственные  стихотворения, рисунки, панно,  поделки, являющие отражение личностного  отношения к тем или иным  явлениям и процессам.

                        Таким образом, чередование видов деятельности во время проведения интегрированных уроков снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, позволяет избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает у школьников в разряд нелюбимых, повышает успешность обучения.

             Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения.

                Освободившиеся за счет проведения интегрированных уроков часы могут быть использованы для более глубокого изучения других тем того или иного из интегрируемых предметов, а также на проведение внеклассных мероприятий по данному направлению (посещение музеев, библиотек и т.д.).

 

             

                

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

               Значительным вкладом в теорию  урока и методику обучения  явилось развитие педагогами-новаторами  ведущих идей педагогики сотрудничества. Получили обоснование и широкое  распространение требования демократизации  школы и личности, гуманного отношения  к детям. Ученик рассматривался  как добровольный и заинтересованный  единомышленник учителей. Основой  успеха в обучении и воспитании  провозглашались духовная общность  учителя и учеников, обучение  без принуждения. Урок рассматривался  как важнейшая ступень духовно-нравственного  восхождения школьника. В духе  идей педагогики сотрудничества  был разработан ряд новых технологий, повышающих эффективность урока  и процесс обучения в целом. 

             Положительные стороны совершенствования  теории и практики урока, могут  находить применение в современной  общеобразовательной школе и  способствовать дальнейшей разработке  проблемы повышения эффективности  процесса обучения, а именно:

- формирование высокого  уровня мотивации учебной деятельности, потребности в знаниях, готовности  и умения самообразования; 

- диагностирование обучаемости  с целью своевременного объективного  выявления продуктивности процесса  обучения и установления личного  рейтинга каждого обучаемого;

Информация о работе Пути повышения эффективности урока в младшей школе