Пути повышения мотивации учащегося к изучению иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: найти наиболее результативные пути, методы и средства повышения познавательной мотивации учеников к изучению иностранных языков.
Задачи исследования:
1. Изучить и обобщить распространенные в методике обучения иностранного языка исследования по данной проблеме;
2. Изучить важность мотивации при изучении ИЯ в школе;
3. Проанализировать эффективность существующих путей, методов и средств повышения познавательной мотивации учеников к изучению иностранного языка.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Глава I. Проблема мотивации изучения иностранного языка и ее влияние на учебный процесс …………………………………...………….…………5
1.1. Понятие «мотив» и «мотивация». Роль мотивации в обучении иностранному языку....................................................................................5
1.2. Система формирования мотивации изучения иностранного языка....7
1.3. Выводы по главе………………………………………………………...13
2. Глава II. Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка………………………………………………………….………………15
2.1. Игровая технология…………………………………………………….15
2.2. Применение песен при обучении иностранному языку……………..20
2.3. Работа с лексическим материалом…………………………………….22
2.4. Использование информационных технологий………………………..25
2.5. Выводы по главе……………………….………………………………..26
3. Заключение…………….……………………………………………………27
4. Список литературы ……………………………………………………..…...29
5. Приложения………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

motivation 1.docx

— 82.08 Кб (Скачать файл)

В Главе №2 предлагается  описание  дидактических игр,  викторин, ролевых игр, сценарии театральных проектов. Этот материал учитель может использовать как на уроке, так и в организации внеклассной работы.

Применение песен при обучении иностранному языку

Целью обучения иностранным языкам в школе является не только приобретение знаний, формирование умений и навыков, но и овладение ими страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического материала. Культурный компонент включает в себя языковые и культурологические знания, а также навыки речевого и неречевого поведения. Для того чтобы поддерживать и развивать интерес к языку как носителю своеобразной культуры необходимо использовать духовное наследие страны изучаемого языка, а именно, музыкальные произведения.

Рассмотрим некоторые возможности обучения устной иностранной речи с использованием музыкального сопровождения.

Известен факт, что дети обладают достаточно высоким врожденным уровнем музыкальных способностей, который с возрастом ухудшается у школьников, оставшихся вне музыкальной практики.

Нужно учитывать эти особенности уже на уроках в начальной школе и знакомить детей с языком музыки. Простые по форме и содержанию песни ‒ весьма актуальны на начальном этапе обучения иностранному языку в младших классах средней школы по ряду причин. Пение на уроках иностранного языка позволяет решать целый комплекс педагогических задач:

  1. Развитие артикуляционного аппарата. С помощью звукоподражательных подпевок, народных детских песенок  страны изучаемого языка отрабатывается дыхание при труднопроизносимых звуках и звукосочетаниях, непривычных для русскоязычного ребенка.
  2. Обогащение словарного запаса, активного усвоения иноязычной лексики, развитие долговременной памяти.
  3. Совершенствование навыков иноязычного произношения.

Использование песен и музыки как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям.

Выделяют следующие функции песен, которые лежат  в основе обучения иностранным языкам:

  • психологическая (улучшает память);
  • психогигиеническая (повышает интерес к музыке на уровне удовольствий);
  • усиливает сплоченность в группах; 
  • бессознательное изучения иностранного языка.

Для эффективной работы с использованием музыки на уроках иностранного языка необходимо пройти 5 фаз:

  • введение: для проведения урока с использованием музыки необходимо введение в виде специально созданной атмосферы. Это осуществляется с помощью активизации уже имеющихся знаний, предлагаемых “вспомогательных слов” для понимания и осмысления в виде музыкальных отрывков;
  • презентация: ученикам предлагается музыка для первой субъективной и индивидуальной реакции и ассоциаций. Вопросы учителя должны быть направлены на эти чувства-выражения, но сначала необходимо дать для этого достаточное количество времени;
  • осмысление: учащиеся знакомятся со спецификой и содержанием музыки, ведут активное обсуждение. Они стараются определить, какие мотивы лежат в основе этого музыкального произведения;
  • переосмысление: учащимся предлагается проникнуться общей идеей, более полно раскрыть свои первые впечатления о музыке или даже изменить таковые. Они описывают музыку в зависимости от своего собственного мироощущения;
  • применение: учащиеся используют музыкальный отрывок в определенной социальной или исторической реальности.

Во второй главе рассматриваются группы упражнений в зависимости от решаемых на уроке задач, способы применения песен и задания на их понимание.

Организация работы с лексическим материалом.

Опираясь на опыт учителей можно сделать вывод, что одним из эффективных приемов  мотивации учеников к обучению – это использование пословиц и поговорок на уроках иностранного языка  на  разных ступенях обучения. В непринужденной  игровой  форме школьники могут  отрабатывать  произношение   отдельных звуков, совершенствовать ритмико-интонационные навыки.

Во время работы с пословицами и поговорками может быть решен ряд таких задач, как: отработка навыков произношения, введение и закрепление лексического материала, обучение грамматике изучаемого языка.

Наряду с этим применение пословиц и поговорок  является одним из результативных приемов, который способствует расширению и углублению языковых знаний, а также приобщение к культуре народа через знакомство с элементами фольклора. Пословицы и поговорки  обогащают словарный запас учащихся, помогают усвоить грамматику языка, улучшать  память  и выразительность речи.

Во второй главе предлагается подборка пословиц и поговорок в зависимости от того, какая задача решается на уроке (развитие произносительных навыков, обучение грамматике, обучение лексике).

Сейчас же необходимо рассмотреть подробнее   возможные приемы работы для решения вышеизложенных задач:

  • учащиеся могут просто анализировать предложенную им пословицу или поговорку, определяя – о каком грамматическом явлении идет речь, называя правила;
  • из предложенных им слов ученики могут составить знакомую пословицу или поговорку или отгадать ее  по одному названному слову;
  • учащиеся могут составить небольшую ситуацию, иллюстрирующую предложенную пословицу или поговорку;
  • можно предложить ученику изобразить пословицу или поговорку в виде пантомимы, а все остальные должны отгадать – о чем идет речь;
  • можно провести «Аукцион» ‒ кто больше назовет пословиц и поговорок на заданную  тему;
  • игра «Салат из пословиц» ‒ даны немецкие пословицы и поговорки и отдельно ‒ их русские эквиваленты, учащиеся должны  найти пары;
  • даны пословицы, учащиеся должны  объединить их по лексико-грамматическим темам.

Использование новых информационных технологий.

Использование новых информационных технологий в преподавании иностранного языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе.  Некоторые технологии используются почти всеми учителями. Например:

  1. широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.
  2. широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.
  3. эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению иностранного языка является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.

Как показывают исследования, страх ошибки является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей. Поэтому использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию изучения иностранного языка.

Выводы по главе I.

В данной главе были рассмотрены понятие «мотив» и «мотивация», роль, которую играют эти понятия в жизни человека в целом, а также в процессе обучения иностранным языкам. Наряду с этим рассмотрена система формирования мотивации при изучении иностранного языка в современной школе. Можно сделать вывод, что не представляется возможности достичь определенного уровня владения языком при отсутствии мотивации и заинтересованности. Изучение иностранного языка – это постоянный, кропотливый труд, результаты которого видны не сразу. От опыта и умения учителя использовать различные технологии на уроке иностранного языка зависит то, насколько он сможет заинтересовать учеников на начальном этапе, и сможет сохранить эту мотивацию в последствие.

В главе II будут подробно рассмотрены примеры и способы использования различных технологий на уроке иностранного языка.

 

Глава II. Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка.

Применение методических технологий на уроках иностранного языка, направлено на повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка, используя такие технологии как: игровые технологии, технологии с применением песен, работу с лексическим материалом, использование новых информационных технологий, а так же переписка со сверстниками.

Игровая технология.

Основываясь на наблюдениях за процессом обучения иностранному языку, в ходе которых были применены игровые технологии преподавания, можно сделать вывод,  что их применение наиболее эффективно и создает возможность повышения интереса к изучению иностранного языка. Применение игровых технологий побуждает к самостоятельной речемыслительной деятельности школьников, создает возможность осуществления индивидуального подхода в обучении, значительно повышает мотивацию к изучению иностранного языка, а так же сохраняет внутреннюю мотивацию к обучению в целом.

Во время прохождения практики мною использовались различные формы игровых технологий. Одной из наиболее эффективных игровых технологий являются дидактические игры, которые в свою очередь подразделяются на:

  • Игры, с помощью которых осуществляется обучение чтению, а также формируются навыки фонетического слуха.
  1. Игра «Кто быстрее».

Во время проведения уроков игра чаще всего использовалась для повторения пройденной лексики. На доску выписываются слова с пропущенными буквами и ученики должны заполнить пропуски. Таким образом, осуществляется сначала индивидуальная проверка выполнения, а затем – фронтальная.

  1. Помощники Буратино.

Учитель сообщает, что хитрый Буратино поделил слова, которые ему дала Мальвина, на отдельные слова. И теперь ребятам необходимо снова собрать все слова. Суть задания заключается в следующем: группа делится на две команды, первая получает карточки с первой половиной слова, другая – со второй половиной слова. Таким образом, ученикам необходимо найти пару и зачитать получившееся слово.

  1. Дни недели.

Эта игра оказалась особенно актуальна, так как совпала с изучаемой темой «Дни недели». Дома я подготовила карточки с названиями дней недели. Во время урока ученики по данному сигналу должны выстроиться друг за дружкой по порядку дней недели, начиная с понедельника, и прочитать слово на своей карточке.

  1. На уроке, во время отработки того или иного звука, учитель зачитывает слова и дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат этот звук.
  2. 1+1=1

Данное упражнение отлично подходит при изучении образования сложных слов. Ученики составляют из двух простых слов одно сложное.

  • Игры для введения и первичного закрепления лексики, для активизации лексического материала
  1. Помоги Щелкунчику

Эту игру можно использовать при работе с любым учебным текстом. Щелкунчик   решил написать друзья письмо, внезапно подувший ветер разбросал листочки.

  1. Снежный ком

Я зачастую использовала эту игру при проведении уроков, так как она очень эффективна для закрепления пройденного материала. Класс очень оживляется, каждый старается проявить себя. Первый ученик озвучивает любое предложение по заданной теме, следующий повторяет предложение и называет свое. Задача последнего повторить все, что было сказано до него.

Информация о работе Пути повышения мотивации учащегося к изучению иностранного языка