Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:00, курсовая работа
Цель исследования: найти наиболее результативные пути, методы и средства повышения познавательной мотивации учеников к изучению иностранных языков.
Задачи исследования:
1. Изучить и обобщить распространенные в методике обучения иностранного языка исследования по данной проблеме;
2. Изучить важность мотивации при изучении ИЯ в школе;
3. Проанализировать эффективность существующих путей, методов и средств повышения познавательной мотивации учеников к изучению иностранного языка.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Глава I. Проблема мотивации изучения иностранного языка и ее влияние на учебный процесс …………………………………...………….…………5
1.1. Понятие «мотив» и «мотивация». Роль мотивации в обучении иностранному языку....................................................................................5
1.2. Система формирования мотивации изучения иностранного языка....7
1.3. Выводы по главе………………………………………………………...13
2. Глава II. Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка………………………………………………………….………………15
2.1. Игровая технология…………………………………………………….15
2.2. Применение песен при обучении иностранному языку……………..20
2.3. Работа с лексическим материалом…………………………………….22
2.4. Использование информационных технологий………………………..25
2.5. Выводы по главе……………………….………………………………..26
3. Заключение…………….……………………………………………………27
4. Список литературы ……………………………………………………..…...29
5. Приложения………………………………………………………………….30
АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ленинградский государственный университет
имени А.С. Пушкина
Факультет иностранных языков
Кафедра немецкой и французской филологии
Курсовая работа
Чистякова Ирина Александровна
Пути повышения мотивации учащегося
к изучению иностранного языка
Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры немецкой и
французской филологии
Е.А. Листраткина
Оценка______________
«___»_____________20___г
Санкт-Петербург
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
Мнение современных педагогов и психологов едино в том, что качество осуществления деятельности и ее эффективность, прежде всего, зависят от мотивации индивида. Именно мотивация порождает активность, направленную на достижение той или иной цели. Можно с уверенностью сказать, что не существует учащихся с отсутствием мотивации к обучению. Возможны как положительные, так и отрицательные внешние мотивы, которые находятся вне учебной деятельности. Положительными могут быть мотивы, в основе которых лежат чувство долга перед родными, осознание необходимости образования, развития кругозора и знакомства с культурными ценностями. Отрицательные мотивы могут быть вызваны порицанием, угрозой, наказанием. Поддержание мотивации обеспечивает осязаемый или реальный успех, в то время как при отсутствии успеха мотивация снижается и это негативно отражается на выполняемой деятельности.
В данной курсовой работе будет рассмотрена проблема мотивации как основной движущей силы поведения человека в различных ситуациях, и при изучении иностранных языков в частности.
Актуальность данной проблемы определяется поиском путей повышения мотивации учеников при обучении иностранному языку, в основе которых лежит пересмотр компонентов содержания обучения, а так же их оптимизация.
В работе представлены различные точки зрения на определение мотивации, ее структуру и взаимосвязь с процессом обучения. Основное внимание в курсовой работе будет уделено вопросам мотивации, неразрывно связанным с процессом обучения и изучения иностранного языка, так же будут рассмотрены практические задания для различных ступеней обучения.
Объект исследования: проблема мотивации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе.
Предмет исследования: приёмы повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Цель
исследования: найти наиболее результативные пути,
методы и средства повышения познавательной
мотивации учеников к изучению иностранных
языков.
Задачи исследования:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Структура работы представлена следующим образом. Работа состоит из двух частей: введение, двух глав (теоретической и практической), заключения, приложения, списка литературы.
В теоретической части работы будут рассмотрены составляющие мотивации и ее влияние на учебный процесс, основываясь на методической литературе по данному вопросу.
В практической
части работы планируется рассмотреть
систему формирования мотивации школьников
к изучению иностранного языка, не только
во время урока, но и во внеклассной работе
при помощи использования элементов
игровой технологии, применения песен,
пословиц и поговорок, а так же использования
информационных технологий в процессе
обучения иностранному языку. Также предоставляется
практический материл для проведения
уроков и организации внеурочной деятельности.
Глава I. Проблема мотивации изучения
иностранного языка и ее влияние на
учебный процесс.
Одной из фундаментальных проблем школы на сегодняшний день является формирование мотивации к обучению. Этот вопрос имеет особую значимость на ранней ступени обучения, так как основа того, чтобы школьники умели и имели желание учиться, формируется в младшем школьном возрасте. Именно мотив является внутренней побудительной причиной действий и поступков человека (Маркова 1990:230).
Мотивация (от лат. moveo ‒ двигаю) – система мотивов, или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности. Это то, ради чего совершается человеческая деятельность (Большая советская энциклопедия 1970:578).
Мотивация ‒ система побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение ИЯ, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности (Зимняя 1991:131).
В отечественной и зарубежной литературе рассматриваются различные классификации мотиваций, но в данной работе хочется отметить пять типов мотивации, рассмотренных в одной из статей популярного журнала «Иностранные языки в школе»:
В методике преподавания иностранных языков является общепризнанным, что залогом успеха обучения во многом является наличие сильной мотивации. Актуальным на сегодняшний день является личностно ориентированное обучение, которое является таковым лишь тогда, когда обучение основывается на удовлетворении различных интересов школьника.
Проблема наличия мотивации при обучении существует для каждого школьного предмета. Однако стоит выделить отдельно проблему мотивации изучения иностранных языков. Исследования показали, что происходит снижение мотивации от класса к классу. При этом стоит отметить то, что до начала изучения, а так же на начальном этапе изучения иностранного языка у учеников, как правило, высокая мотивация. Возникает желание общаться на иностранном языке со сверстниками; читать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читать и узнавать о культуре и традициях других странах. Многие ребята видят в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», для них появляется возможность окунуться в новый незнакомый мир; заманчивой является возможность перевоплощаться: "Я ‒ говорящий на родном языке", "Я ‒ говорящий на иностранном языке". Почти у каждого есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось (Зайцева 2003: 23).
Для создания высокой мотивации к изучению иностранного языка необходимо успешное начало обучения, которое во многом зависит от личности учителя и того, насколько занимательно и эмоционально он проводит урок.
На этом этапе возникает вопрос: как добиться максимальной заинтересованности к предмету и сохранить мотивацию на всех ступенях обучения?
Во время прохождения практики в школе мною были отмечены наиболее эффективные способы формирования мотивации к изучению иностранного языка, а именно: игровая технология, технология с применением песен, организация работы с лексическим материалом, использование новых информационных технологий, переписка с иностранными сверстниками.
Игровая технология.
Игровая технология занимает особое место в процессе обучения иностранному языку, так как используется на всех ступенях обучения. Исследования психологов и дидактов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия) свидетельствуют, что в игровой деятельности на материалах школьного обучения формируются умственные действия детей, развивается образное мышление, усиливается мотивация учения. Игровые приемы и наглядность, которые использует учитель, максимально привлекают внимание учеников, уроки проходят интереснее и изучаемый материал усваивается прочнее. Игра – это одно из средств развития интереса к предмету. Но для того чтобы отношение к иностранному языку было серьезным, недостаточно заронить первоначальный интерес к его изучению, его следует систематически расширять и углублять.
На начальной ступени обучения наиболее эффективно используются:
На старшей ступени обучения наиболее эффективно используются:
Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
Не возникает никаких сомнений в том, что сама формулировка целей и задач урока должна симпатизировать ученикам, давать им ясную речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от ступени обучения, от возрастных и психологических особенностей. Например, для пятиклассников, для формулировки следует использовать такие слова, как "играть", "строить", "фантазировать", "разгадывать загадки", которые предполагают игровые моменты на уроке.
Информация о работе Пути повышения мотивации учащегося к изучению иностранного языка