Пути повышения мотивации учащегося к изучению иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: найти наиболее результативные пути, методы и средства повышения познавательной мотивации учеников к изучению иностранных языков.
Задачи исследования:
1. Изучить и обобщить распространенные в методике обучения иностранного языка исследования по данной проблеме;
2. Изучить важность мотивации при изучении ИЯ в школе;
3. Проанализировать эффективность существующих путей, методов и средств повышения познавательной мотивации учеников к изучению иностранного языка.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Глава I. Проблема мотивации изучения иностранного языка и ее влияние на учебный процесс …………………………………...………….…………5
1.1. Понятие «мотив» и «мотивация». Роль мотивации в обучении иностранному языку....................................................................................5
1.2. Система формирования мотивации изучения иностранного языка....7
1.3. Выводы по главе………………………………………………………...13
2. Глава II. Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка………………………………………………………….………………15
2.1. Игровая технология…………………………………………………….15
2.2. Применение песен при обучении иностранному языку……………..20
2.3. Работа с лексическим материалом…………………………………….22
2.4. Использование информационных технологий………………………..25
2.5. Выводы по главе……………………….………………………………..26
3. Заключение…………….……………………………………………………27
4. Список литературы ……………………………………………………..…...29
5. Приложения………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

motivation 1.docx

— 82.08 Кб (Скачать файл)
  1. Ромашка

На доску крепится ромашка со съемными лепестками, каждый ученик «отрывает» лепесток и называет его цвет.

  1. Что куда подходит?

Данная игра отлично подходит для закрепления и повторения пройденных тем (например: «Еда», «Одежда», «Люди»). На доске даны слова, цель учащихся распределить данные слова по темам.

  1. Угадай, кто?

Эту игру я использовала на уроке по теме «Внешность». Каждый ученик вытаскивает из мешочка маленькие бумажки, внутри которых написано имя одноклассника и описывает внешность этого ребенка, а остальные угадывают кто это.

  1. Игра в слова или абракадабра.

Смысл игры заключается в том, чтобы называть слова, которые начинаются на последнюю букву названного слова.

  1. Собери и опиши.

Класс делится на команды. Каждая команда получает конверт с «пазлом». Необходимо собрать картинку и описать ее при помощи клише по изученной теме.

  1. Солнышко

Класс делится на команды. Капитан каждой команды выходит к доске, на которой изображены два солнышка без лучей, и описывают заданный предмет (человека, животное) по картинке. Каждый верный ответ – лучик к солнышку. Побеждает та команда, чье «солнышко будет иметь больше лучиков»

  • Игры для автоматизации использования в речи грамматического материала
  1. Крокодил

С помощью этой игры тренируются вопросительные предложения. Один ученик выходит к доске, загадывает слово по заданной теме и пытается его изобразить с помощью пантомимы. Задача остальных учеников отгадать задуманное слово, задавая вопросы Ist das…?

  1. Посчитаем! – тренируем употребление числительных:
    • счет «через X» (т.е. через 2, через 3);
    • счет в обратном порядке;
    • прочитать написанное число;
    • счет от имени (звездочета, человека, страдающего бессонницей, курицы-наседки, потерявшей цыплят...) ‒ применяется во время отработки порядковых числительных;
    • счет вразбивку (используется лист, на котором «разбросаны» цифры);
    • «запретное» число ‒ нельзя называть какое-то число;
  2. Где это?

Эту игру я использовала в 6 классе при прохождении темы «предлоги». Один из учеников выходит из класса, а в это время остальные ученики прячут какой-то предмет. Ученик возвращается и задает вопрос Ist das im...? чтобы найти предмет.

  1. Назови множественное число!

Из названия понятно, что с помощью этой игры повторяется множественное число существительных (игра проводится с мячом).

  1. Спортивная школа

Тренируется употребление повелительного наклонения глагола. Класс делится на две команды и проводит «тренировку» друг друга. Ученики  встают в два ряда. Первый ребенок называет команду другому ряду, например, попрыгать на месте. Команда выполняется. Тот, кто дал эту команду, встает в конец своего ряда, а следующую команду подает ребенок, который первым стоит во втором ряду, и т.д.

Следующая игровая технология – ролевые игры (применяются на начальном и среднем этапе обучения):

  • Ролевая игра с предметом

В сюжетных ролевых играх с предметом используются фотоальбомы, книги и журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, кукла с набором одежды, игрушки.

  • Ролевая игра, с использованием диалога-образца

Применяются полоски бумаги, на которых написаны фразы, но непоследовательно. Их задача – составить диалог – образец. Затем они читают его по ролям, заучивают свои роли и воспроизводят диалог.

  • Ролевая игра с элементами аудирования

Перед учениками стоит задача внимательно слушать ответы товарищей и записывать ошибки на листочках или в памяти.

Дети получают конверты с ролевыми ситуациями, читают их и сразу начинают готовиться. После этого ребята все одновременно заканчивают подготовку к ролевой игре и получают следующее задание: прослушать внимательно ответы одноклассников, записывать на листочках их ошибки. После этого дети выходят на середину класса и проводят ролевую игру.

  • Ролевые игры имитационного характера

Ролевой игрой может быть например: «Пресс-конференция» по теме «Книги» или «Школа», социальный опрос «Здоровый образ жизни», репортаж с места событий, имитационные деловые игры, а также дискуссии по разным проблемам. Суть игры заключается в том, что один из учеников играет роль знаменитости, а остальные – журналисты известных телеканалов. Все журналисты с блокнотами и карандашами. У каждого журналиста на груди карточка с указанием имени и телеканала. Такие детали позволяют создать атмосферу места действия ролевой игры и способствует развитию коммуникативной направленности урока.

  • Игра “Еin glücklicher zufall” 

Целью игры является в игровой  форме повторить пройденный грамматический и лексический материал, а также повысить интерес к изучаемому предмету, научиться работать в группах. См. Приложение 1.

  • Игры-драматизации  (театральный проект)

Внеклассное мероприятие «Родина. Что это такое?»

Театральный проект. Значение подобной работы велико: охват каждого ученика, предоставление возможности испытать свои силы, открыть способности, проявить таланты. Стихотворения и песня, звучащие на концерте, призывают задуматься о том месте, где родился и живет человек, оценить и  полюбить родной край, малую родину...

Цели проведения: 

1)  повторение  изученного  лексического материала  по темам 7-го класса «Что называем  мы нашей Родиной?», «Лицо города  – визитная карточка страны», «В деревне есть также много  интересного»; 2) развитие (повышение) интереса  к изучаемому предмету и формирование  чувства любви к Родине; 3)  развитие  творческих способностей.  См. Приложение 2.                 

  • Викторины

Один из наиболее занимательных способов завладеть вниманием учеников. Посредством создания игровой ситуации закрепляется лексический материал, повышается познавательный интерес учащихся, развивается внимание и память, а также умение групповой работы. Викторины могут содержать лингвострановедческий материал, уровень сложности вопросов зависит от ступени обучения.

Применение песен при обучении иностранному языку

Наиболее эффективным способом повышения мотивации к изучению иностранного языка является применение песен при обучении. Возможны следующие способы применения песен на уроках иностранного языка:

  1. пение или прослушивание песен;
  2. обсуждение текстов песен, групп, певцов;
  3. перевод текстов песен;
  4. использование песен как источника для работы с грамматикой и лексикой;
  5. передача определенного культурного содержания через песню;
  6. эмоциональные выражения. 

Задания на понимание песни:

  • Задания на понимание содержания:

1) предтекстовый этап:

-построить  ассоциограмму;

-предложить  визуальный контакт: иллюстрации, фотографии, картинки…;

-использовать  акустический контакт: музыка, звуки, голоса;

-сопоставить: картинка – текст, картинка –  картинка, текст – текст;

-выстроить  логическую цепочку (из отрывков  текста или картинок).

2) текстовый:

-выполнить  задания на множественный выбор;

-сделать  выбор: правильно/неправильно или  да/нет;

-сопоставить: картинка – звуковой текст, картинка  – картинка, звуковой текст –  текст, текст – текст;

-слушать  и выполнять: пантомима, знаки, план, карта города…;

-внести детальную  информацию в предложенную схему;

-сделать  собственные пометки к прослушанному  тексту;

-установить  верную последовательность (отрывков  текста или картинок);

-заполнить  пропуски в тексте;

-озвучить  обсуждаемую проблему (с помощью  текста).

3) послетекстовый:

-выполнить  задания на множественный выбор;

-сделать  выбор: правильно/неправильно или  да/нет;

-сопоставить: картинка – звуковой текст, картинка  – картинка, звуковой текст – -текст, текст – текст;

-распределить  слова (звуки…) по определенному  критерию;

-задать вопросы  к тексту по содержанию;

-выразить  свое мнение;

-передать  содержание;

-дать оценку;

-внести собственную  информацию в предложенную схему;

-вставить  пропуски в слова;

-выстроить  логическую цепочку (слов, заголовков, картинок);

-подобрать  ключевые слова к содержанию;

-пересказать  текст собственными словами или  обыграть.

  • Задания на грамматику:

-написать  диктант (буквенный, словарный);

-написать  диктант с пропусками;

-написать  изложение;

-распределить  однородные звуки, слова;

-расставить  ударение в словах;

-сгруппировать  слова;

-подобрать  словосочетания и отдельные предложения;

-расставить  смысловое ударение в предложениях;

-разобрать  предложения интонационно.

Организация работы с лексическим материалом

На уроках иностранного языка является очень эффективной работа с лексическим материалом, а именно работа с пословицами и поговорками, во время которой отрабатываются следующие аспекты:

  • Отработка навыков произношения.

Пословицы и поговорки используются для того, чтобы помочь учащимся в  непринужденной  игровой  форме  отработать  произношение   отдельных  звуков, совершенствовать ритмико-интонационные навыки. Так, например, для отработки умлаутов вместо отдельных слов или словосочетаний  предлагаются следующие пословицы:

[ű]

  • Der Dümmste hat das meiste Glűck. * Дуракам везет.
  • Glück macht Freunde, Unglück prüft. * Друзья познаются в беде.
  • Über Geschmack lässt sich nicht streiten. * О вкусах не спорят.
  • Dem Glücklicher schlägt keine Stunde.* Счастливые часов не наблюдают.

 

[ä]

  • Bär bleibt Bär, fährt man ihn auch übers Meer. * Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.
  • Viel Lärm, aber wenig Nutzen. * Много шуму из ничего.
  • Was Hänschen nicht lernt, lernt Hans nimmer her. * Учи, пока поперек лавки укладывается, а во всю вытянется – не научишь.
  • Man soll die Bärenhaut nicht verkaufen, bevor man den Bären hat. * Цыплят по осени считают.

[ő]

  • So viel Dörfer, soviel Sitten. * Что ни город, то норов.
  • Ach wie bald schwindet Schönheit und Gestalt. * С лица воду не пить, умела бы пироги печь.
  • Schön Gestalt verliert sich. * Не ищи красоты, а ищи доброты.
  • Nicht der Schöne ist lieb, sondern der Liebe ist schön.  * Не по хорошему мил, а по милу хорош.
  • Введение, закрепление лексического материала

Известно, что в    образных   предложениях, содержащих законченную мысль, обычно легче запоминаются новые слова. И поэтому пословицы и поговорки можно использовать для расширения словарного запаса учащихся. Предлагается подборка пословиц и поговорок   по  следующим темам:

  • « Кто рано встаёт, тому Бог даёт»

(материал  используется  на уроках  по  теме «Что наши немецкие друзья  делают в школе?» в 6 –м классе. /Шаги 2:Учебн. нем. яз. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/И.Л. Бим, Л.М. Санникова, Л. В. Садомова.-М.: Просвещение).

Morgenstunde hat Gold im Munde. * Кто рано встаёт, тому Бог даёт.

Was du heute kannst besorgen, das verschiebe nicht auf morgen. * Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

Erst die Arbeit, dann das Spiel, nach der Reise kommt das Ziel. * Делу время, потехе час.

Über Nacht kommt guter Rat. * Утро вечера мудренее.

Информация о работе Пути повышения мотивации учащегося к изучению иностранного языка