Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:20, реферат
Проблема развития социальной педагогики сегодня представляется очень актуальной. Профессия «социальный педагог» официально появилась в России лишь около десяти лет назад, но, по сути, социальная помощь имеет глубокие исторические корни. Еще с давних времен известны многочисленные примеры благотворительности, попечительства.
В настоящее время имеется необходимая нормативная база для введения ставок социальных педагогов в штатное расписание дошкольных образовательных учреждений.
Введение………………………………………………………………….………..3
1. Принципы работы социального педагога…………….…………….…….6
2. Задачи и направления работы социального педагога в детском дошкольном учреждении…………………………………………….....…9
3. Функции, права и должностные обязанности социальных педагогов...12
3.1 Функции социальных педагогов…………………………………….12
3.2 Должностные обязанности…………………………………………..13
3.3 Права социальных психологов………………………………………16
4. Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в детском саду……………………………………………………………………...17
4.1 Диагностика…………………………………………………………..18
4.2 Коррекционная и развивающая работа……………………………..19
4.3 Консультативная работа……………………………………………..22
4.4 Профилактика и психологическое просвещение…………………..22
4.5 Организационно-методическая работа……………………………..24
5. Классификация форм работы социального педагога в детском саду…28
Вывод……………………………………………………………………………31
Содержание.
Введение…………………………………………………………
3.1 Функции социальных педагогов…………………………………….12
3.2 Должностные обязанности…………………………………………..
3.3 Права социальных психологов………………………………………16
4. Психолого-педагогическое
обеспечение образовательного
4.1 Диагностика…………………………………………………
4.2 Коррекционная и развивающая работа……………………………..19
4.3 Консультативная работа……………………………………………..22
4.4 Профилактика и психологическое просвещение…………………..22
4.5 Организационно-методическая работа……………………………..24
5. Классификация форм работы социального педагога в детском саду…28
Вывод…………………………………………………………………
Введение.
Проблема развития социальной
педагогики сегодня представляется
очень актуальной. Профессия «социальный
педагог» официально появилась в
России лишь около десяти лет назад,
но, по сути, социальная помощь имеет
глубокие исторические корни. Еще с
давних времен известны многочисленные
примеры благотворительности, попечительства.
В настоящее время имеется необходимая
нормативная база для введения ставок
социальных педагогов в штатное расписание
дошкольных образовательных учреждений.
Деятельность социального педагога очень
разнообразна и требует приложения многих
усилий, терпения и творчества. Организуя
свою работу, социальный педагог направляет
усилия на создание здорового, эмоционально
стабильного и благополучного микроклимата
как во взрослом, так и в детском коллективах,
способствует гуманизации межличностных
отношений (педагог — педагог, педагог
— ребенок, ребенок — сверстник, ребенок
— группа, ребенок — родитель, педагог
— родитель), защищает права и интересы
каждого ребенка, участвует в организации
досуга и отдыха детей, помогает раскрыться
способностям каждого воспитанника, создает
условия для индивидуального и социального
развития дошкольников, изучает проблемы,
возникающие в жизни дошкольников, педагогов
и родителей, помогает преодолевать трудности.
Социально педагогическая деятельность в условиях Дошкольного Общеобразовательного Учреждения (ДОУ) — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Основные положения деятельности социального педагога в условиях детского сада.
Главной целью
деятельности социального педагога в детском саду является создание
единства образовательного пространства
детства в дошкольном учреждении, обеспечивающее
социально-психологическое благополучие
всем воспитанникам и социально-психологическую
поддержку семьям и педагогам в реализации
их воспитательных функций в условиях
социального партнерства.
В данном случае благополучие дошкольного
детства понимается как удовлетворение
базовых потребностей детей этого возраста,
которые включают в себя:
• базовые физические потребности
(в пище, тепле, уходе, безопасности);
• потребность в стабильном предсказуемом
окружении и защищенности;
• потребность в общении, эмоциональной
поддержке, любви;
• потребность в изучении окружающего
мира и осознании себя в нем.
Вышеуказанная цель деятельности выбрана
в результате анализа сегодняшнего положения
вещей в системе дошкольного образования.
Оказалось, что ни один из субъектов среды
социального развития ребенка не обеспечивает
достаточное удовлетворение его потребности
в стабильности и предсказуемости среды.
Это говорит о том, что необходимо более
продуктивное сотрудничество педагогов,
психологов и семьи в деле воспитания
детей, обеспечения гармоничного развивающего
пространства, чувства защищенности, эмоциональной
поддержки.
Различные субъекты социальной
среды окружения принимают
Так, значимыми субъектами среды социального
развития ребенка, а значит, и субъектами активного
взаимодействия в работе социального педагога
являются родители и другие члены семьи,
педагоги, воспитатели и методисты, психологи
и медики.
Внешними субъектами среды социального развития ребенка, а значит, потенциальными партнерами для социального педагога являются работники сферы просвещения и культуры (музеев, театров, библиотек) и т. д.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет.
Всех взрослых, которые
общаются с ребенком и влияют на
его социальное развитие, можно разделить
на четыре уровня приближенности, характеризующиеся
различными сочетаниями трех факторов:
•частотой контактов с ребенком;
•эмоциональной насыщенностью контактов;
•информативностью.
На первом уровне находятся родители — все три показателя имеют максимальное значение.
Второй уровень занимают воспитатели ДОУ —
максимальное значение информативности,
эмоциональная насыщенность.
Третий уровень — взрослые, имеющие с ребенком
ситуативные контакты, или те, которых
дети могут наблюдать на улице, в поликлинике,
в транспорте и т. д.
Четвертый уровень — люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встречался: жители других городов, стран и т.п.
Ближайшее окружение ребенка — первый и второй уровень приближенности — в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений. Для успешности социального развития ребенка необходимо, чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности.
Социальная компетентность
достигается благодаря
Существуют различные
типы социально-культурных ценностей,
которые с равным успехом обеспечивают
благополучное выживание
«Ребенок для полного
и гармоничного развития его личности
нуждается в любви и понимании. Он должен,
когда это возможно, расти на попечении
и под ответственностью родителей... малолетний
ребенок не должен, кроме тех случаев,
когда на это имеются исключительные обстоятельства,
быть разлучаем со своей матерью» (Декларация
прав ребенка, п. 6).
Описанные выше принципы работы социального
педагога в условиях детского сада опираются
на базовые принципы организации процесса
социального воспитания. Рассмотрим их.
Основные принципы
организации процесса социального
воспитания:
• индивидуальная
помощь в ликвидации конфликтных и критических
ситуаций в социальном взаимодействии
личности, ценностном становлении ее жизненных
отношений;
• групповая поддержка
самого человека и его ближайшей
микросреды (семьи, школы, общины) в
физическом, психическом и социальном
становлении индивидуально-
• общественная
защита прав каждого ребенка и взрослого
на достойную жизнь в обществе, независимо
от его физического и умственного развития,
социального статуса;
• организация разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности (физической, познавательной, коммуникативной, рефлексивной, практической, творческой);
• обеспечение и поддержка успешного субъект - субъектного взаимодействия подрастающего человека в окружающем социокультурном пространстве;
• обеспечение готовности
ребенка к ответственной
• помощь в создании таких условий жизнедеятельности в микросреде, при которых, несмотря на физические недостатки и увечья, душевный срыв, личную жизненную утрату или кризис, человек может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе окружающих людей;
• реадаптация человека в изменившемся социуме посредством усиления степени его самостоятельности и самоконтроля ситуации.
Основными задачами деятельности
социального педагога являются следующие:
1. Работать над обогащением Среды
социального развития ребенка путем:
• повышения активности и ответственности родителей педагогов в решении задач социального развития;
• вовлечения в образовательное пространство детского сада потенциальных субъектов Среды социального развития;
• повышения уровня компетентности
родителей.
2. Способствовать активному вовлечению
семей воспитанников в образовательное
пространство детского сада и привлечению
их к сотрудничеству в вопросах социального
развития детей.
Социальное развитие (социализация)
— процесс усвоения и дальнейшего
развития индивидом социально-
• трудовых навыков;
• знаний;
• норм, ценностей, традиций, правил;
• социальных качеств личности,
которые позволяют человеку комфортно
и эффективно существовать в обществе
других людей.
3. Разработать критерии профессиональной деятельности педагогов, учитывающие уровень развития, их способности к самореализации в профессиональной деятельности.
4. Повышать коммуникативные
способности детей, служащие
5. Способствовать развитию толерантности
сознания родителей, педагогов и детей.
Толерантность — терпимость к чужому
образу жизни, мнению, поведению, ценностям,
способность к принятию точ-' ки зрения
собеседника, отличающейся от собственной.
6. Способствовать выработке
у педагогов уважительного
7. Определять и удовлетворять
потребности семей
8. Координировать работу всех служб ДОУ,
направленную на реализацию задач социального
развития ребенка.
Для решения поставленных
задач социально-
• педагогическое просвещение родителей;
• «воспитание» родителей. Предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности;
• удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
• изучение состояния факторов Среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.
• повышение уровня профессиональной
компетентности педагогов;
• удовлетворение индивидуальных запросов
педагогов, связанных с вопросами социального
развития детей и взаимоотношений с их
родителями;
• изучение факторов Среды социального
развития детей в образовательном пространстве
ДОУ.