Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:20, реферат
Проблема развития социальной педагогики сегодня представляется очень актуальной. Профессия «социальный педагог» официально появилась в России лишь около десяти лет назад, но, по сути, социальная помощь имеет глубокие исторические корни. Еще с давних времен известны многочисленные примеры благотворительности, попечительства.
В настоящее время имеется необходимая нормативная база для введения ставок социальных педагогов в штатное расписание дошкольных образовательных учреждений.
Введение………………………………………………………………….………..3
1. Принципы работы социального педагога…………….…………….…….6
2. Задачи и направления работы социального педагога в детском дошкольном учреждении…………………………………………….....…9
3. Функции, права и должностные обязанности социальных педагогов...12
3.1 Функции социальных педагогов…………………………………….12
3.2 Должностные обязанности…………………………………………..13
3.3 Права социальных психологов………………………………………16
4. Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в детском саду……………………………………………………………………...17
4.1 Диагностика…………………………………………………………..18
4.2 Коррекционная и развивающая работа……………………………..19
4.3 Консультативная работа……………………………………………..22
4.4 Профилактика и психологическое просвещение…………………..22
4.5 Организационно-методическая работа……………………………..24
5. Классификация форм работы социального педагога в детском саду…28
Вывод……………………………………………………………………………31
• организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;
• коррекция социального развития детей по результатам Диагностики и запросам педагогов и родителей;
• организация досуга детей.
• координация взаимодействия служб по работе с семьей;
• удовлетворение индивидуальных запросов служб по вопросам
взаимоотношений с родителями;
• участие в подготовке и проведении педагогических совещаний.
• формирование информационного
банка данных по работе с семьей;
• разработка перспективного и текущего
плана работы;
• подготовка годовых и промежуточных отчетов;
• пополнение методической копилки социального педагога.
3.1 Функции социальных педагогов:
Образовательно-воспитательная — обеспечение целенаправленного
педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействия всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средств массовой информации.
Диагностическая — постановка «социального диагноза», обеспечивается за счет изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем, возникающих в ходе воспитания ребенка.
Организаторская — организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.
Прогностическая и экспертная — участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных социальных институтов.
Организационно-
Охранно-защитная — использование имеющегося арсенала праворых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
Посредническая
— осуществление связи в интересах
ребенка между семьей, образовательным
учреждением и ближайшим окружением ребенка.
Самообразовательная
— повышение профессионального
уровня и пополнение интеллектуального
багажа.
3.2 Должностные обязанности:
Социальный педагог
работает в режиме нормированного рабочего
дня по графику, составленному, исходя
из 36-часовой рабочей недели и утвержденному
руководителем ДОУ, с правом на отпуск
продолжительностью 36 рабочих дней или
42 календарных дня (Постановление Правительства
РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052).
Проводит:
• индивидуальную и групповую
социально-психологическую диагностику
различного профиля и предназначения
в соответствии с запросом;
• наблюдение за характером
взаимоотношений детей в группах и определение
особенностей их развития;
• анализ работы педагогов
в группе и оказание помощи
Социальный педагог имеет право на проведение
социально-психологической диагностики
только в том случае, когда он имеет соответствующее
высшее психологическое образование.
В остальных случаях социальный педагог
проводит диагностику совместно с психологами
детского сада.
• индивидуальную работу с
детьми в процессе их адаптации к
условиям жизни в детском учреждении;
• индивидуальные и групповые занятия
с детьми, направленные на их личностное
и социальное развитие;
• специальные обучающие и развивающие
занятия, игры, тренинги,
Выявляет психологические причины различного
вида нарушений социального развития:
проблем в общении, поведении, обучении;
Направляет проблемных детей (в случаях
особой необходимости) на консультацию
в психологические, медицинские и психолого-медико-социальные
центры и другие специализированные учреждения
системы просвещения, здравоохранения
и социальной защиты.
Составляет психолого-
Использует апробированные и разрабатывает авторские:
• коррекционные программы, циклы развивающих занятий, направленные на гармоничное развитие личности, социальное развитие дошкольников с учетом индивидуальных особенностей и задач развития ребенка на каждой возрастной ступени;
• рекомендации для педагогов,
родителей и специалистов различных
служб:
— по работе с детьми, имеющими проблемы
в индивидуальном и социальном развитии;
— по организации благоприятного эмоционального климата в группе и семьях воспитанников;
Осуществляет:
• социально-информационную помощь, направленную на обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;
• социально-правовую помощь, направленную на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей;
• социально-психологическую
помощь, направленную на создание благоприятного
микроклимата в семье и микросоциуме,
в которых развивается ребенок, на устранение
негативных воздействий окружения и затруднений
во взаимоотношениях с окружающими;
• социально-педагогическую
помощь, направленную на создание необходимых
условий для реализации права родителей
на воспитание детей, преодоление педагогических
ошибок и конфликтных ситуаций, на обеспечение
развития и воспитания детей в условиях
семьи и детского сада;
• психопрофилактическую
помощь взрослым и детям на протяжении
всего адаптационного периода;
• психологическую поддержку творчески одаренным детям.
Формирует социальную культуру воспитанников, педагогов, специалистов и родителей.
Консультирует всех участников образовательного процесса по вопросам индивидуального развития детей, в т.ч.:
• по вопросам организации
периода адаптации ребенка к
новым условиям жизни;
• в случаях неадекватного поведения
в домашних условиях и дезадаптации ребенка
в дошкольном учреждении;
• по вопросам возрастных психофизиологических особенностей развития дошкольников.
Участвует:
• в заседании педагогического совета;
• в заседании совета психолого-педагогической службы;
• в проведении родительских собраний и круглых столов.
Ведет документацию по установленной форме;
Проводит методическую работу в рамках годового плана учреждения.
Социальный педагог должен знать:
• нормативно-правовую
базу деятельности (законы, подзаконные
акты, постановления, распоряжения, инструкции,
социально-правовые и социально-экономические
основы деятельности социального педагога
в системе учреждений, оказывающих помощь
ребенку);
• теорию социальной
педагогики и психологии; возрастную психологию, изучающую личность ребенка,
его духовное и социальное развитие, нормальное
и отклоняющееся поведение, особенности
развития психических функций; социологию; основы,
дошкольной педагогики и психологии;
• методы социального
управления и планирования профессиональной
исследовательской деятельности;
• базисную программу воспитания детей.
3.3 Права социальных психологов.
Принимает участие:
• в разработке стратегии
ДОУ, в создании соответствующих
нормативных документов;
• в разработке управленческих решений,
настоящих вопросов психолого-педагогической
службы;
• в разработке положений о функциях данной
службы, компетенции, обязанностях, ответственности;
• в ведении переговоров с партнерами
ДОУ по образовательной деятельности.
Устанавливает от имени ДОУ деловые контакты
с лицами и организациями, работающими
в данном направлении.
Проводит диагностику детей, связанную
с определением уровня их личностного
и социального развития; анкетирование
родителей с целью выявления запросов
в воспитательной системе ДОУ.
Дает рекомендации по решению проблем
психолого-педагогической службы и воспитательно-образовательной
работы педагогов.
Повышает свою квалификацию.
4. Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в детском саду.
Создание условий, направленных
на всестороннее, гармоничное развитие
детей, обеспечение их психического,
физического и эмоционального благополучия
с ориентацией на индивидуальные
и возрастные особенности каждого
воспитанника является приоритетным направлением
Приоритетными задачами психолого-
1. Увеличение возможности
использования психологических
методов и приемов в
2. Повышение уровня мотивации у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса на совместную деятельность, направленную, в частности, на формирование психологического здоровья воспитанников и на выявление и оказание психолого-педагогической помощи детям «группы риска»;
3. Использование, внедрение и разработка коррекционных программ, диагностических методик, направленных на диагностику и психокоррекцию нарушений в поведенческой, эмоционально-волевой и познавательной сферах воспитанников;
4. Использование и внедрение
программ и диагностических
5. Осуществление
-проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, консультаций для воспитателей и родителей по результатам диагностики;
- оказание консультативной помощи родителям и членам семей по вопросам воспитания дошкольников, семейных и межличностных взаимодействий;
- повышение психологической компетентности родителей и педагогов в вопросах особенностей развития ребенка и образовательно-воспитательной деятельности;
-оказание помощи педагогам в подборе методов и средств коррекционно-развивающей работы;
9. Усиление эффективности
психологического
10. Содействие развитию
у детей основных личностных
новообразований дошкольного
11. Формирование интереса
к эстетической стороне
Основные направления
деятельности психолого-
- диагностика;
- консультирование (индивидуальное и групповое);
- развивающая работа;
- коррекционная работа;
- профилактика и психологическое просвещение;
- организационно-
4.1 Диагностика
Задача психологической
диагностики — получение
Проведение диагностики