Работа социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:20, реферат

Описание работы

Проблема развития социальной педагогики сегодня представляется очень актуальной. Профессия «социальный педагог» официально появилась в России лишь около десяти лет назад, но, по сути, социальная помощь имеет глубокие исторические корни. Еще с давних времен известны многочисленные примеры благотворительности, попечительства.
В настоящее время имеется необходимая нормативная база для введения ставок социальных педагогов в штатное расписание дошкольных образовательных учреждений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..3
1. Принципы работы социального педагога…………….…………….…….6
2. Задачи и направления работы социального педагога в детском дошкольном учреждении…………………………………………….....…9
3. Функции, права и должностные обязанности социальных педагогов...12
3.1 Функции социальных педагогов…………………………………….12
3.2 Должностные обязанности…………………………………………..13
3.3 Права социальных психологов………………………………………16
4. Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в детском саду……………………………………………………………………...17
4.1 Диагностика…………………………………………………………..18
4.2 Коррекционная и развивающая работа……………………………..19
4.3 Консультативная работа……………………………………………..22
4.4 Профилактика и психологическое просвещение…………………..22
4.5 Организационно-методическая работа……………………………..24
5. Классификация форм работы социального педагога в детском саду…28
Вывод……………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 54.79 Кб (Скачать файл)

• организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;

• коррекция социального  развития детей по результатам Диагностики  и запросам педагогов и родителей;

• организация досуга детей.

  1. Работа с другими службами ДОУ:

• координация взаимодействия служб по работе с семьей;

• удовлетворение индивидуальных запросов служб по вопросам

взаимоотношений с родителями;

• участие в подготовке и проведении педагогических совещаний.

  1. Работа с документацией:

• формирование информационного  банка данных по работе с семьей; 
• разработка перспективного и текущего плана работы;

• подготовка годовых и  промежуточных отчетов;

• пополнение методической копилки социального педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции, права и должностные обязанности социальных педагогов

3.1 Функции социальных педагогов:

Образовательно-воспитательная — обеспечение целенаправленного

педагогического влияния  на поведение и деятельность детей  и взрослых; содействия всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средств массовой информации.

Диагностическая — постановка «социального диагноза», обеспечивается за счет изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем, возникающих в ходе воспитания ребенка.

Организаторская — организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

Прогностическая и экспертная — участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных социальных институтов.

Организационно-коммуникативная  — включение в социально-педагогическую работу добровольных помощников, организацию совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в работе с детьми и их семьями.

Охранно-защитная — использование имеющегося арсенала праворых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

Посредническая  — осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка. 
Самообразовательная — повышение профессионального уровня и пополнение интеллектуального багажа.

    3.2 Должностные обязанности:

Социальный педагог  работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному, исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному руководителем ДОУ, с правом на отпуск продолжительностью 36 рабочих дней или 42 календарных дня (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052). 
Проводит: 
      • индивидуальную и групповую социально-психологическую диагностику различного профиля и предназначения в соответствии с запросом; 
      • наблюдение за характером взаимоотношений детей в группах и определение особенностей их развития;

• анализ работы педагогов  в группе и оказание помощи 
Социальный педагог имеет право на проведение социально-психологической диагностики только в том случае, когда он имеет соответствующее высшее психологическое образование. В остальных случаях социальный педагог проводит диагностику совместно с психологами детского сада.

• индивидуальную работу с  детьми в процессе их адаптации к  условиям жизни в детском учреждении; 
• индивидуальные и групповые занятия с детьми, направленные на их личностное и социальное развитие; 
• специальные обучающие и развивающие занятия, игры, тренинги,

Выявляет психологические причины различного вида нарушений социального развития: проблем в общении, поведении, обучении; 
 Направляет проблемных детей (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и психолого-медико-социальные центры и другие специализированные учреждения системы просвещения, здравоохранения и социальной защиты.

Составляет психолого-педагогические заключения по материалам диагностических исследований и доводит их до сведения родителей и педагогов в допустимом объеме с целью сориентировать взрослых в проблемах воспитания.

Использует апробированные и разрабатывает авторские:

• коррекционные программы, циклы развивающих занятий, направленные на гармоничное развитие личности, социальное развитие дошкольников с  учетом индивидуальных особенностей и  задач развития ребенка на каждой возрастной ступени;

• рекомендации для педагогов, родителей и специалистов различных  служб: 
— по работе с детьми, имеющими проблемы в индивидуальном и социальном развитии;

— по организации благоприятного эмоционального климата в группе и семьях воспитанников;

Осуществляет:

       • социально-информационную помощь, направленную на обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;

       • социально-правовую помощь, направленную на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей;

       • социально-психологическую помощь, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, на устранение негативных воздействий окружения и затруднений во взаимоотношениях с окружающими; 
      • социально-педагогическую помощь, направленную на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, на обеспечение развития и воспитания детей в условиях семьи и детского сада; 
      • психопрофилактическую помощь взрослым и детям на протяжении всего адаптационного периода;

• психологическую поддержку творчески одаренным детям.

Формирует социальную культуру воспитанников, педагогов, специалистов и родителей.

Консультирует всех участников образовательного процесса по вопросам индивидуального развития детей, в т.ч.:

• по вопросам организации  периода адаптации ребенка к  новым условиям жизни; 
• в случаях неадекватного поведения в домашних условиях и дезадаптации ребенка в дошкольном учреждении;

• по вопросам возрастных психофизиологических особенностей развития дошкольников.

Участвует:

      • в заседании педагогического совета;

• в заседании совета психолого-педагогической службы;

• в проведении родительских собраний и круглых столов. 

Ведет документацию по установленной форме;

Проводит методическую работу в рамках годового плана учреждения.

Социальный педагог  должен знать:

• нормативно-правовую базу деятельности (законы, подзаконные акты, постановления, распоряжения, инструкции, социально-правовые и социально-экономические основы деятельности социального педагога в системе учреждений, оказывающих помощь ребенку); 
• теорию социальной педагогики и психологии; возрастную психологию, изучающую личность ребенка, его духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение, особенности развития психических функций; социологию; основы, дошкольной педагогики и психологии; 
• методы социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности;

• базисную программу воспитания детей.

3.3 Права социальных психологов.

Принимает участие:

• в разработке стратегии  ДОУ, в создании соответствующих  нормативных документов; 
• в разработке управленческих решений, настоящих вопросов психолого-педагогической службы; 
• в разработке положений о функциях данной службы, компетенции, обязанностях, ответственности; 
• в ведении переговоров с партнерами ДОУ по образовательной деятельности. 
Устанавливает от имени ДОУ деловые контакты с лицами и организациями, работающими в данном направлении.

Проводит диагностику детей, связанную с определением уровня их личностного и социального развития; анкетирование родителей с целью выявления запросов в воспитательной системе ДОУ. 
Дает рекомендации по решению проблем психолого-педагогической службы и воспитательно-образовательной работы педагогов. 

Повышает свою квалификацию. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       4. Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса   в детском саду.

Создание условий, направленных на всестороннее, гармоничное развитие детей, обеспечение их психического, физического и эмоционального благополучия с ориентацией на индивидуальные и возрастные особенности каждого  воспитанника является приоритетным  направлением  психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

Приоритетными задачами  психолого-педагогического сопровождения ребенка в детском саду являются:

1. Увеличение возможности  использования психологических  методов и приемов в образовательном  процессе – при адаптации детей  к детскому саду, в процессе  сопровождения воспитательного - образовательного процесса, при подготовке к школе;

2. Повышение уровня мотивации  у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса на совместную деятельность, направленную, в частности, на  формирование психологического здоровья воспитанников и на выявление и оказание психолого-педагогической помощи детям «группы риска»;

3.  Использование, внедрение и разработка коррекционных  программ, диагностических методик, направленных на диагностику и психокоррекцию нарушений в поведенческой, эмоционально-волевой и познавательной сферах воспитанников;

4. Использование и внедрение  программ и диагностических методик,  направленных на диагностику  готовности к школьному обучению  и  сопровождение детей при подготовке к школе;

5. Осуществление  профилактической, коррекционной и просветительской работы со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в рамках образовательной среды ДОУ:

-проведение индивидуальных  и групповых занятий с детьми, консультаций  для воспитателей и родителей по результатам диагностики;

- оказание консультативной  помощи родителям и членам  семей по вопросам воспитания  дошкольников, семейных и межличностных  взаимодействий;

- повышение психологической компетентности родителей и педагогов в вопросах особенностей развития ребенка и образовательно-воспитательной деятельности;

-оказание  помощи педагогам в подборе методов и средств коррекционно-развивающей работы;

9. Усиление эффективности  психологического сопровождения  воспитательно-образовательного процесса, направленного на  развитие личности  каждого воспитанника с учетом сензитивных периодов;  

10. Содействие развитию  у детей основных личностных  новообразований дошкольного детства;

11. Формирование интереса  к эстетической стороне окружающей  действительности, удовлетворение  потребности детей в самовыражении.

Основные направления  деятельности  психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе учреждения: 

-  диагностика;

-  консультирование (индивидуальное и групповое);

           -  развивающая работа; 

-  коррекционная работа; 

- профилактика и психологическое просвещение;

           -  организационно-методическая работа.  

 

4.1 Диагностика

Задача психологической  диагностики — получение информации об индивидуально-психических особенностях детей, выявление нарушений эмоционально-волевой, познавательной, поведенческой и коммуникативной сфер воспитанников, а также определение уровня готовности детей к школе.

Проведение диагностики  позволяет выявлять и вовремя начинать коррекционную работу, а в некоторых случаях – получать медицинскую помощь (например, родители могут получить рекомендацию о целесообразности прохождения того или иного медицинского обследования для получения данных о причинах нарушений в развитии ребенка, что в дальнейшем позволит провести коррекционную работу с наилучшими результатами). Воспитанники детского сада с выявленными нарушениями нуждаются в психологической помощи для нормализации диагностированных нарушений –  создании специальных условий для полноценного развития, проведении коррекционной работы, консультировании родителей, воспитателей.

Информация о работе Работа социального педагога