Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:20, реферат
Проблема развития социальной педагогики сегодня представляется очень актуальной. Профессия «социальный педагог» официально появилась в России лишь около десяти лет назад, но, по сути, социальная помощь имеет глубокие исторические корни. Еще с давних времен известны многочисленные примеры благотворительности, попечительства.
В настоящее время имеется необходимая нормативная база для введения ставок социальных педагогов в штатное расписание дошкольных образовательных учреждений.
Введение………………………………………………………………….………..3
1. Принципы работы социального педагога…………….…………….…….6
2. Задачи и направления работы социального педагога в детском дошкольном учреждении…………………………………………….....…9
3. Функции, права и должностные обязанности социальных педагогов...12
3.1 Функции социальных педагогов…………………………………….12
3.2 Должностные обязанности…………………………………………..13
3.3 Права социальных психологов………………………………………16
4. Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в детском саду……………………………………………………………………...17
4.1 Диагностика…………………………………………………………..18
4.2 Коррекционная и развивающая работа……………………………..19
4.3 Консультативная работа……………………………………………..22
4.4 Профилактика и психологическое просвещение…………………..22
4.5 Организационно-методическая работа……………………………..24
5. Классификация форм работы социального педагога в детском саду…28
Вывод……………………………………………………………………………31
– развитие детского творчества;
– приобщение к изобразительному искусству
Музыка:
Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-
- приобщение к музыкальному искусству;
- развитие музыкальности детей;
- развитие способности
эмоционально воспринимать
5.Классификация форм работы социального педагога в детском саду.
Социальный педагог является
одной из структурных единиц психолого-педагогической
службы Центра развития ребенка. Поэтому
формы работы социального педагога
должны, прежде всего, обеспечивать социальное
направление деятельности психолого-педагогической
службы. Рассмотрим наглядно вариативные
формы работы социального педагога.
Работа с детьми
Формы работы с детьми очень разнообразны:
1. Психологическое сопровождение
детей, находящихся в режиме
адаптации; детей, имеющих
2. Изучение социального
паспорта воспитанников ЦРР,
3. Обеспечение благоприятных
условий для повышения уровня
групповой сплоченности детей,
оказание положительного
• совместные творческие проекты
для воспитанников группы;
• межгрупповые проекты;
• заседания детских клубов
по интересам, клуба Юных помощников;
• проведение социально-психологических
тренингов для детей по развитию коммуникативных
умений;
• «издание» детских книг, журналов и газет и т.п.
4. Организация и проведение
детских праздников.
5. Тематические занятия с целью индивидуального
и социального развития детей. Содержание
занятий предполагает совместное выполнение
домашних заданий детьми и родителями.
6. Проигрывание жизненных
ситуаций на заданную тематику.
7. Познавательные викторины для детей
с участием родителей.
Работа с родителями
Работа с родителями включает
в себя как индивидуальную работу
с каждым из них, так и привлечение
родителей к жизни детей в
детском саду через родительский
комитет. Используются следующие формы:
• фронтальные и индивидуальные опросы
родителей, изучение социального портрета
семей воспитанников;
• групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных;
• организация Дней открытых
дверей, Дней счастливой семьи для
родителей;
• активизация деятельности информационных
корзин, информационных писем, Телефона
доверия;
• совместное проведение досуга;
• целевые и спонтанные
беседы — встречи с членами
семей воспитанников;
• групповые встречи — практикумы с элементами
тренинга;
• театрализованные представления для
детей с участием родителей (где родители
выступают в качестве исполнителей главных
ролей);
• организация конкурса семейных талантов,
составление генеалогического древа семьи
(организация Ретро-гостиных для бабушек
и дедушек), составление семейных альбомов.
Формы работы с педагогами.
Работа с педагогами разнообразна
как по форме, так и по содержанию.
Творческий подход позволяет выбрать
наиболее адекватные в каждом случае
формы и методы взаимодействия с
педагогическим коллективом:
1. Индивидуальные опросы педагогов по
выявлению трудностей в воспитании детей
(как плановые, так и спонтанные).
2. Индивидуальное и групповое консультирование
по вопросам эффективного взаимодействия
взрослого и ребенка.
3. Психологическая помощь и поддержка
в организации работы групп в режиме адаптации.
4. Дискуссионные клубы,
гостиные, семинары — практикумы,
круглые столы для педагогов
с целью повышения знаний о
психологических особенностях
5. Проведение тренингов по теме: «Секреты эффективного взаимодействия воспитателя и дошкольника».
В качестве одной из функций деятельности социального педагога выступает функция гармонизации межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе.
А поскольку, гармонизация — это процесс оптимального взаимодействия различных структур в составе целого, то направлен этот процесс как на организацию эффективного взаимодействия педагогов между собой и другими структурными подразделениями ЦРР, так и организацию эффективного взаимодействия педагога с детьми.
Вывод.
Исходя из вышесказанного и подбираются соответствующие формы работы социального педагога с педагогическим коллективом. Можно условно выделить несколько ее этапов.
На начальном (подготовительном) этапе главными направлениями работы являются следующие: знакомство с педагогами, детьми; установление контактов; знакомство с развивающей средой, социальной ситуацией развития; социальная диагностика, выявление уровня социальной активности педагогов, особенностей и трудностей во взаимодействии педагогов с детьми и между собой. Именно на этом этапе уместно использовать фронтальные и индивидуальные опросы педагогов, наблюдение, социально-психологические тренинги и игры на знакомство.
На промежуточном этапе проводится анализ, дифференциация, классификация проблем, нужд, определяются приоритеты в работе, формы социального творчества, изучаются возможности каждого педагога и детского коллектива, которым он руководит, систематизируются результаты диагностики и социологических исследований.
Основной этап предполагает непосредственную
социальную деятельность с использованием
вышеописанных форм работы с педагогическим
коллективом. Это психологическая помощь
и поддержка в организации работы групп
в режиме адаптации; индивидуальное и
групповое консультирование по вопросам
эффективного взаимодействия взрослого
и ребенка; разработка, организация и проведение
тренингов по теме «Секреты эффективного
взаимодействия воспитателя и дошкольника»,
дискуссионных клубов, гостиных, семинаров-практикумов,
круглых столов для педагогов с целью
повышения знаний о психологических особенностях
детей дошкольного возраста, а также пополнение
методической копилки педагогов «Секреты
педагогического этикета», помощь в организации
отдыха и досуга.
Таким образом, роль социального педагога
в гармонизации межличностных отношений
и организации взаимодействия заключается
не только в направлении коллектива, ориентированного
на решение общей педагогической задачи
и налаживание отношений, но и коренном
улучшении социальной ситуации развития
ребенка.