Работа социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:20, реферат

Описание работы

Проблема развития социальной педагогики сегодня представляется очень актуальной. Профессия «социальный педагог» официально появилась в России лишь около десяти лет назад, но, по сути, социальная помощь имеет глубокие исторические корни. Еще с давних времен известны многочисленные примеры благотворительности, попечительства.
В настоящее время имеется необходимая нормативная база для введения ставок социальных педагогов в штатное расписание дошкольных образовательных учреждений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..3
1. Принципы работы социального педагога…………….…………….…….6
2. Задачи и направления работы социального педагога в детском дошкольном учреждении…………………………………………….....…9
3. Функции, права и должностные обязанности социальных педагогов...12
3.1 Функции социальных педагогов…………………………………….12
3.2 Должностные обязанности…………………………………………..13
3.3 Права социальных психологов………………………………………16
4. Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в детском саду……………………………………………………………………...17
4.1 Диагностика…………………………………………………………..18
4.2 Коррекционная и развивающая работа……………………………..19
4.3 Консультативная работа……………………………………………..22
4.4 Профилактика и психологическое просвещение…………………..22
4.5 Организационно-методическая работа……………………………..24
5. Классификация форм работы социального педагога в детском саду…28
Вывод……………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 54.79 Кб (Скачать файл)

Педагоги-психологи ДОУ  по запросу родителей (или законных представителей) имеют возможность  привлечь дополнительных специалистов (из учреждений-партнеров ДОУ) для  проведения консультирования, с целью  оказания более широкого спектра  помощи, таким образом, воспитанникам, нуждающимся по результатам диагностики в медицинской помощи, даются рекомендации для обращения к соответствующим специалистам.

В процессе диагностики психолог также изучает отношения в  детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными  детьми.

 

            4.2 Коррекционная и развивающая работа.  

Основными направлениями  коррекционно-развивающей работы педагога-психолога  детского сада являются:

1. Обеспечения возможности  для осуществления детьми содержательной  деятельности в условиях, оптимальных  для  всестороннего психического  развития;

2. Обеспечение охраны  и укрепления психологического  здоровья ребенка;

3. Проведение  коррекции (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

4. Стимуляция и обогащение  развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

5. Проведение  профилактики вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

6. Развитие познавательной  деятельности и целенаправленное  формирование высших психических  функций;

7. Формирование произвольной  регуляции деятельности и поведения.

Задачи психокоррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников  на начальном этапе:

- Дать детям первичные  знания о некоторых базовых  эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе, интересе;

- Учить детей различать  эмоции по их схематическим  изображениям;

-Учить детей передавать  заданное эмоциональное состояние,  используя различные выразительные  средства (мимику, пантомимику, интонацию);

-Развивать у детей  эмпатию (способность к сопереживанию);

- Развивать сосредоточенность  на определенной работе;

В дальнейшем продолжается знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса; расширяются представления детей  об  эмоциях; сравнивать их. Детей обучают понимать свои чувства и чувства других людей, рассказывать об этом; ведется работа по расширению возможности контролировать свои эмоции.  Работа по развитию произвольного управления  поведением, способности сопереживать, совершать волевое усилие, сосредотачиваться на определенной работе становится особенно актуальной на пороге вступления ребенка в школьную жизнь.

Работа с эмоциональным  состоянием ребенка включает в себя такие формы деятельности специалиста, как: развивающие игры, игры с водой  и песком, сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление  историй совместно с ребенком; психогимнастика; куклотерапия: проигрывание истории, сюжет который травмирует ребенка; артерапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом; релаксационные упражнения.

В детском саду ведется работа педагога-психолога  с детьми, направленная на психокоррекцию коммуникативной сферы. В этом случае, прежде всего, педагог-психолог ставит перед собой следующие задачи:

-предотвратить возможность  возникновения у детей социальной  дезадаптации;

-дать детям начальные  знания о культуре жеста, возможности  выражать свои мысли и чувства  при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы;

-сформировать  чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;

-дать представление о  внешности и манере держаться  у представителей разных полов  и необходимости оказания помощи  друг другу в игре и совместной  деятельности.

-расширить представления  детей о различных способах  коммуникации с окружающими;

-дать детям дополнительные  сведения о важности и значимости  органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе  общения;

-сформировать позитивное  отношение к сверстникам;

-учить детей понимать  собеседника по выражению лица, положения тела, жестам, проявлениям  эмоций, а также выражать свои  эмоциональные реакции, мысли и чувства;

-учить понимать различия  между мальчиками и девочками  в основных чертах характера  и поведения.

При работе с умением ребенка  коммуницировать преимущественно  используются сюжетно-ролевые игры, беседы, рассматривание иллюстраций, пиктограмм, рисование, лепка, танцы, подвижные  игры, игры-занятия, игры упражнения для  развития общения.

Педагог-психолог особое внимание уделяет психокоррекции познавательной сферы, которая заключается, прежде всего, в стимуляции познавательной активности, а также в развитии мышления, произвольной и непроизвольной памяти, внимания, восприятия; развитии мелкой и крупной моторики.

Особое внимание в своей  работе педагог-психолог уделяет детям  с особенностями развития, ориентируясь на индивидуальные возможности каждого  воспитанника, с учетом которых строится коррекционная и развивающая  деятельность специалиста.

План индивидуальной работы  педагога-психолога с ребенком преимущественно включает в себя индивидуальные и групповые формы сопровождения. Однако, комплексная помощь основана прежде всего на тесном взаимодействии ребенка, специалиста, семьи, педагогов. Исходя из этого положения, педагог-психолог проводит индивидуальную (в форме консультаций) или групповую (в форме собраний, тренингов, групповых встреч) работу с родителями. А также находится в тесном сотрудничестве с другими специалистами сада, с воспитателями, помогая им выбрать адекватную форму взаимодействия с ребенком, обсуждая образовательный маршрут ребенка, кроме того, оказывая эмоциональную поддержку родителям (законным представителям) ребенка по итогам диагностики.

4.3 Консультативная работа 

По результатам проведенной  диагностической работы и в ходе коррекционно-развивающей деятельности специалисты детского сада уделяют  большое внимание консультативной  работе. Консультативная работа ведется  с родителями (законными представителями) ребенка, с другими членами семьи, принимающими участие в воспитании ребенка, а также с воспитателями группы.

При консультативной работе с родителями важно учитывать  их эмоциональное состояние, состояние  здоровья ребенка, которое влияет на климат в семье, особенности семейной истории. Так, семьи, находящиеся в  кризисных ситуациях – рождение ребенка с ОВЗ, развод, потеря кормильца, сложные бытовые или социальные условия жизни – нуждаются  в пристальном внимании психологов в процессе психолого-педагогической работы с ребенком в детском саду. Родители нуждаются в консультации психолога для повышения родительской компетенции, для стабилизации детско-родительских отношений, для знакомства с нормами  развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Психолого-педагогическое сопровождение  ребенка в детском саду обязательно  включает в себя помощь воспитателям в работе с ребенком. Воспитатель  совместно с психологом вырабатывает адекватную схему взаимодействия с  ребенком и формы работы с ним. Психолог также консультирует воспитателя  по вопросам взаимодействия с родителями (законными представителями) ребенка, обращая особое внимание на возникновение  возможных конфликтных ситуаций, на способы и урегулирования.

4.4 Профилактика и психологическое просвещение

Профилактическая и просветительская работа имеет большое значение в  работе психолога в ДОУ, так как  носит предупреждающий  характер.

Педагоги-психологи проводят профилактическую и просветительскую работу для родителей, педагогов, воспитателей в форме  семинаров-практикумов; экскурсий; праздников; тренингов; консультаций; размещения стендовой информации; родительских собраний и тематических встреч; рекомендательные советы о возможных источниках информации – методические пособия, книги, видеоматериалы и т.д.

Психолог детского сада обеспечивает родителей и педагогов своевременной  информацией об актуальных состояниях ребенка, возможных проблемах, которые  могут возникнуть в будущем.

Психолог наблюдает за тем, как построена деятельность ребенка в ДОУ. По итогам наблюдения специалист ведет работу со всем педагогическим составом сада, давая рекомендации об адекватной нагрузке на ребенка  во время занятий, об использовании  релаксационных пауз в течение всех занятий, проводящихся в ДОУ.

4.5 Организационно-методическая работа         

Организационно-методическая работа специалиста в ДОУ включает в себя следующие формы работы:

участие и проведение научно-практических семинаров, конференций; пополнение инструментария, пополнение пособий; анализ научной  и практической литературы, разработки развивающих и корректирующих программ; анализ результатов современных  психологических исследований; оформление нормативной документации; подготовка занятий, консультаций и других видов  работы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса; подготовка заключений и  методических рекомендаций; повышение  своей профессиональной компетенции  – самообразование и обучение на курсах повышения квалификации; психопрофилактика своего состояния  – саморефлексия и консультирование с психологом-консультантом.

В процессе психолого-педагогического  сопровождения ребенка в ДОУ  педагог-психолог участвует в следующих образовательных областях:

Физическая культура:   

- Развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация; 

-  Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);   

-   Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Здоровье :

- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

-  Воспитание культурно-гигиенических навыков;

- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Безопасность:    

- Формирование представлений об опасных  для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- Приобщение к  правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

Формирование осторожного  и осмотрительного отношения  к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Социализация:

Развитие игровой деятельности детей;

Приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Труд: 

Формирование положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного  участия детей в посильной  трудовой деятельности в детском  саду и дома.  

Воспитывать потребность  трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного  труд

Познание:   

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих  задач:

– сенсорное развитие;

– развитие познавательно-исследовательской  и продуктивной (конструктивной) деятельности;

– формирование элементарных математических представлений;

– формирование целостной  картины мира, расширение кругозора  детей.

Коммуникация:  

Овладение конструктивными  способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение  следующих задач:

–  развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

–  развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

– практическое овладение  воспитанниками нормами речи.

Чтение художественной литературы:  

Формирование интереса и  потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих  задач:

– формирование целостной  картины мира, в том числе первичных  ценностных представлений;

– развитие литературной речи;

– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического  вкуса.

Художественное  творчество:          

Формирование интереса к  эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей  в самовыражении через решение  следующих задач:

– развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

Информация о работе Работа социального педагога