Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:20, реферат
Проблема развития социальной педагогики сегодня представляется очень актуальной. Профессия «социальный педагог» официально появилась в России лишь около десяти лет назад, но, по сути, социальная помощь имеет глубокие исторические корни. Еще с давних времен известны многочисленные примеры благотворительности, попечительства.
В настоящее время имеется необходимая нормативная база для введения ставок социальных педагогов в штатное расписание дошкольных образовательных учреждений.
Введение………………………………………………………………….………..3
1.	Принципы работы социального педагога…………….…………….…….6
2.	Задачи и направления работы социального педагога в детском дошкольном учреждении…………………………………………….....…9
3.	Функции, права и должностные обязанности социальных педагогов...12
           3.1 Функции социальных педагогов…………………………………….12
           3.2 Должностные обязанности…………………………………………..13
 3.3 Права социальных психологов………………………………………16
     4. Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса   в детском саду……………………………………………………………………...17 
 4.1 Диагностика…………………………………………………………..18
           4.2 Коррекционная и развивающая работа……………………………..19
 4.3 Консультативная работа……………………………………………..22
 4.4 Профилактика и психологическое просвещение…………………..22
 4.5 Организационно-методическая работа……………………………..24
      5. Классификация форм работы социального педагога в детском саду…28
Вывод……………………………………………………………………………31
Педагоги-психологи ДОУ по запросу родителей (или законных представителей) имеют возможность привлечь дополнительных специалистов (из учреждений-партнеров ДОУ) для проведения консультирования, с целью оказания более широкого спектра помощи, таким образом, воспитанникам, нуждающимся по результатам диагностики в медицинской помощи, даются рекомендации для обращения к соответствующим специалистам.
В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.
4.2 Коррекционная и развивающая работа.
Основными направлениями 
коррекционно-развивающей 
1. Обеспечения возможности 
для осуществления детьми 
2. Обеспечение охраны и укрепления психологического здоровья ребенка;
3. Проведение коррекции (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
4. Стимуляция и обогащение 
развития во всех видах 
5. Проведение профилактики вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
6. Развитие познавательной 
деятельности и 
7. Формирование произвольной 
регуляции деятельности и 
Задачи психокоррекции 
эмоционально-волевой сферы 
- Дать детям первичные 
знания о некоторых базовых 
эмоциях: радости, удивлении, 
- Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям;
-Учить детей передавать 
заданное эмоциональное 
-Развивать у детей 
эмпатию (способность к 
- Развивать сосредоточенность на определенной работе;
В дальнейшем продолжается 
знакомство детей с эмоциями радости, 
удивления, страха, гнева, горя, интереса; 
расширяются представления 
Работа с эмоциональным состоянием ребенка включает в себя такие формы деятельности специалиста, как: развивающие игры, игры с водой и песком, сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком; психогимнастика; куклотерапия: проигрывание истории, сюжет который травмирует ребенка; артерапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом; релаксационные упражнения.
В детском саду ведется работа педагога-психолога с детьми, направленная на психокоррекцию коммуникативной сферы. В этом случае, прежде всего, педагог-психолог ставит перед собой следующие задачи:
-предотвратить возможность 
возникновения у детей 
-дать детям начальные 
знания о культуре жеста, 
-сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;
-дать представление о 
внешности и манере держаться 
у представителей разных полов 
и необходимости оказания 
-расширить представления детей о различных способах коммуникации с окружающими;
-дать детям дополнительные 
сведения о важности и 
-сформировать позитивное отношение к сверстникам;
-учить детей понимать 
собеседника по выражению лица, 
положения тела, жестам, проявлениям 
эмоций, а также выражать свои  
-учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.
При работе с умением ребенка 
коммуницировать 
Педагог-психолог особое внимание уделяет психокоррекции познавательной сферы, которая заключается, прежде всего, в стимуляции познавательной активности, а также в развитии мышления, произвольной и непроизвольной памяти, внимания, восприятия; развитии мелкой и крупной моторики.
Особое внимание в своей работе педагог-психолог уделяет детям с особенностями развития, ориентируясь на индивидуальные возможности каждого воспитанника, с учетом которых строится коррекционная и развивающая деятельность специалиста.
План индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком преимущественно включает в себя индивидуальные и групповые формы сопровождения. Однако, комплексная помощь основана прежде всего на тесном взаимодействии ребенка, специалиста, семьи, педагогов. Исходя из этого положения, педагог-психолог проводит индивидуальную (в форме консультаций) или групповую (в форме собраний, тренингов, групповых встреч) работу с родителями. А также находится в тесном сотрудничестве с другими специалистами сада, с воспитателями, помогая им выбрать адекватную форму взаимодействия с ребенком, обсуждая образовательный маршрут ребенка, кроме того, оказывая эмоциональную поддержку родителям (законным представителям) ребенка по итогам диагностики.
4.3 Консультативная работа
По результатам проведенной 
диагностической работы и в ходе 
коррекционно-развивающей 
При консультативной работе 
с родителями важно учитывать 
их эмоциональное состояние, состояние 
здоровья ребенка, которое влияет на 
климат в семье, особенности семейной 
истории. Так, семьи, находящиеся в 
кризисных ситуациях – рождение 
ребенка с ОВЗ, развод, потеря кормильца, 
сложные бытовые или социальные 
условия жизни – нуждаются 
в пристальном внимании психологов 
в процессе психолого-педагогической 
работы с ребенком в детском саду. 
Родители нуждаются в консультации 
психолога для повышения 
Психолого-педагогическое сопровождение 
ребенка в детском саду обязательно 
включает в себя помощь воспитателям 
в работе с ребенком. Воспитатель 
совместно с психологом вырабатывает 
адекватную схему взаимодействия с 
ребенком и формы работы с ним. 
Психолог также консультирует 
4.4 Профилактика и психологическое просвещение
Профилактическая и 
Педагоги-психологи проводят 
профилактическую и просветительскую 
работу для родителей, педагогов, воспитателей 
в форме  семинаров-
Психолог детского сада обеспечивает 
родителей и педагогов 
Психолог наблюдает за тем, как построена деятельность ребенка в ДОУ. По итогам наблюдения специалист ведет работу со всем педагогическим составом сада, давая рекомендации об адекватной нагрузке на ребенка во время занятий, об использовании релаксационных пауз в течение всех занятий, проводящихся в ДОУ.
4.5 Организационно-методическая работа
Организационно-методическая работа специалиста в ДОУ включает в себя следующие формы работы:
участие и проведение научно-практических 
семинаров, конференций; пополнение инструментария, 
пополнение пособий; анализ научной 
и практической литературы, разработки 
развивающих и корректирующих программ; 
анализ результатов современных 
психологических исследований; оформление 
нормативной документации; подготовка 
занятий, консультаций и других видов 
работы со всеми участниками 
В процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ педагог-психолог участвует в следующих образовательных областях:
Физическая культура:
- Развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация;
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Здоровье :
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Воспитание культурно-гигиенических навыков;
- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Безопасность:
- Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Социализация:
Развитие игровой деятельности детей;
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Труд:
Формирование положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
Воспитывать потребность трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного труд
Познание:
Развитие у детей 
– сенсорное развитие;
– развитие познавательно-
– формирование элементарных математических представлений;
– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Коммуникация:
Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
– практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Чтение художественной литературы:
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
– развитие литературной речи;
– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Художественное творчество:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
– развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);